Analitika.at.ua. Было бы, конечно, весьма странно, если бы в столь сложный для региона момент не высунулась с очередными провокационными "рекомендациями" МКГ - Международная кризисная группа (International Crisis Group). Опубликованный 14 апреля на официальном сайте организации и заботливо переведенный на турецкий язык (армянского варианта, разумеется, нет) документ под названием "Открытый разум, открытые границы: Турция и Армения" способен вызвать серьезнейшие сомнения в том, насколько его текст соответствует предназначению МКГ, позиционирующей себя в качестве "независимой" организации, созданной "для укрепления способности международного сообщества прогнозировать, понимать и действовать в целях предотвращения и сдерживания конфликтов".
Вообще-то этот весьма примечательный документ следовало бы привести полностью – в качестве классического образца политической ангажированности. Однако в целях экономии газетной площади мы вынуждены ограничиться публикацией наиболее красноречивых его положений. Итак, что же "рекомендует" МКГ не терпящим возражений императивным тоном правительству Армении?
1. Согласиться ратифицировать и применить пакет мер по нормализации отношений с Турцией, в том числе включающий разблокирование границ, установление дипломатических отношений и создание двусторонних комиссий. Продолжать готовить общественное мнение к примирению, а также избегать заявлений или действий на международной арене, касающихся темы признания Геноцида, что может направить турецкое общественное мнение против текущего процесса (выделено нами. – М.Г.).
2. Согласовать вместе с Азербайджаном в рамках Минской группы ОБСЕ базовые принципы по нагорно-карабахскому урегулированию, а затем начать отход с оккупированных территорий Азербайджана, а также стремиться к миру с Азербайджаном с полным осознанием того, что только таким образом можно укрепить процесс нормализации отношений с Турцией.
3. Четко заявить, что Армения не имеет территориальных притязаний к Турции, недвусмысленно признает ее территориальную целостность в рамках границ, закрепленных Карсским договором 1921 года.
4. Поощрять университеты и институты в проведении более широких исследований по вопросам, имеющим отношение к событиям 1915 года, желательно с участием турецких ученых и специалистов из третьих стран. Модернизировать книги по истории, убрать оттуда все предрассудки, а также организовать каталогизацию известных армянских архивов, относящихся к событиям 1915 года и вокруг них, где бы они ни находились.
Наиболее короткий комментарий к отчету МКГ мог бы звучать так: группа предлагает армянскому народу подписать приговор самому себе во исполнение всех оставшихся незавершенными стратегических планов Турции по ликвидации армянского государства и армянского присутствия на данной территории. Стоит вместе с тем более пристально рассмотреть, что же на самом деле стоит за весьма конкретно выраженными формулировками, не оставляющими места даже для формальных сомнений в субъективности и тенденциозности Кризисной группы.
В первую очередь бросаются в глаза два ключевых момента. Первый: МКГ фактически повторяет турецкую позицию о том, что нормализация армяно-турецких отношений должна связываться с карабахским урегулированием. Как иначе расценить тот факт, что в документе, посвященном вроде бы исключительно отношениям Армении и Турции, присутствует пункт о согласовании "базовых принципов урегулирования" карабахского вопроса, а также конкретное требование об "отходе с оккупированных территорий Азербайджана"?
Второй. По сути дела нормализация отношений с Турцией объявляется МКГ важнейшей и актуальнейшей задачей Армении, во имя которой армянский народ должен пойти на любые уступки, в том числе отказаться от политики признания Геноцида армян международным сообществом, чтобы – не приведи Господь! – турецкое общество не осерчало и не передумало мириться с армянами, пересмотреть собственную историю и "убрать оттуда все предрассудки" (читай: память о полутора миллионах жертв Геноцида) и провести "каталогизацию архивов" (что стоит за этим требованием, тоже нетрудно догадаться). Кроме того, к миру с Азербайджаном следует "стремиться" исключительно с "полным осознанием" жизненной важности отношений с Турцией.
3 года назад, когда Международная кризисная группа впервые заявилась со своим непрошеным отчетом по вопросу Арцаха (кстати, это произошло сразу после того, как в списке спонсоров организации появилось Министерство иностранных дел Турции), в прессе, в том числе и в нашей газете, появились публикации, во многом объясняющие ее протурецкую позицию в регионе. Наиболее полно и весомо аргументы изложены в статье российского эксперта Андрея Арешева "Международная кризисная группа, Нагорный Карабах и турецкое лобби". Сводятся они к тому, что состав исполнительного комитета МКГ дает достаточно оснований для серьезных сомнений в нейтральности и независимости этой организации конкретно в карабахском вопросе, поскольку ключевые позиции в нем занимают люди, известные как своей хорошо оплачиваемой лоббистской деятельностью в пользу Турции в США и вступления Турции в Евросоюз, так и крупными нефтяными интересами в регионе.
Посему позволим себе в свою очередь дать Международной кризисной группе ряд рекомендаций, которые, надеемся, позволят членам этой организации лучше выполнять официально заявленные функции и приблизят их к реальному миротворчеству. В качестве первого шага членам МКГ следует, несомненно, признать и преодолеть собственное поразительное невежество в вопросах армяно-турецких взаимоотношений – как исторических, так и современных - и обратить внимание на следующие обстоятельства.
1. Турция вот уже 16 лет осуществляет блокаду Армении по причине, не имеющей отношения к взаимоотношениям двух стран и вследствие этого являющейся актом военной агрессии. Поэтому представлять разблокирование границы в качестве акта доброй воли со стороны Турции означает откровенное пренебрежение всеми международно-правовыми нормами и документами. Если же Турция считает, что причина блокады имеет к ней прямое отношение, следовательно, она воспринимает Азербайджан как часть своей территории.
2. Азербайджан был основан в результате первого докипрского опыта захвата чужой территории и образования на этой территории второго турецкого государства. В настоящее время Турция всячески потворствует и поощряет воинственную риторику Азербайджана, направленную на продолжение легитимизации захваченных территорий.
3. Турция является международно-признанным агрессором, вот уже 35 лет оккупируя территорию члена Евросоюза – Республики Кипр, отказываясь подчиняться требованиям международного сообщества о выводе войск с территории Северного Кипра и не скрывая своей стратегической цели: создания третьего турецкого государства в самом сердце Европы.
4. Турция вот уже 88 лет не выполняет условия не потерявших силу Московского и Карсского договоров от, соответственно, мая и октября 1921гг., требовавших возвращения армянских беженцев в Нахиджеван. Более того, Турция руками Азербайджана организовала очередные акты Геноцида армян, насильственно изгнав в 1988-1992гг. сотни тысяч армян с территории восточного Закавказья и окончательно лишив их права возвращения на родину. Турция также нарушила условие указанных правовых актов относительно запрета на передачу Нахиджевана третьей стороне (Азербайджану).
5. За подробностями и с вопросами просим обращаться исключительно в Анкару.
Мы очень надеемся, что выполнение этих рекомендаций позволит Международной кризисной группе выйти из того глубокого системного кризиса, в котором она, очевидно, пребывает. Надеемся также, что это значительно повысит степень ее информированности и осведомленности в вопросах регионального характера и послужит началу цивилизованного диалога с Арменией во имя справедливого урегулирования существующих и предотвращения, и сдерживания будущих конфликтов.
Марина ГРИГОРЯН
golos.am |