Analitika.at.ua. В последнее время наблюдается дипломатическая, парламентская и общественная активность вокруг вопроса возможного открытия армяно-турецкой границы. Более того, даже назывался конкретный срок ее разблокирования - 16 апреля 2009 года. Но 16 апреля прошло, а граница по-прежнему остается на замке.
И все же многих волнует вопрос, имеются ли сегодня реальные предпосылки для открытия армяно-турецкой границы? Надо признать, мнения экспертов и политологов подчас довольно противоречивы и даже взаимоисключающи. И все-таки, как нам представляется, доминирует точка зрения, что граница будет открыта, и вопрос лишь – во времени.
Определенный оптимизм вселяет то обстоятельство, что в последние месяцы официальный армяно-турецкий диалог, начало которому было положено так называемой футбольной дипломатией, идет достаточно интенсивно. По уровню активности не отстают и представители неправительственных организаций двух стран. При анализе процесса улучшения отношений Еревана и Анкары не следует сбрасывать со счетов и внешний фактор, то есть влияние третьих сил и их заинтересованность в разблокировании границы. Речь, прежде всего, о Европейском Союзе и Соединенных Штатах, откровенно подталкивающих Турцию к сближению с Арменией и установлению с ней дипломатических отношений. Так, по сообщению радиостанции «Свобода» специальный представитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер Семнеби призвал Турцию открыть границу с Арменией, отметив, что любой шаг по исправлению «аномалии» важен и вытекает из интересов как региона, так и Европейского Союза. К этому призвал также президент США Барак Обама в ходе своего недавнего визита в Турцию. Учитывая претензии Турции на членство в Евросоюзе и ее отношения с США как с союзником по НАТО, где партия первой скрипки безоговорочно принадлежит Вашингтону, все, вроде бы, говорит в пользу скорейшего открытия армяно-турецкой границы. На первый взгляд, есть определенные предпосылки для столь серьезного дипломатического прорыва, который, вне всякого сомнения, радикальным образом изменит геополитическую ситуацию в регионе.
Однако имеется еще один внешний фактор, который приходится учитывать при рассмотрении данного вопроса. Это – Азербайджан, который весьма болезненно и ревниво реагирует на возможную нормализацию армяно-турецких отношений. Президент Ильхам Алиев заявил буквально следующее: «Мы отслеживаем возможные геополитические перемены в регионе и принимаем необходимые меры. Еще раз хочу сказать, что в этом направлении Азербайджан никогда не откажется от своей принципиальной позиции». А позиция Азербайджана заключается в том, что нормализация армяно-турецких отношений возможна лишь в случае урегулирования карабахского конфликта.
Опасения азербайджанской стороны вполне объяснимы, так как в случае открытия границы и установления дипломатических отношений Турции с Арменией позиция Баку в процессе карабахского урегулирования ослабнет, так как он лишится одного из своих важных козырей в политике по изоляции Еревана и оказанию на него дипломатического давления. Более того, азербайджанцы хорошо осознают, что разблокирование границы позволит вовлечь Армению во многие энергетические и транспортно-коммуникационные проекты, которые ранее осуществлялись в обход армянской территории. А значит, при таком развитии событий не исключено, что в вопросе карабахского урегулирования Баку может стать более сговорчивым и отказаться от своей нынешней максималистской позиции.
Разумеется, подобное развитие ситуации - пока из области гипотез, однако Баку уже предпринимает превентивные меры по нейтрализации возможных угроз своей внешней политике и оказанию прессинга на Анкару. К их числу можно отнести отказ Ильхама Алиева ехать в Стамбул, где с участием президента США проходил «Альянс цивилизаций», подписание меморандума между ГНКАР и "Газпромом", а также переговоры по газопроводу «Белый поток», который должен пройти в Европу в обход не только России, но и Турции. Не исключено, что занятая Азербайджаном поза обиженного – всего лишь имитация охлаждения отношений между Баку и Анкарой с далеко идущими политическими целями. Тем не менее, в этом контексте примечательно отношение к такой позиции министра иностранных дел Турции Али Бабаджана, высказанное им 7 апреля на встрече со своим армянским коллегой Эдвардом Налбандяном. Турецкий министр отметил, что его мало интересует реакция Баку на предстоящее установление дипломатических отношений между Анкарой и Ереваном. К тому же добавил, что в «последнее время Азербайджан пытается играть несоразмерную его весу и статусу в регионе роль».
Истины ради следует отметить, что дней через десять президент Турции Абдула Гюль практически дезавуировал высказывание своего министра, на встрече с женщинами-депутатами азербайджанского парламента заявив, что «Турция никогда не предаст интересы братского азербайджанского народа». Думается, это не просто реверанс перед представителями слабого пола Милли меджлиса Азербайджана, а самые что ни на есть изощренные приемы и хитросплетения турецкой дипломатии. Именно поэтому обеим армянским сторонам не следует особо обольщаться и питать иллюзии относительно того, что возможное открытие армяно-турецкой границы способно тем или иным образом повлиять на разрешение карабахского конфликта. Это два совершенно разных процесса, и увязка их друг с другом, на чем пытается строить свою политику в процессе урегулирования Азербайджан, лишена логики и недопустима. Чего, собственно, настойчиво и требует Армения, предлагая нормализовать армяно-турецкие отношения без всяких предварительных условий.
Леонид Мартиросян
defacto.am |