Analitika.at.ua. “Есть европейские народы, которым достаточно было бы сказать лишь слово, чтобы положить конец этим жестокостям...
Заведующий кафедрой армянского языка в Парижской школе живых восточных языков профессор Фредерик МАКЛЕР (1869-1938) — один из самых крупных ученых-арменистов первой трети ХХ в., чье творчество, продолжая традиции французской арменоведческой школы, внесло значительный вклад в арменоведение. Ученый живо откликался на актуальные события, относящиеся к судьбам Армении, выступая в защиту армянского народа в переломные и драматические моменты его истории. Ниже предлагаем статью Маклера “Истребление армян” из сборника “Autour de l`Armenie” (“Об Армении”, 1917 г.), обширный материал которого автор характеризует как очерк, представляющий в общих чертах исторические судьбы армянского народа. Данная статья — лишь малый фрагмент огромного целого, один из множества примеров, позволяющих судить о позиции и взглядах автора на Армянский вопрос и геноцид. Статья Ф.Маклера впервые переведена и подготовлена ст.научным сотрудником ЕГУ Элеонорой Гукасян.
С тех пор как говорят о резне армян, с той поры как на счету бывшего султана Абдул Гамида числятся полмиллиона его армянских подданных, убитых по его приказу, европейские нации, видимо, привыкли к раздающимся с Востока этим душераздирающим призывам, и эта человеческая бойня становится чуть ли не нормальным явлением, с которым уже почти смирились. К тому же союзным державам предстоит выполнить достаточно трудную задачу, чтобы найти свободное время для вмешательства в дело защиты жертв оттоманского варварства. Есть и другие европейские народы, которым достаточно было бы сказать лишь слово, чтобы незамедлительно положить конец этим жестокостям. Однако они не только не произносят этого слова, но еще устами некоего графа Ревентлофа провозглашают право и обязанность турецких властей “принять действенные меры против недостойных доверия, жаждущих крови и непокорных армян”!
В этом стремительном натиске народов друг на друга, где жажда смерти, потребность разрушения, страсть к уничтожению стали правилом, поражает заметный рост числа погромов, убийств, преступлений, словно смерть в недостаточной мере выполнила свою работу, уничтожив тех, на чью долю выпал долг сражаться, честь победить или умереть.
И задаешься вопросом: в чем причина этого рецидива турецкого фанатизма по отношению к армянам? Причину эту найти нетрудно. Она объясняется позицией армян. Искать ее следует и в характере самих турок.
Как только в августе 1914 года началась война, армяне, руководствуясь лишь своей совестью, решительно примкнули к союзникам: одни добровольцы встали под французские знамена, тогда как другие вступили в ряды русской армии. Это было более чем достаточно, чтобы навлечь на себя ненависть турок.
Каковы же глубинные тайники турецкого менталитета? Турки сами ничего не умеют делать. Несмотря на несколько веков пребывания в городах, они остались кочевым народом. Тщетны были бы старания назвать хотя бы один построенный ими значительный населенный пункт. Они заставляют работать других, даже оставляют им поначалу некоторую свободу действий; затем, когда усилия работника венчаются успехом и начинают приносить плоды, когда турок полагает, что гяур может стать для него опасным, он подстрекает к мятежу, за которым неминуемо следуют погромы мятежников.
За время своего существования армянский народ никогда не был на иждивении завоевателей, всегда заботился о своей религии, школах, больницах и других благотворительных заведениях — и это несмотря на все более изнурительные легальные и нелегальные налоги, которые он исправно платил. Турецкое правительство никогда не потратило на армян ни единого “пара”. Обратное же происходило часто, и в крупных центрах, где есть армянские, еврейские и турецкие больницы, нередко можно наблюдать, как турки идут бесплатно лечиться в армянские больницы, содержащиеся исключительно на средства армян.
Другое явное доказательство некомпетентности турок — это то, что в их центрах нет ни одного турецкого экспортера, который непосредственно ведет дела с Европой. Турки довольствуются тем, что торгуют внутри страны. Они совершенно неспособны вести крупную торговлю — настолько, что посредниками турецких коммерсантов являются армяне или греки, которым они отправляют свои товары на комиссию.
Уже многократно повторялось, что, будучи фаталистами и не имея никакого воспитания, турки не могли европеизироваться. Их мозг притуплен двумя этими факторами: фатализмом и отсутствием воспитания. У турок менталитет их предков, и в течение шести веков, опустошая и разоряя Европу и Переднюю Азию, они не сделали никаких усилий, чтобы решительно вступить на путь цивилизации и прогресса. Турки грабят, убивают, устраивают массовые погромы, насилуют, как это делали их предки, хорошо себя чувствуют при таком порядке вещей и поддерживают его. Они считают, что тем более имеют для этого основания, коль скоро их открыто одобряют союзники. И не видят, бедняги, что само их невежество является одной из побудительных причин, в силу которых их немецкие друзья поощряют их уничтожать армян.
Армяне же вместе с греками и другим коренным населением являются трудящимся, кормящим, производящим элементом Оттоманской империи. Как только этот элемент будет уничтожен и торговля, банковское дело и промышленность окажутся в руках одних турок, они, эти самые турки, в силу своей исконной бездарности бросят клич своим, если можно так выразиться, друзьям, которым уже видится вступление во владение всем, что некогда было Оттоманской империей.
...Тактика турецких властей, вывозящих армян за город, чтобы удобнее было их убивать, заключалась прежде всего в том, чтобы исключить для их жертв возможности укрыться у сочувствующих мусульман. В открытом море или в глубинке резню совершали свободнее, не опасаясь жалости неудобных свидетелей. Истребляя армян, турки делали “благое дело” и полагают, что в одном лишь Трапезунде чистые убытки армян как в движимом, так и в недвижимом имуществе могут быть оценены в сто миллионов франков. Если в 1896 г. довольствовались тем, что разоряли армян и сразу же после объявления банкротства захватывали их состояние, то в 1915 г. их просто-напросто истребляют, чтобы завладеть их богатством.
То, что произошло в Трапезунде, имело место во всех крупных оттоманских центрах, насчитывавших большие армянские общины, и число уничтоженных именем “Единения и Прогресса” жертв правительства младотурок — союзника немцев, австро-венгров и болгар — оценивается более чем в миллион. Воспитанные в правилах кровавого султана, ученики намного превзошли учителя. Кровь стольких невинных жертв взывает о мщении, и число убитых приобретет большой вес, когда наконец пробьет час победы и придет пора воссоздавать человечество, свободное от дерзкого милитаризма и навсегда избавленное от турецкого кошмара.
(С сокращениями)
Фредерик МАКЛЕР
НВ |