Analitika.at.ua. Процесс активизации армяно-турецких контактов сопровождается всякого рода аномальными явлениями в атмосфере. После каждого более или менее громкого заявления о возможности нормализации (в самом обозримом будущем) двусторонних отношений на заблокированной границе выпадает снег. Причем тем обильнее, чем ближе к маю. Одни политические циклоны сменяются другими, вследствие чего по периметру той же границы пролегает атмосферный фронт и устанавливается зона высокого дипломатического давления. Однако по какой-то непонятной причине официально декларируемое потепление каждый раз проявляется в форме похолодания в регионе. Вероятно, такая погодная аномалия каким-то образом связана с неестественностью самого потепления.
Неестественна и оскорбительна мысль о том, что переговаривающиеся стороны много раньше договорились приурочить совместное заявление о нормализации отношений к наиболее скорбной дате армянской истории, но ведь так оно и было. Впрочем, если покопаться в международной хронике, всегда можно натолкнуться на прецеденты приурочивания того или иного громкого события к определенно значимому дню национального календаря. Особенно часто такое практикуется в странах, где политическая элита вполне добровольно контролируется извне. Новейшая история Грузии или Ирака – убедительное тому подтверждение (Михаил Саакашвили должен был осуществить переворот именно в праздник Георгоба, Саддама Хусейна непременно должны были казнить в Курбан Байрам; подобных примеров великое множество). Тактика "календарного преображения" как один из способов ведения интеллектуальной войны ориентирована на внедрение в массовое сознание главной мысли о преходящем значении национальных, читай - вечных, ценностей. Именно так пишутся новые календари.
Анонс же "в канун 24 апреля" циничен уже тем, что этот "черный выходной" армянской истории – порождение политики одной из "Высоких Договаривающихся сторон". Кстати, абсолютно не признающей своей ответственности и даже не замечающей предмета вины.
Стоит ли удивляться тому, что 24 апреля 2009 года мировые средства информации представляли тему Геноцида лишь на фоне потепления отношений "между двумя соседними странами" и в контексте выработки пресловутой "дорожной карты", о которой ровным счетом ничего неизвестно и чьи детали – вероятно, ввиду отсутствия таковых – не только не разглашаются, но и не подвержены столь характерной для прочих "дорожных карт" утечке.
Вообще в этом виртуальном документе очень много больших и малых дыр, как в том же швейцарском сыре; именно при посредничестве Швейцарии и была "начертана" карта. Таким образом, анонс "в канун 24 апреля" констатирует не появление (в полночь) механизма поэтапного налаживания двусторонних отношений, а становление нового международного календаря для отдельно взятой сферы армяно-турецких отношений. Этим и будет продиктовано обращение американского президента к нации…
В контексте неадекватного международного отражения реального положения дел особенно выделяется вопрос, связанный с перспективами разблокирования армянской границы. Практически во всех сообщениях, дискуссиях и обсуждениях этой темы совершенно неправильно представляется главная причина блокады, якобы обусловленная "ответной реакцией" турецких властей на политику официального Еревана по международному признанию и осуждению Геноцида армян. Этот искаженный подход, естественно проецирующийся на все последующие рассуждения, даже не оспаривается. Конечно, было бы очень неплохо, если бы администрация первого армянского президента и лично он сам отстаивали с международных трибун необходимость признания Геноцида. Однако этого не было ни до весны 1993 года (когда граница была перекрыта окончательно), ни после нее, вплоть до отставки Левона. Главная и единственная причина армянской блокады – это отчаянное сопротивление армян азербайджанской оккупации и участие Турции в этой войне.
Именно этим объясняется совместная блокировка армянской государственности. Практически речь идет о двух флангах (азербайджанском - восточном и турецком - западном) одной и той же блокады. Иное дело, что после смены власти официальный Ереван стал поборником международного признания Геноцида, о чем впервые и заявил президент Роберт Кочарян с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 году. Принципиально важно знать, что только и только после этого Анкара (именно уловив момент) выдвинула второе предусловие, которое уже сегодня посредством тонких манипуляций турецкой дипломатии вдруг стало "первым", оттеснив главную и единственную причину блокады и даже повод, – Кельбаджарскую операцию.
Армянская сторона, если она, конечно, склонна продолжать отстаивать национальные интересы, просто обязана постоянно вскрывать сущность блокады и каждый раз отмечать, что такого понятия, как "турецкая блокада", в политике не существует. Разблокирование армянских коммуникаций – это комплексный процесс, который не может быть локализован по периметру лишь армяно-турецкой границы. И ответственность за него тоже должна быть комплексной; ее должны понести две страны, которые навязали армянскому народу жестокую и кровопролитную войну и обоюдным старанием отрезали Армению от внешнего мира, причем еще до перелома в ходе боевых действий.
В противном случае вырисовывается совершенно искаженная картина действительности: Турция, якобы "обидевшаяся" на Армению за ее внешнеполитический курс по признанию Геноцида (которого в 1993 году не существовало), просто вынуждена была перекрыть доступ "коммуникационного кислорода" до окончательного прояснения ситуации. И вот теперь ситуация как бы проясняется. Анкара, таким образом, полностью избавляет себя от ответственности за участие в войне (блокада и есть форма ведения войны) и даже предстает в качестве "конструктивной силы", способной на "жесты доброй воли". Почему бы в таком случае не анонсировать виртуальную готовность к подобному жесту в канун 24 апреля?
Арис КАЗИНЯН
golos.am |