Analitika.at.ua. 25 апреля в азербайджанской прессе была опубликована писанина недавнего изгоя, ныне скрывающегося под псевдонимом Азер Мамедов, в которой автор отчаянно пытается вернуть утерянное доверие вершителей судеб Азербайджана. Известно, в Азербайджане доверяют и лелеют лишь тех, кто способен профессионально оболгать Армению и армянский народ. Учитывая это обстоятельство, «Азер», давно уже страдающий болезненным самолюбием, решил тявкнуть не на кого нибудь, а президента Армении Сержа Саркисяна. Классический пустобрех породы мелких шавок, любящих брехать из под забора огорода хозяина. При этом «Азер Мамедов» придумал себе псевдоним, повторяющий фамилию и имя президента Фонда возрождения талышской культуры Азера Мамедова. Авось армяне купятся на этот дешевый трюк и рассорятся с талышами, дискриминируемым коренным народом в Азербайджане. Однако натуру не скроешь: из всей писанины Лжеазера Мамедова торчат ослиные уши опального пустобреха.
Что же послужило основанием для хамских выражений Лжеазера в адрес Сержа Саркисяна? Выясняется, что побудительным мотивом для него послужили несколько выражений президента Армении, в частности, заявление Сержа Саркисяна о том, что именно азербайджанская сторона начала войну против жителей Нагорного Карабаха и представила серьезную угрозу и вызов существованию гражданам Нагорно-Карабахской Республики. Обиделся Лжеазер и на другое заявление президента Армении: «Нагорный Карабах никогда не был частью Азербайджана».
У прочитавшего эти строки Лжеазера разыгралась фантазия, он оседлал вдохновение и разразился обширной статьей, в которой попытался опровергнуть истину. Не будем опускаться до уровня невоспитанного борзописца и отвечать ему на том же уличном сленге бакинских подворотен, попробуем разобраться в его «аргументах».
Лжеазер утверждает, что «в конце 1987 года Армянская ССР открыто предъявила территориальные притязания на Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО). С этого момента началось планомерное изгнание азербайджанцев из Армянской ССР и НКАО». К подобному сногсшибательному выводу он пришел на основании... выступления московского академика А. Аганбекяна, в котором тот высказал мнение, что возвращение Карабаха Армении способно благотворно повлиять на экономику края. Если исходить из этой логики, то «территориальные притязания» Армянской ССР на Карабах имеют значительно более долгую историю, и отсчет надо вести со времени волюнтаристского включения Карабаха в пределы Азербайджанской ССР в июле 1921 года.
Но «наш» автор без устали нанизывает одно голословное утверждение на другое: «С этого момента (конец 1987 года) началось планомерное изгнание азербайджанцев из Армянской ССР и Карабаха», - без тени смущения утверждает он. В конце 1987 года между армянами и азербайджанцами произошло одно столкновение – районные власти и милиция подконтрольного Азербайджану Шамхорского района разгромили несколько домов и избили десятки людей в древнем армянском селе Чардахлу. Других событий, хоть каким боком способных быть притянутыми к определению «межнациональные столкновения» или беспорядки в регионе не было. Но что есть истина для Лжеазера, как не возможность оболгать ее?
Что он и продолжает делать с упорством, достойным лучшего применения. Упомянув о решении Областного Совета НКАО «О ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР», он констатирует: «Данное решение положило начало целенаправленному отторжению НКАО от Азербайджанской ССР». Ни слова о том, что «Ходатайство» действительно явилось ходатайством, и что в ответ на него уже через день из в то время азербайджанонаселенного Агдама на Степанакерт двинулась огромная толпа вооруженных железными прутьями и охотничьими ружьями азербайджанцев. А еще через три дня в далеком от Карабаха Сумгаите начались массовые убийства армян. Именно этот ответ Азербайджана, а вовсе не изложенное в цивилизованно-просительной форме Ходатайство, положил начало противостоянию двух соседних народов. Истоки нагорно-карабахского конфликта надо искать в Сумгаите и Агдаме, а не в демократически выраженной просьбе карабахских депутатов.
«Разделавшись» с поисками истоков карабахского конфликта, Лжеазер переходит к другой фразе С. Саркисяна, о том, что Карабах никогда не был частью Азербайджана. Начав, по привычке, с оскорбительных выражений, он вдруг начинает доказывать, что «Карабах во все периоды истории, включая XIII-XIV века, являлся неотъемлемой частью Азербайджана». О том, почему ему так приглянулись означенные века, мы еще скажем, но прежде напомним, что государство под названием «Азербайджан» родилось в 1918 году. Но может, в 1918 году произошло изменение названия некоего древнего государства, а не его рождение? Может, Азербайджан назывался как то иначе, например, Гейдарстан? Выясняется, что нет, просто, как утверждает Лжеазер, «Правители государств Хулагуидов и Джалаиридов постоянно отдыхали в Карабахе, и ряд вопросов, имевших важное государственное значение, рассматривался здесь».
Ну, что тут поделаешь? Хулагу, основатель Хулагуидов, был любимым внуком... монгольского Чингиз хана. Во второй половине XIII века он завоевал Иран и большую часть Ирака. После этого он принял титул ил-хана «подчиняющийся великому хану». Его потомки на некоторое время завоевали часть территории, ныне именуемой Азербайджаном, однако оставались «ил-ханами».
Что касается Джалаиридов. Основателем этого рода явился чингизханов полководец Джучи Термела из крупного монгольского племени джалаир (согласно сведениям Абу-л-Гази, племя джалаир насчитывало 70 тысяч юрт). В первой половине XIV века его внук Хасан Бузург захватил власть в северных провинциях Ирана, а затем на некоторое время овладел Ширваном.
Возможно, не будем спорить, хотя и не представляем, откуда у Лжеазера эти сведения, Хулагуиды и Джалаириды отдыхали в Карабахе, что это может означать. Уж не готовится ли Азербайджан заявить о своих претензиях на средиземнорское побережье Испании? Там он иногда не только отдыхает и, возможно, рассматривает ряд вопросов, имеющих государственное значение, но и владеет недвижимостью в виде ряда вилл и особняков. И, кстати не только он, но и ряд других государственных деятелей Азербайджана. При желании Азербайджан может провести там заседание правительства.
Еще одна ложь Лжеазера: «француз Жан Шарден, посетивший в 1673 году город Ереван, писал, что город состоял из 800 домов, и все его жители без исключения были «чистокровными Сефевидами», то есть тюрками-кызылбашами». Бедный Лжеазер. Откуда же ему знать, что в Музее истории Еревана хранится панорамный рисунок Еревана, выполненный... Жаном Шарденом, будущим отцом выдающегося французского художника Жана Батиста Шардена? На рисунке обозначены крепость, главная площадь, несколько церквей, в том числе и сохранившиеся по сей день Еркересни и Катогике, городские кварталы... Наверное, в этих церквах жгли свечки, молились и пели псалмы тюрки-кызылбаши или даже сами монголы Хулагуиды с Джалаиридами.
Между тем «наш» Лжеазер на полном серьезе, не забывая при этом юродствовать, «сообщает» президенту Армении, что до XV века Эчмиадзин не являлся центром армянской церкви, а был... азербайджанским селом . Как же объяснить хамоватому потомку Хулагуидов, для которого история начинается с XIII века, что Вагаршапат-Эчмиадзин являлся столицей армянского государства еще во втором веке? Что Соборная церковь там построена в самом начале четвертого века. Да и стоит ли? В пустую голову, говорят, ничего не вобьешь.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
voskanapat.info |