Analitika.at.ua. У Швейцарии есть несколько серьезных брендов. Кроме сыра и часов эта страна по праву славится также своими традициями миротворца. За последние сто лет на швейцарской земле было подписано несколько десятков соглашений об урегулировании глобальных политических противостояний и разрешении затянувшихся территориальных споров. В мае прошлого года в Берне при посредничестве высокопоставленных швейцарских дипломатов состоялась встреча заместителя министра иностранных дел Армении и советника главы внешнеполитического ведомства Турции. Итогом нескольких раундов секретных переговоров стало то, что диалог было решено вынести на официальный уровень и придать ему публичность. Спустя год после первой бернской встречи дипломатов внешнеполитические ведомства Армении и Турции и федеральный департамент иностранных дел Швейцарии огласили совместное заявление, ознаменовавшее прорыв в отношениях между Анкарой и Ереваном.
Детали “дорожной карты”, определяющей очередность шагов по нормализации двусторонних отношений, известны пока еще весьма ограниченному кругу лиц. Посему комментарии на предмет содержания документа не кажутся уместными. Сообщение пресс-службы МИД Армении о том, что организованная турецкой прессой “утечка информации” не отражает реальность, лишает каких бы то ни было оснований всерьез воспринимать фальшивку, растиражированную газетой “Сабах”. Так что если сегодня и можно давать какие-либо оценки, то не самому документу, а лишь выбору даты его оглашения. На этой теме и остановимся. Ясно, что, опубликовав совместное заявление накануне 24-го апреля, стороны оказали немалую услугу Бараку Обаме. Белому дому как воздух была нужна возможность сослаться на какой-то документ, обосновывающий оптимизм в вопросе урегулирования армяно-турецких отношений. Только это могло оправдать факт того, что в традиционном президентском обращении так и не прозвучала обещанная формулировка. Но означает ли оказанная американскому президенту услуга, что армянская дипломатия пошла на попятную? Допустим, официальный Ереван настоял бы на том, чтоб огласить заявление не 22-го, а, скажем, 26-го апреля. Что бы изменилось? Кого бы мы “наказали”? Барака Обаму, которого поставили бы в неловкое положение, выставив обманщиком, не способным сдержать данное обещание? Но разве именно это было нашей целью?
То, что новая вашингтонская администрация пока еще не готова официально признать факт армянского геноцида, стало ясно уже после визита Обамы в Турцию. Вскоре после этого подтвердились сведения о том, что госсекретарь Хиллари Клинтон намерена уже в мае вновь посетить Анкару для обсуждения деталей вывода через территорию Турции дислоцированных в Ираке американских войск. В этих условиях трудно было рассчитывать на то, что Обама в своем послании произнесет долгожданное слово “геноцид”. Однако неспособность вашингтонского правителя сдержать обещание обязывала его проявить еще большую настойчивость в отношении турецких партнеров с тем, чтоб вынудить их отказаться от предварительных условий нормализации отношений с армянами. Результатом этих усилий и стало оглашенное в ночь на среду заявление. Если нашей задачей было склонить Анкару к отказу от предварительных условий, то в какой-то мере цель достигнута. Конечно же, не без помощи Обамы. Ведь в оглашенном заявлении нет ни слова о связи между развитием армяно-турецкого диалога с процессом урегулирования карабахского конфликта. Более того, об этом не упоминается даже в публикации газеты “Сабах”, якобы получившей доступ к тексту самой “дорожной карты”. Даже если допустить, что опубликованная в турецкой прессе информация не является фальшивкой, следует заметить, что ни в одном из пяти перечисленных пунктов “документа” нет упоминания о связи между установлением дипломатических отношений и перспективой вывода армянских сил из районов низменного Карабаха. В таком случае на чем может быть основано беспокойство отечественных пессимистов, привыкших не доверять армянским дипломатам?
В то же время нельзя не заметить нервозность, которую вызвало оглашение заявления в Азербайджане. Ильхама Алиева не может не беспокоить то, что в документе нет даже намека на зависимость армяно-турецкого диалога от продуктивности переговоров по урегулированию карабахского конфликта. Комментарий азербайджанского МИДа выдает озабоченность бакинских дипломатов. В заявлении внешнеполитического ведомства, опубликованном утром 23-го апреля, говорится: “Азербайджан надеется, что разработанная “дорожная карта” будет претворяться в контексте заявлений представителей турецкого политического руководства о том, что отношения между Турцией и Арменией будут устанавливаться при условии освобождения оккупированных азербайджанских территорий”. Спустя пару часов после оглашения этого документа министр Эльмар Мамедъяров, по-видимому, счел, что говорить об “условиях” уже поздно, и поручил своему пресс-секретарю откорректировать сказанное. Выступление споксмена несколько сместило акценты. “Позиция азербайджанской стороны заключается в том, что нормализация турецко-армянских отношений и открытие границ должны идти параллельно с процессом вывода армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана”. Суть изменилась не сильно, но главное в том, что совместное заявление внешнеполитических ведомств Армении, Турции и Швейцарии вынудило азербайджанский МИД искать новые формулировки, скрывающие растерянность и разочарование. В отличие от правителей оппозиционеры отчетливо заявляют о том, что принятая Ереваном и Анкарой “дорожная карта” означает отказ Турции от предварительных условий, связанных с Карабахом. “Информация о достижении Турцией и Арменией рамочного соглашения производит впечатление, что Турция готова пойти на односторонний шаг, не связывая его с решением карабахского вопроса”, — заявил депутат меджлиса Азербайджана Айдын Мирзазаде. С ним абсолютно согласен турецкий парламентарий Шюкрю Элекдаг. “Азербайджанский народ прав, говоря, что турецкое правительство предало его”, — подчеркнул он.
Дабы пресечь неожиданные комментарии со стороны официального Баку, президент Турции Абдулла Гюль в четверг рано утром позвонил Ильхаму Алиеву. Содержание их телефонного разговора, конечно же, не известно. У турецкого руководства было достаточно времени для того, чтобы выработать новую тактику контактов с бакинским правителем. Известно, что сразу после оглашения совместного армяно-турецко-швейцарского заявления Абдулла Гюль и Реджеп Тайип Эрдоган уединились аж на три часа. Али Бабаджан в консультациях не участвовал. Удивляться этому не стоит, так как, по некоторым сведениям, министр иностранных дел в ближайшее время будет отстранен от должности. Новым главой внешнеполитического ведомства может стать главный советник премьер-министра по внешнеполитическим вопросам Ахмед Давутоглу, которому Гюль и Эрдоган доверяют больше, чем Бабаджану. Не исключено, что предстоящее заседание Совета национальной безопасности будет последним для Бабаджана. 28-го апреля он представит членам совета доклад по вопросу армяно-турецких отношений, после чего может быть принято принципиальное решение относительно “дорожной карты”. О подробностях принятого решения Ильхаму Алиеву сможет рассказать лично Абдулла Гюль. Турецкий президент собирается посетить Баку уже в первых числах мая. А пока что он успокаивает своих “младших братьев” на расстоянии. “Установление дипломатических отношений между Турцией и Арменией будет позитивным для всего региона. Этот шаг будет отвечать интересам всех стран в регионе, в том числе Азербайджана”, — заявил вчера Гюль, заверив сограждан в том, что “распространенная в прессе информация об ухудшении турецко-азербайджанских отношений недостоверна”.
Артем ЕРКАНЯН
НВ |