Analitika.at.ua. Интервью главы МИД РА Эдварда Налбандян агентству АРМЕНПРЕСС
- Есть мнения, что заявление от 22 апреля стало неожиданностью, даже прозвучали мнения о том, что мы были обмануты.
- О какой неожиданности или обмане может идти речь? Знаете, что на протяжении месяцев президент, министр иностранных дел страны неоднократно заявляли о том, что Армения стремится установить полноценные отношения с Турцией, нормализовать их без каких-либо условий, и сегодня этим заявлением мы также отмечаем, что идем к урегулированию отношений, открытию границ без каких-либо предварительных условий. В этих обстоятельствах о каком обмане или новости может идти речь?
- Вы говорите, что условий нет, но из Турции доносятся другие комментарии, озвучиваются другие мнения, а в Армении есть мнения, что мы идем на уступки.
- Знаете, создается такое впечатление, что мы сами себе не верим, мы не верим в собственные силы, в наши возможности, не верим, что Армения действительно может добиться какого-то прогресса, всегда думаем, что если мы добились чего-то, то взамен ждем какого-то подвоха. То есть если мы взобрались на дерево, то обязательно упадем на камни. Или мы думаем, что нас обязательно должны обмануть. Кто нас обманет? Если Турция, то она в первую очередь обманет себя, обманет мировое сообщество, обманет Соединенные Штаты, Россию, Евросоюз. Наше стремление искреннее и твердое: Армения стремится установить полноценные отношения с Турцией без всяких условий. И полагаю, у нас есть впечатление, что руководство Турции также стремиться продвинуться на этом пути и нормализовать отношения между двумя странами.
- Заявление было опубликовано 22 апреля – накануне годовщины Геноцида , что также дало повод к разного рода комментариям. Как вы это прокомментируете?
- Когда мы говорим о нормализации отношений без предварительных условий, мы подразумеваем, что не ставится в качестве условия решение карабахского вопроса или признание Геноцида армян. Нормализация отношений ни в коей мере не ставит под вопрос факт Геноцида армян, об этом неоднократно говорили президент страны, министр иностранных дел РА. Знаете, я надеюсь, что, когда мы улучшим, урегулируем наши отношения, не только руководители нашей страны – Армении придут на Цицернакаберд, чтобы возложить цветы, но к ним присоединятся и руководители Турции. Почему мы не можем добиться того же, что сделали Шарль де Голль и Аденауэр? Я убежден в том, что придет день, когда этот шаг сделают также руководители Армении и Турции. И когда настанет удобный момент для подобного шага, если мы дойдем до этого дня, может быть, это случится именно в апреле? В этом также, я думаю, может быть какой-то символ. И может быть, и в том, что это заявление было сделано 22 апреля, тоже есть что-то символическое.
- Тем не менее почему 22 апреля ночью?
- Вы имеете в виду, почему ночью? Знаете, в дипломатии нет понятий ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера. Вообще есть своя логика переговоров, которая приводит к определенным итогам, соответствующим подвижкам, о которых информируют общественность. Я помню, когда во Франции шел процесс признания Геноцида, когда в Сенате принимался закон о признании геноцида, то эти обсуждения продолжались и в полночь, а решение было принято в 4 часа утра. И никто не удивился, никто не спросил, "почему переговоры велись ночью и утром было принято это решение"?
- Есть мнение, что Армения идет на переговоры с Турцией, поскольку события прошлого года в Грузии и мировой экономический кризис не оставляют как бы другого выхода Армении, которая вынуждена найти язык с Турцией.
- Вы прекрасно знаете, что инициатива президента Республики Армения была проявлена месяцы назад, месяцы назад до известных событий в Осетии, а также то, что, когда прозвучала эта инициатива, экономика Армении развивалась двузначными цифрами, как и в предыдущие 7-8 лет. Так что дело обстояло не так, как представляют: решение было принято вполне осознанно: мы должны нормализовать отношения с Турцией.
- Понятие "дорожная карта" внесло некоторую сумятицу. Что представляет собой этот документ? Какие положения и принципы он содержит?
- Знаете, это простая договоренность сторон: "дорожная карта" - это временной график тех шагов, которые должны быть сделаны сторонами для того, чтобы достигнутые договоренности вступили в силу и начали реализовываться: в этой карте нет каких-либо положений или принципов. Положения и принципы будут в том договоре или договорах, которые должны быть подписаны между сторонами.
- Как вы прокомментируете международный резонанс относительно армяно-турецких отношений?
- Знаете, если бы мы жили в советское время, то сказали бы, что все прогрессивное человечество приветствует предпринимаемые Арменией шаги, во всяком случае многие страны, Евросоюз, Соединенные Штаты, Россия, Швейцария, которая выступала посредником в этом процессе. Почти нет страны, которая не только не приветствовала бы, но и не оказывала всяческой поддержки в этом процессе. Может быть, есть одна страна, которая относится к этому с некоторыми оговорками, это Азербайджан. Но, полагаю, это неправильный подход, поскольку нормализация армяно-турецких отношений окажет только позитивное воздействие на весь регион, а Азербайджан является частью этого региона.
- Как вы прокомментируете использование в послании президента США Барака Обамы словосочетания "Мец Егерн"?
- Во-первых, скажу, что заявление президента Обамы – шаг вперед по сравнению с заявлениями других президентов Соединенных Штатов, сделанных по этому поводу. В этом заявлении есть очень сильные пункты. Президент Обама заявил, что он неоднократно высказывал свою позицию относительно событий 1915г. и не изменил своего мнения. Президент Обама использовал в своем послании словосочетание "Мец Егерн", мы, армяне, сами используем как понятие "геноцид", так и "Мец Егерн". Но, конечно, армянство ожидало, что президент Соединенных Штатов использует слово "геноцид". Поскольку мы говорим о президенте Соединенных Штатов, я хотел бы подчеркнуть то важное личное содействие, которое он оказывает в процессе нормализации армяно-турецких отношений.
Грайр Зорян, АРМЕНПРЕСС
Источник: golos.am
|