Analitika.at.ua. Жемчужиной в короне западных инвестиций в каспийском регионе является трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан стоимостью 3,6 миллиардов долларов, протяженностью 1092 мили и пропускной способностью 1 миллион баррелей в день, введенный в эксплуатацию в мае 1996 года, пишет «United Press International».
Учитывая состояние отношений между Арменией и Азербайджаном во время строительства БТД, вариант прокладки трубопровода через Армению был исключен, но, в свою очередь, и Азербайджан был вынужден заплатить за свое нежелание вести переговоры, поскольку БТД пришлось прокладывать в обход Армении, что значительно увеличило стоимость проекта и сроки его выполнения.
Искривленная трасса нефтепровода прекрасно вписывалась в политику Вашингтона по поддержке создания любых трубопроводов, прокладываемых в обход России и Ирана. БТД оказался источником огромной прибыли как для нефтедобывающего Азербайджана, так и для Грузии и Турции, государств транзита. Ереван мог лишь вздыхать и наблюдать со стороны.
На этом трубопроводные проекты Запада не закончились; после недавнего спора между «Газпромом» и Туркменистаном возрождается интерес к транскаспийскому трубопроводу из Туркменистана в Азербайджан и далее в Европу. Несмотря на то, что изначально предполагалось проложить ТКП по территории Грузии, в результате оттепели в турецко-армянских отношениях его трасса может пройти южнее, что позволит сократить маршрут на много миль, а стоимость строительства - на миллионы долларов.
Однако такие перемены чреваты политическим риском. Строители БТД могли позволить себе прокладывать трубопровод в обход Армении, поскольку в военном смысле она не представляла значительной угрозы проекту или вовлеченным в него странам, но в случае ТКП крайне маловероятно, что Россия или Иран будут безучастно наблюдать за его строительством, отмечается в статье «United Press International».
Tert.am |