Analitika.at.ua. ...Сегодня на Южном Кавказе разыгрывается сложная геополитическая игра между Турцией, США и Россией, которая еще более усугубляет и без того серьезную ситуацию в регионе. Война между Россией и Грузией в августе прошлого года, а теперь и продолжающееся сближение Турции с Арменией изменили не только всю геополитическую обстановку, но и создали новые, серьезные риски в регионе. Дело в том, что достигнутые соглашения между Анкарой и Ереваном привели, как и следовало ожидать, к охлаждению отношений между Турцией и Азербайджаном, что вполне естественно. Анкара поддерживала позицию Азербайджана, занимала жесткую позицию в урегулировании карабахского конфликта и неоднократно заявляла, что это урегулирование является первостепенной задачей в армяно-турецких отношениях. Теперь же оказалось, что ситуация вокруг Нагорного Карабаха больше не является проблемой в отношениях между Анкарой и Ереваном. Более того, в ходе переговоров карабахский вопрос вообще был отделен от армяно-турецких отношений. То есть Армения получила экономические и политические выгоды от отношений с Турцией без каких-либо уступок Азербайджану. А на проблему “положительного влияния на урегулирование карабахской проблемы” у Азербайджана и Армении противоположные взгляды.
В Армении также считают, что, установив тесные контакты с Анкарой, Ереван способствует ослаблению сложившегося формата взаимоотношений между Турцией и Азербайджаном, что в свою очередь станет началом конца односторонней поддержки Анкарой Баку. Таким образом, возникнет ситуация, при которой появляется возможность быстрее урегулировать взаимоотношения Азербайджана и Армении. То есть “положительно” по-армянски: ситуация вокруг Нагорного Карабаха не меняется, а по прошествии многих лет Азербайджан смирится с потерей своих территорий. Так во всяком случае считают в Ереване.
С другой стороны, несмотря на оптимистичные заявления Кремля по поводу достигнутых договоренностей между Турцией и Арменией, ожидается возникновение трений между Москвой и Ереваном. Как бы благодушно ни созерцала Москва данный процесс, открытие границ с Турцией является ликвидацией монополии России в плане военно-политического доминирования в регионе. В Москве прекрасно осознают, что последний и наиболее значимый прорыв НАТО на территорию Южного Кавказа будет обеспечен только при открытии армяно-турецкой границы и выводе российской военной базы с армянской территории. США, как известно, провозгласили Южный Кавказ и Центральную Азию единым “стратегически важным” регионом. Разумеется, с перспективной масштабной поставкой каспийских нефти и газа на западные рынки США и в целом Запад связывают прежде всего обеспечение своей энергетической безопасности в будущем. Этого можно добиться при значительном вытеснении России из Южного Кавказа и Центральной Азии, и в Кремле это знают. Интересы же России сегодня, как и прежде, состоят главным образом в том, чтобы сохранить серьезное региональное влияние и не допустить проникновения США и НАТО в регион. С этой точки зрения Россию не может не раздражать нормализация отношений между Арменией и Турцией, ибо для России Армения является важным компонентом в выстраивании и претворении в жизнь собственных внешнеполитических и экономических интересов в регионе, и никак иначе. Для самой России интересными и значимыми являются сами отношения с Турцией, без участия Армении.
Бакинская газета “Зеркало”
(С сокращениями)
От редакции “НВ”.
В приведенной выше статье любопытным выглядит то обстоятельство, что противники армяно-турецкого сближения в Азербайджане пытаются сорвать этот процесс руками Москвы. В который уже раз Россию поучают, в чем именно состоят ее национальные интересы. Увы, нам тоже хорошо известен этот провинциальный синдром. На самом же деле инициатива армяно-турецкого урегулирования (в том числе и такой вопрос, как открытие границы) является, безусловно, российской инициативой. Пора бы понять — кто границу контролирует, тот и регулирует связанные с ней режимные вопросы. Сейчас не время и не место подробно объяснять, для чего это все понадобилось Кремлю. Скажем лишь, что причины весьма существенны, и в любом случае вопрос о сокращении российского военного присутствия в Армении никак не ставится. Более того — есть все основания считать, что в обозримой перспективе и в логической увязке с происходящими в регионе процессами это присутствие на Южном Кавказе вполне может возрасти. А что до охлаждения отношений между Баку и Анкарой — так это в данном контексте неизбежно. Очень возможно, что сегодня мы наблюдаем лишь первую фазу этого охлаждения, которое может зайти очень далеко. |