Analitika.at.ua. Грузия – страна, составляющая сложную этническую и религиозную мозаику. Здесь живут как христианские, так и исламские меньшинства. Численность мусульман составляет почти полмиллиона. Среди них есть две основные большие группы – исповедующие суннизм этнические грузины, проживающие в граничащей с Турцией Аджарии 1, и исповедующие шиизм азербайджанцы, компактно проживающие в районе Квемо-Картли (в азербайджанском варианте – Борчалу), включающем граничащий с Арменией и Азербайджаном Марнеульский, а также Гардабанский, Болнисский и Дманисский районы 2.
Мусульмане есть также в других районах Грузии, в том числе в Тбилиси. Ислам проповедуют также проживающие в Панкисском ущелье и принадлежащие к вайнахской этнической группе кисты (около 12.000), среди которых распространен суффизм.
Процессы, касающиеся исламских этнорелигиозных нацменьшинств Грузии, зачастую подвергающиеся значительному влиянию внешних факторов, время от времени получают определенную огласку, предопределяя, в частности, значение турецко-исламского фактора.
Азербайджанский вопрос в Грузии
По убеждению азербайджанских деятелей Грузии, власти проводят дискриминационную политику в отношении азербайджанских меньшинств. Среди азербайджанцев Грузии сформировался определенный дискурс, в результате которого определились основные проблемы азербайджанской общины, имеющие, главным образом, социально-экономическую и культурную направленность. Выделяются три основных и безотлагательных вопроса, связанных с приватизацией земли 3, национальным языком и образованием 4. Существуют также другие вопросы, связанные с необходимостью вовлечения азербайджанцев в государственные структуры, недопустимостью огрузинирования азербайджанских топонимов, развитием инфраструктур на территориях проживания азербайджанцев, сокращением безработицы и т.д. По утверждению азербайджанских деятелей, в отличие от джавахских армян, выступающих с требованием автономии, требования азербайджанцев не носят политического характера. Однако с точки зрения Тбилиси, они имеют преимущественно политический подтекст.
Фактор Азербайджана
Официальный Баку внешне не разделяет озабоченность азербайджанцев Грузии в том, что власти проводят в их отношении дискриминационную политику, а пытается объяснить имеющиеся проблемы социально-экономическими проблемами Грузии и тем обстоятельством, что азербайджанцы не владеют грузинским языком. Баку демонстрирует, что не вмешивается во внутренние дела грузинских азербайджанцев и, стремясь сохранить стратегическое партнерство с Тбилиси, всячески пытается сдержать действия азербайджанской общины. Доказательством сказанному служит факт ареста 10 марта с.г. сотрудниками министерства внутренних дел Азербайджана председателя национальной ассамблеи азербайджанцев Грузии Дашгына Гюльмамедова. Гюльмамедов требовал от грузинских властей прекратить национальную дискриминацию в отношении азербайджанцев, сделать азербайджанский государственным языком.
Несмотря на внешне сдержанную позицию Баку в отношении проблем азербайджанцев, в действительности картина несколько иная. Азербайджанские активисты Грузии находят благодатную почву для своей деятельности именно в Азербайджане. В том же Азербайджане проходят съезды азербайджанских или исламских организаций Грузии. Не случайно, что в августе 2006г. в Баку был создан международный совет азербайджанцев Грузии со штаб-квартирой в азербайджанской столице. Кстати, председателем структуры был избран проживающий в Тбилиси этнический азербайджанец Фазиль Алиев, который в дальнейшем (в 2007г.) участвовал в президентских выборах Грузии, а тот же Д.Гюльмамедов был избран в состав президиума.
Большое число составляют данные азербайджанскими деятелями Грузии интервью азербайджанским СМИ, их пресс-конференции в Азербайджане. В конце декабря 2008г. в телефонной беседе с азербайджанским информационным агентством «Trend News» лидер азербайджанского национального движения Грузии «Гейрат» Алибала Аскеров, подводя итоги 2008г., констатировал, что грузинские власти никаких шагов в решении азербайджанских проблем не предприняли, не выполнили свои обещания, не создано ни одного органа, занимающегося вопросами этнических меньшинств.
В январе 2009г. информационное агентство «Новости-Азербайджан» распространило точку зрения председателя азербайджанского конгресса Грузии Али Бабаева о том, что, несмотря на тот факт, что во время августовской войны азербайджанцы были рядом с грузинами, оказали материальную помощь беженцам, для Тбилиси они – люди второго сорта и о них вспоминают только во время выборов.
В конце марта заместитель председателя и депутат Всемирного конгресса азербайджанцев Сабир Рустамханли сообщил агентству «Trend News», что в Грузии действует секретная программа по выселению азербайджанцев, в результате которой азербайджанские школы насильственно огрузиниваются, права азербайджанцев попираются, создаются такие условия, чтобы азербайджанцы покинули страну.
Фактор Турции
Сохранение и активизация турецко-исламского фактора в Грузии особенно интересуют Турцию, которая согласованно с Белым домом уже вовлечена в ряд стратегически важных для Грузии сфер. Турция, считающая Кавказ регионом своего традиционного влияния, начала предпринимать направленные к исламизации Грузии шаги еще в 1990-х гг., когда большое число турецких проповедников развернули в Грузии определенную деятельность.
Примечательно, что 20 июня 2006г. в турецком городе Эрзрум была учреждена Исламская демократическая партия Грузии: под декларацией подписался ряд представителей исламских меньшинств Грузии (азербайджанцы, грузины, чеченцы, ингуши, турки-месхетинцы и аджары). Независимо от дальнейшей судьбы партии, очевидно, что Турция стремится содействовать консолидации мусульман Грузии.
Не случайно, что во время вступления Грузии в Совет Европы именно по инициативе Турции Грузия обязалась организовать возвращение турок-месхетинцев.
После августовской грузино-российской войны в турецких и азербайджанских СМИ появилась информация о том, что Баку и Анкара собираются оказать давление на Грузию, требуя дать реальную автономию Аджарии, присвоить автономию Квемо-Картли, организовать репатриацию турок-месхетинцев. В частности, согласно информации азербайджанских СМИ, Азербайджан намерен дать гражданство азербайджанцам Квемо-Картли. Как турецкие и азербайджанские СМИ, так и азербайджанские деятели Грузии периодически озвучивают точку зрения о том, что единственной гарантией сохранения территориальной целостности Грузии является превращение Грузии в федерацию.
Выводы
Активизация турецко-исламского фактора в Грузии подразумевает не только оживление этнополитических требований (а в перспективе также сепаратистских требований) в отдельных исламских кругах, но и демографический рост в пользу турецкого или исламского элемента, который еще более укрепится в случае возможного перезаселения турок-месхетинцев в Самцхе-Джавахке. Одновременно, представленность турецкого элемента в Квемо-Картли и Джавахке упразднит существующий между Турцией и Азербайджаном барьер. Этот вопрос непосредственно связан также с национальными интересами Армении, поскольку в случае подобных развитий Армения со всех сторон окажется окружена турецкими элементами.
В любой момент, как Анкара, так и Баку в качестве аргумента против Тбилиси могут использовать именно турецко-исламский фактор. Не исключено, что в случае активизации турецко-исламского фактора в Грузии Баку и Анкара будут действовать вместе. Наконец, по территории Аджарии и Квемо-Картли проходят такие жизненно важные для Турции и Азербайджана коммуникации, как нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Супса и железнодорожная дорога Баку-Тбилиси-Карс.
Весьма интересное наблюдение по турецко-исламскому фактору в Грузии сделал грузинский исследователь Т.Кигурадзе в своей статье «Грузинскому обществу необходимо проснуться». По его убеждению, турецко-исламский вектор политики Турции в отношении Грузии – смертельная угроза для этой страны. Турция может сыграть роль катализатора распада Грузии, что будет выгодно также России. По мнению Т.Кигурадзе, из национальных интересов Грузии исходит противостояние турецкой экспансии посредством армянского элемента Грузии и, в частности, армян Самцхе-Джавахка, с которыми грузин объединяют исторические, культурные и религиозные факторы.
1. Сегодня мусульмане составляют 30% населения Аджарии.
2. В 1989г. в Грузии проживали около 307.6 тыс. азербайджанцев. По данным последней переписи 2002г., их число сократилось до 284.8 тыс. По данным Азербайджана, в Грузии проживает около полумиллиона азербайджанцев.
3. Проблема земли возникла в ходе проведенных при президенте Э.Шеварнадзе аграрных реформ, в результате которых большинство азербайджанцев, занимающихся в основном земледелием и продажей сельскохозяйственных товаров, выбыли из процесса приватизации земли и в сегодня вынуждены работать на арендованных земельных участках, принадлежащих грузинам. Одной из основных причин этой проблемы является то, что власти считают приграничные районы важными стратегическими трриториями и отказываются отдавать земельные участки в собственность азербайджанцев.
4. Согласно закону «Об образовании» (2005г.), который вступит в силу с сентября 2009г., все школы Грузии должны перейти к системе обучения на грузинском языке, сохранив обучение национальному языку.
Аракс Пашаян
Noravank.am |