Вторник, 10.09.2024, 23:14
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Май » 4 » Закупка Азербайджаном "новых вооружений" сводится к вывозу военного хлама из Украины
Закупка Азербайджаном "новых вооружений" сводится к вывозу военного хлама из Украины
10:19

Analitika.at.ua. Интервью АрмИнфо героя карабахской войны генерал-майора (Коммандоса) Аркадия Тер-Тадевосяна

 

- Аркадий Иванович, 29 апреля исполняется 18 лет со дня начала операции «Кольцо», что стало истинной причиной тех трагических событий по Вашему мнению?

 

- Операция «Кольцо» началась 29 апреля 1990 года, теми силами в Москве, которые всеми имеющимися в их распоряжении возможностями старались не допустить развала СССР. В то время 3 прибалтийские республики, а также Армения и Грузия выступили с инициативой отделения от СССР. Соответственно в Союзе началась активная агиткампания против руководства этих стран, которое обвинялось в экстремизме, а также организации бандформировании на своей территории. На самом деле произошло следующее, почувствовав поддержку советской армии, азербайджанское руководство попыталось использовать общесоветскую истерию вокруг 5 «мятежных» республик в свою пользу в контексте требований карабахского народа. Азербайджанцы переходили границу Армении, угоняли скот, рубили лес, этого им показалось мало, и они начали брать пленных. Операция «Кольцо» проходила по всему периметру армяно-азербайджанской границы, от Гориса до Ноемберяна. Азербайджанские омоновцы при поддержке сил Советской армии расстреливали мирное армянское население, поскольку получили из Москвы приказ уничтожать людей вызывающих подозрение в причастности к бандформированиям. Таким образом, в Ноемберяне был взорван автобус, в котором ехало 13 армянских милиционеров, которых трудно было уличить в причастности к «бандформированиям». Тем самым Москва пыталась придавить освободительное движение в 5 мятежных республиках, в результате чего и была спланирована и осуществлена операция «Кольцо», а также захвачена часть Нагорного Карабаха. В Карабахе ей, кстати, было придумано хитрое название «проверка паспортного режима». До сих люди не могут понять до конца, в чем была суть этой операции, для чего нужны были ее многочисленные жертвы. Мне кажется, что человеческая жизнь никогда не представляла особой ценности в СССР и в годы Отечественной войны, и на всем протяжении его истории, операция «Кольцо» стала последним доказательством моих слов.

 

- Расскажите поподробнее обстоятельства подписания перемирия в Бишкеке в 1994-м?

 

- Начнем с того, что это азербайджанцы вынудили нас воевать. Первоначально у нас не было для этого ни желания, ни возможности. Все это появилось уже потом. Первоначально вся наша сила заключалась в том, что мы за время оккупации Нагорного Карабаха советскими войсками и азербайджанским ОМОНом научились прекрасно сопротивляться внутри своей страны. А когда СССР развалился, и советская армия ушла из Азербайджана, азербайджанцы оказались неспособными воевать с нами, так как они уже не могли стрелять по нашим бойцам из-за спин русских. Мы вполне могли их добить до конца, просто Азербайджану повезло, и наше тогдашнее руководство в 1994 году убедили подписать перемирие, что я считаю большой ошибкой. А произошло следующее, Алиев попросил Ельцина, Назарбаева и остальных лидеров СНГ сделать все, чтобы остановить наступление армянских сил по всему фронту противостояния. В результате, Левон Тер-Петросян был поставлен в такие условия, что ему ничего не оставалось, как пойти навстречу уговорам президентов России и Казахстана.

 

- Был ли у нас в 1994 потенциал для продолжения дальнейшего наступления на агрессора?

 

- Сказать, что у нас был потенциал, значит - не сказать ничего. Азербайджанская армия в то время была полностью парализована и была попросту не способна оказывать сопротивление. Мы тогда не имели ни одной проблемы в плане продолжения наступления. Однако, в результате Бишкекского договора азербайджанцы получили передышку и возможность перегруппироваться. Я считаю, что нам нужно было добивать врага, неуклонно наступая на Азербайджан и лишь после этого отойти на те позиции, на которых мы реально могли бы закрепиться. Мы этого не сделали, и тем самым подвели целый народ – талышей, которые стремятся создать Талышскую республику до сих пор. Другое дело, что та линия обороны, которую мы имеем сегодня, для нас в плане обороны оптимальна. Мы привыкли говорить об Азербайджане и азербайджанцах, но азербайджанцев в этом самом Азербайджане по большому счету и нет.

 

- Вы хотите сказать, что, продолжив наступление, мы дали бы возможность угнетенным нацменьшинствам Азербайджана самоопределиться, тем самым, положив конец «существовавшему веками Азербайджану»?

 

- Разумеется, приход нашей армии в эти регионы, положил бы конец угнетению нацменьшинств, проживающих в Азербайджане. Конечно, в дальнейшем Алиев попытался бы их объединить хотя бы в автономии, и по всей вероятности ему бы это удалось, так как он всегда был хитрым лисом. Сейчас же в Конституции Азербайджана вообще нет даже упоминания об автономиях. И то, что они собираются на словах предоставить «высокую степень автономии» Карабаху не имеет ни единого основания даже по их законам.

 

- Переходя от событий тех лет к сегодняшней реальности, Вы разделяете позицию АРФД в отношении армяно-турецкого урегулирования. Допускаете ли Вы, что Карабах может все же стать картой, пусть даже и Дорожной, на столе переговоров?

 

- Я беспартийный, однако, всегда относился с большой симпатией к «Дашнакцутюн», являющейся старейшей армянской партией. Однако я считаю, что в такую трудную для Армении минуту, в такой важный исторический момент они не должны были выходить из Коалиции. Несколько раз Серж Саркисян заявлял, что карабахская проблема не может являться предусловием в армяно-турецких отношениях, то же самое президент неоднократно говорил о вопросе Геноцида, что подтверждал в своих заявлениях и наш министр иностранных дел. Я согласен с АРФД, что турки никогда не пойдут с нами на мировую, я им не доверяю, потому что армяне всегда подвергались гонениям и притеснениям с их стороны. Поэтому нам следует всегда держаться настороже в отношениях с ними. Но это не значит, что нам не следует улучшать отношения с Турцией, которая является лишь одной из угрожающих нам опасностей.

 

- Какой Вам представляется сегодняшняя ситуация в Карабахе?

 

- Я совсем недавно вернулся из Карабаха и снова туда собираюсь на несколько дней, и хочу отметить, что там происходят разительные перемены. В своем государственном строительстве НКР дошла до того, что вполне способна защитить себя от внешних угроз самостоятельно. Карабахец живет на своей земле, как жил на протяжении веков и прекрасно знает, как ее защитить. Единственная отрицательная черта карабахца, - это то, что он не слишком стремится к мирному труду. В отличие от этого, мне кажется, что карабахцы лишь ждут призыва к войне, чтобы показать все, на что они способны. Если бы карабахцы так же хорошо работали, как воевали, то это было бы прекрасно, но они работают в этом направлении, становятся на ноги. Я был в Мартакертском районе, Шуши, Степанакерте, там проделывается огромная работа, и кое-что, кстати, готовится и для азербайджанцев.

 

- Если нам все же удастся договориться с Турцией и открыть границу без предусловий, станет ли это потерей последнего шанса Азербайджана развязать против НКР новую агрессию?

 

- Открытие границы с Турцией не имеет никакого значения и влияния на карабахский вопрос. Блокада Армении Азербайджаном и Турцией никак не отражается на нашей боеспособности. Единственное на что может опереться сегодня Баку в своей борьбе против нас это принцип территориальной целостности, которому противостоит равнозначный принцип права народов на самоопределение. Два этих права не стыкуются и не состыкуются никогда, поэтому нужно менять формат переговоров. Я не думаю, что ситуация в этом плане может измениться в ближайшее время. То же самое могу сказать в отношении Турции, которая никогда не повернется к Баку спиной даже, несмотря на открытие границы с Арменией. Те же события, которые мы видим сегодня в отношениях между Арменией и Турцией объясняются заинтересованностью России и США, на этом фоне Баку может и помолчать.

 

-Можно ли отметить, что сложившийся на сегодня статус-кво выгоден всем, и новая агрессия против НКР никому не нужна включая сам Азербайджан?

 

- Дело в том, что Азербайджан в своих угрозах постоянно блефовал и продолжает блефовать. Ну, начнет Алиев новую войну, и чего он добьется помимо тысяч новых жертв с обеих сторон? Это единственное обстоятельство, которое объясняет наше нежелание участвовать в новой авантюре Баку. И они прекрасно знают, что мы войны не боимся в той же степени, в какой не желаем ее. Азербайджан сегодня к войне не готов, это не нужно самому Алиеву, в карман которого текут нефтедоллары, принадлежащие всем азербайджанцам. Кроме того, к Алиеву попадает лишь 10-15% сумм, вырученных за нефть, остальное принадлежит иностранным компаниям, которые инвестировали в добычу нефти миллиарды, которые они должны выкачать обратно и еще заработать при этом. Поэтому в этом смысле Алиев связан по рукам и ногам.

 

- А для чего тогда Алиев вооружается и трубит об этом всему миру?

 

- Потому что для Алиева остается лишь военная риторика, закупка вооружений и их производство на месте. У Азербайджана достаточно большая программа в этом направлении, они даже собираются производить вертолеты, систему «Ураган» и т. д. Однако, мы не должны забывать, что это тоже вид генеральского бизнеса. И если реально разобраться в том, что они приобрели за последнее время, то выясниться, что они вывезли из Украины весь хлам, который валяется там после вывода советских войск из ГДР. Что поделаешь, бизнес есть бизнес. Кроме того, нельзя забывать о пораженческом синдроме, который появился в Азербайджане после карабахской кампании, аналогичный синдром существует, к примеру, у Турции в отношении России. Именно это является одной из причин воинственности Алиева, он пытается заменить этим дух карабахской армии, который неспособно ничего сломить. Кроме того, не следует забывать о военной теории сосредоточивания сил и средств на главном направлении предполагаемого прорыва, согласно которому атакующая сторона должна иметь троекратное или даже четырехкратное превосходство в отношении обороняющейся. Еще существует моральный аспект, также требующий троекратного превосходства. То есть Азербайджану даже для теоретической возможности прорыва нужна как минимум 250 тысячная армия, что сегодня невозможно, так как азербайджанская армия не превышает 125 тысяч и не имеет особых резервов.

 

Беседовал Давид Степанян

АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 848
Календарь новостей
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru