Analitika.at.ua. Ереван и Баку пока не знают того, о чем знает Анкара?
Министр иностранных дел Турции (теперь уже бывший) Али Бабаджан заявил, будто “в ближайшее время начинаются шестисторонние переговоры по решению карабахского конфликта с участием США, России, Швейцарии, Турции, Азербайджана и Армении”.
Между тем в столицах противоборствующих стран эту информацию восприняли как новость. Споксмен нашего МИД Тигран Балаян сообщил, что предложений о проведении шестисторонних переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию Армения на получала. Его азербайджанский коллега Эльхан Полухов заявил практически то же самое, но со значимым нюансом: “официального обращения по изменению формата переговоров в структуру не поступало”. Это можно понять так, что подобного рода предложение могло поступить не в МИД, а в какую-либо иную “структуру”. Например, в администрацию президента Азербайджана.
В любом случае ни о каком существенном изменении формата переговоров речи быть не может, тут г-н Полухов не прав. Правда, в числе переговорщиков отсутствует Франция, но ее роль вполне может выполнять Швейцария — авторитетный член Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Кстати, Турция также изначально является членом Минской группы, поэтому ее официальный “выход на арену” особо удивлять не должен. Таким образом, процесс продолжается в заданном еще в 1992 году формате.
Озвученная Али Бабаджаном информация очень похожа на правду. Напомним, что запланированный как раз на эти дни визит турецкого премьера Реджепа Эрдогана в Баку отложен на неопределенное время. По-видимому, определенность наступит после поездки главы турецкого правительства в Москву, которая должна состояться через десять дней. Несомненно, с новым “миротворческим багажом” вернутся в родные пенаты также и приглашенные в США госсекретарем Хиллари Клинтон руководители дипведомств Армении и Азербайджана — Эдвард Налбандян и Эльмар Мамедьяров. Вся эта резко возросшая вокруг Южного Кавказа активность основных международных игроков не случайна. Можно согласиться с публикацией в турецкой Today’s Zaman, пишущей, что “вопрос открытия границ с Арменией достиг такого уровня, при котором пойти на попятную уже невозможно... Стабильность и безопасность в Кавказском регионе стали трансатлантическими вопросами. И США, и ЕС желают разрешения этих проблем”. Заметим, что не меньше желает этого в настоящий момент и Москва. В Анкаре прекрасно понимают, что в этих условиях политического веса Турции недостаточно для того, чтобы диктовать свои интересы ведущим процесс мировым державам. И здесь действительно готовы идти на урегулирование отношений с Ереваном без предусловий, относящихся к вопросу Карабаха. Так, по словам председателя парламентской комиссии по иностранным делам Мурата Мерджана, “если параллельная дипломатия — переговоры по открытию границ с Арменией одновременно с переговорами по выводу армянских войск из Карабаха — не срабатывает, мы должны расслабиться и начать разрушать препятствия”. То есть делать то, что следует, а не то, на что надеются в Баку.
У нас любят спрашивать, в чем тут выгода Москвы, почему Кремль сегодня фактически “играет в одну игру” с Западом. Во-первых, как пишет американская печать, сыграв ведущую роль в карабахском урегулировании, Россия окажется в сильной позиции при заключении любых энергетических контрактов с Баку, поскольку вероятный ввод в регион ее миротворческих сил (как гаранта любого мирного соглашения) кардинально укрепит позиции Москвы на Южном Кавказе. Кроме того, “нормализация отношений между Арменией и Турцией также ослабила бы Грузию, в которую Россия вторглась в августе прошлого года. Если границы будут вновь открыты, то Армения сможет стать новым маршрутом для транзита энергоносителей и других товаров, что маргинализует Грузию, а именно это является целью России”. Есть еще один аспект, о котором напомнила директор европейской программы Международной кризисной группы Сабина Фрейзер. По ее словам, “война между Грузией и Россией в августе прошлого года показала предел использования конфронтационного подхода. Если бы война началась в Нагорном Карабахе или вокруг него, она была бы гораздо более разрушительной, чем в Грузии, и имела бы глубокие региональные последствия, которые подорвали бы интересы и Москвы, и Вашингтона”. Очевидно, что происходящие в нашем регионе процессы являются прямым следствием начавшейся в отношениях великих держав “перезагрузки”. С пониманием этого обстоятельства нам и следует относиться к меняющимся на глазах реалиям.
Армен ХАНБАБЯН
НВ |