Analitika.at.ua. Последние события вокруг армяно-турецкого урегулирования не на шутку взбудоражили общественность страны, а также соотечественников в Карабахе и в диаспоре. В немалой степени этому способствовали и не совсем понятные заявления о невозможности подписать “дорожную карту” в любой другой день, кроме как в ночь на 23 апреля... Вникнем, однако, в суть аргументов противников “дорожной карты” и рассмотрим вопрос по-существу.
Включение международного признания геноцида в повестку внешней политики Армении является заслугой нашего второго президента. На момент принятия данное решение означало крутой поворот в стратегии выстраивания интересов страны во взаимоотношениях с Турцией: прежние армянские власти напрочь отрицали такой подход. Время показало правоту данной постановки: многочисленные государственные акты признания более 20 стран мира являются несомненным подтверждением этому. Кроме того, в данном вопросе проявилось так необходимое нам единство с диаспорой в понимании целей и задач мирового армянства, обязательно ведомого Республикой Армения. Именно твердая и последовательная политика Армении в вопросе международного признания геноцида и явилась причиной сегодняшней кажущейся сговорчивости Турции в вопросе открытия границ: несолидно для страны и народа, претендующих на членство в Евросоюзе, быть обвиненным в варварстве... И поэтому первый вывод: нашему государству следует и впредь продолжать совместные с диаспорой усилия в этом направлении, ни в коем случае не давая никому оснований для подозрений в свертывании с пути или изменении приоритетов.
Между тем подписание “дорожной карты” именно накануне всеармянского дня поминовения жертв геноцида (безотносительно собственно содержания документа) и явилось самым спорным и, скорее, необоснованным решением официальной Армении. Да, мы помогли сохранить лицо официальному Вашингтону, сделали грандиозную уступку Турции, которая в своих комментариях продолжает увязывать открытие границ с параллельным выводом армянских войск из зоны безопасности вокруг НКР, но кто бы помог нам самим сохранить лицо, отстоять целостность общеармянской позиции осуждения варварства и его предотвращения в будущем...
Далее, противники “дорожной карты” говорят об урегулировании армяно-турецких взаимоотношений как о части глобального Армянского вопроса и предлагают рассматривать возможное развитие отношений с Турцией только в контексте последнего. Но позвольте: если Армянский вопрос без армянской государственности действительно мог являться вопросом первостепенного приоритета для армян в любой точке мира, то в условиях армянской государственности любой вопрос — в том числе и Армянский — должен быть подчинен интересам государства Армения, ибо государство и есть концентрированное выражение всех наших возможных интересов, а интересы Ай Дата должны идти параллельно государственным, но никак не наперекор!.. А значит, вывод второй: поскольку открытие границ и возможностей пользования турецкой инфраструктурой и коммуникациями являются весомой частью наших государственных интересов, то и поддержка властей в таком стремлении — абсолютно нормальная позиция разумных политических сил и экспертов.
И, наконец, третье. Нам нужно в скорейшем порядке восстановить пошатнувшееся, кажется, единство трех составных частей армянского народа — граждан Армении, граждан Карабаха и Диаспоры. Сегодня наша национальная задача номер один — укрепление и развитие государства Армения, обеспечение благополучия его граждан, и каждая составная часть в отдельности должна привнести в этот процесс свою максимальную лепту, а именно: народ Армении (пока еще в своем большинстве) как народ победившего в XX веке социализма как всемирной идеи, ощущавший себя частью великой и мощной страны, во многом определяющей вектор мирового развития, познавший величайший расцвет своей культуры и вкусивший плод определяющего ход всемирной истории фактора, не может и не должен мириться с сегодняшним состоянием своей страны и государства, находящихся на задворках мировой экономики и политики; героический народ Арцаха, ставший символом армянского духа и могущества, возродивший нашу веру в победную мощь национальных идеалов, не сгибающийся даже под давлением, казалось бы, смертельных обстоятельств, должен и впредь демонстрировать миру пример мужественности и стойкости в отстаивании идеалов свободы и независимости; Диаспора, одно упоминание о которой способно ввергнуть наших врагов в состояние глубокой депрессии, умножившаяся и усилившаяся в последние годы российской составляющей, должна наконец понять и принять для себя новый приоритет: Армения — это не только родина, но и самодостаточная страна-государство, осуществляющая свое развитие в весьма непростых условиях.
Я абсолютно спокоен за наше будущее: вряд ли в мире найдется народ с большими основаниями на процветание...
До встречи!
Армен ДАРБИНЯН
НВ |