Analitika.at.ua. На потребительском рынке Армении в связи с кризисом зафиксировано увеличение спроса на товары более низкой ценовой категории. Производители реагируют адекватно. Так, компания по производству натуральных соков "SIS натурал" недавно выпустила новинку - недорогие соки эконом-класса. О том, какова стратегия компании в условиях кризиса, мы попросили рассказать президента ООО "SIS натурал" Армена Акопяна и директора по маркетингу Марину Арутюнян.
А.Акопян: Когда в прошлом году в США разразился кризис, охвативший затем одну за другой страны Европы, стало понятно, что он не минует и нас. Следовало ожидать, что в условиях финансовой нестабильности люди станут осмотрительнее тратить деньги, отдавая предпочтение более дешевым товарам. И мы сделали верный маркетинговый ход, запустив в производство соки, доступные по цене самым широким слоям населения. Новые соки 6 видов также производятся из 100%-го натурального сырья, но с использованием иных технологий, чем для соков премиум-класса.
- Где и на каких условиях закупается сырье?
- А.Акопян: Соки из экзотических фруктов мы производим из натуральных концентратов, которые закупаем в странах их произрастания: Греции, Израиле, Южной Америке и др. Все остальные соки делаем из местного натурального сырья. У нас заключены долгосрочные договора с фермерами, которые сами доставляют продукцию на завод или же наши заготовители забирают сырье на месте. Чтобы не потерять доверие сельчан, мы никогда не задерживаем оплату за сданную продукцию. А когда нам необходимо большее количество определенного сырья (как это было в прошлом году с плодами граната), предоставляем фермерам финансовые средства в качества аванса с условием выращивания нужных нам фруктов в требуемых объемах. За последние пять лет в связи с расширением ассортимента выпускаемой продукции мы на 200% увеличили объем закупки сырья у фермеров.
- Какова антикризисная стратегия вашего предприятия?
- А.Акопян: К сожалению, ситуация усугубилась еще и девальвацией драма, а с 1 апреля - повышением цен на газ, воду и электроэнергию, что, естественно, сказывается на себестоимости продукции. Чтобы выйти из создавшегося положения с минимальными потерями, приходится работать в режиме жесткой экономии, минимизировать расходы и оптимизировать все технологические процессы, довольствоваться получением минимальной прибыли. Благодаря принятым мерам нам удается не повышать цены на продукцию.
К сожалению, для развития производства мы не можем рассчитывать на банки. В последнее время они превратились в своего рода ломбарды: требуют в залог от заемщика все его имущество, при этом дают мизерные кредиты на короткий срок под огромные проценты. Нас поддержал Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) по программе долгосрочного финансирования. Кредит от Евробанка даст нам возможность увеличить мощности, внедрив новые производственные линии. Это поможет противостоять кризису, а также расширить продуктовую линейку.
За 9 лет деятельности у нас сложился высокопрофессиональный коллектив из 50 работников. Мы постараемся сохранить кадры и при этом не урезать им заработную плату. Надеемся, что этим летом (как и в прошлые годы) для обработки сырья привлечем сезонных работников из близлежащих деревень, тем самым обеспечим их кратковременным заработком.
- Какова география экспорта?
- М.Арутюнян: Из года в год, наращивая объемы производства (в 2008 г. по сравнению с 2007 г. они увеличились на 50%), мы постепенно расширяем ассортимент. Кроме соков, производим натуральные джемы, варенье, маринады - всего около 14 видов. А в прошлом году выпустили новинку - персиковый и абрикосовый джемы без сахара. На их разработку ушло без малого год, зато результаты превзошли все наши ожидания.
Джемы, варенье и маринады производим исключительно на экспорт - в США и Россию. 50% наших соков поступает на внутренний рынок, 50% экспортируется в зарубежные страны. Сейчас работаем над тем, чтобы расширить рынки сбыта нашей экологически чистой продукции.
Вера Цветкова
express.am |