Четверг, 25.04.2024, 05:38
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Май » 6 » Фетхие Четин: Отрицать или скрывать свои корни под давлением нечеловечно
Фетхие Четин: Отрицать или скрывать свои корни под давлением нечеловечно
00:18

Analitika.at.ua. Имя Фетхие Четин в последние годы стало достаточно известным армянской общественности. Будучи юристом, она долгие годы ведет судебные дела учредителя газеты «Акос» Гранта Динка и его семьи. Четин приобрела известность, в частности, после того, как была напечатана ее мемуарная повесть «Моя бабушка», в котором на основании фактов oнa пересказывает историю жизни своей бабушки Герануш Катарян – одной из детей-армян, похищенных и исламизированных во время геноцида. Следует отметить, что книга стала своеобразным началом для поднятия вопроса исламизированных армян Турции. За повестью «Моя бабушка» последовали другие книги подобного содержания. Кроме того, книга послужила стимулом к поискам корней для людей, находящихся на разных уровнях отчуждения в Турции, процессу изучения реальных историй своих предков. Повесть «Моя бабушка» в 2006г. была переведена на восточно-армянский язык и издана в Ереване, стала одной из самых продаваемых книг. В 2008г. она была переиздана во второй раз: в презентации книги участвовала также ее автор. На днях мы беседовали с Фетхие Четин о ее книге и о теме исламизированных армян в целом. Ниже представляем это интервью.

Р.М.

 

- Ваша книга «Моя бабушка» уже переведена на несколько языков, в прошлом году в Ереване на восточно-армянском языке она была переиздана во второй раз. В чем, по Вашему мнению, заключается секрет ее успеха и как появилась идея о ее написании?

 

- По- моему, книга удостоилась внимания, в первую очередь, благодаря тому, что в ее основе – антропоцентричность, присущие человеку боль, чувства, отношения. События в книге представлены с точки зрения человечности и совести. Не меньшее значение имеет также искренний и простой язык книги. Горькая история моей бабушки была для меня настолько важной, что, узнав о ней, я сразу решила обязательно передать ее бумаге. Однако я долгое время не могла воплотить свой замысел в жизнь, поскольку считала, что для того, чтобы она произвела впечатление, необходимо, чтобы эта история была изложена одаренным писателем. Я поговорила с писателями, однако они не пошли мне навстречу. Поэтому я решила написать ее сама.

 

- В прошлом году в ряде городов Армении была организована презентация книги «Моя бабушка». Я знаю, что это была Ваша первая поездка в Армению. Можете рассказать о Ваших впечатлениях?

 

- Армения не показалась мне чужой. У меня было такое впечатление, как будто это была не первая поездка. Эта страна может окружить человека теплом, ясностью и чистотой. Она очень похожа на мою родину: шагая по улицам, мне казалось, что это были места, где прошло мое детство. Люди очень теплые, искренние и гостеприимные. Я удостоилась большого внимания, теплого отношения, в то же время, на меня произвела большое впечатление печаль в глазах людей, стремящихся понять, получить ответы на волнующие их вопросы. В Армении я приобрела очень хороших друзей. Эта поездка еще более укрепила мою непреклонность и решимость бороться. Самое главное то, что в Армении я познакомилась с новыми членами своей семьи. Я никогда не забуду теплые часы, проведенные с ними1.

 

- Ваша книга сыграла большую роль в актуализации вопроса насильственно исламизированных армян в Турции. Об этой теме, на которую раньше было наложено табу, начали говорить и обсуждать. Я бы хотел знать Ваш подход к этому вопросу.

 

- Действительно, эта книга оживила у группы людей почти забытые воспоминания. Они начали вспоминать рассказы своих дедушек и бабушек. Для другой группы людей, которые не знали, что произошло в 1915г., либо верили в официальную точку зрения, книга стала причиной серьезного перелома. Они начали ставить под вопрос официальную точку зрения, изучать истории своих семей. Писатели и ученые высказали мнение, что книга «Моя бабушка» пробудила у них интерес и желание задавать вопросы о том, что на самом деле произошло в 1915г.

 

- Мне кажется, исламизированных в Турции армян и их потомков можно условно разделить на несколько групп – криптоармяне, исламизированные армяне, потомки армян, потерявших все связи со своими предками, смешанные армяне и другие. Каково Ваше мнение об этом?

 

- На основании того, что я прочитала и изучила, можно сказать, что проживавшие в некоторых местностях армяне из-за преследований и по инстинкту самосохранения (до 1915г.) в массовом порядке, либо по отдельности обратились в ислам. Например, есть случаи, когда население всего села в массовом порядке было обращено в ислам. Эта группа вообще предпочла алевизм. Отдельно от этой группы, в 1915г. большое число женщин и детей по разным причинам было исламизировано. И, как вы сказали, оставшиеся после 1915г. в этих краях некоторые семьи внешне представляются мусульманами, носят турецкие или мусульманские имена, однако втайне продолжают сохранять свои традиции и язык. Эти люди называются криптоармянами. Оказывается, представители этой группы, обзаводясь семьями с ближними (внутриобщинные браки), хотя это противоречит их обычаям, сохранили свою этническую и религиозную принадлежность.

 

- По-моему, вопрос этнической принадлежности в Турции – один из самых важных и щепетильных. Он время от времени входит в научную и даже политическую повестку. В стремящейся к членству в ЕС Турции некоторые люди пока еще вынуждены скрывать свою реальную этническую идентичность. Как Вы относитесь к этому?

 

- В последнее время в Турции между переменами и статус-кво ведется борьба не на жизнь, а на смерть. Перемены – вещь трудная, однако направленность перемен вселяет в нас надежду. Официальная политика, еще вчера подтверждающая, что курдов нет, запрещала курдский язык, сегодня открывает телеканал, транслирующий на курдском языке. Премьер-министр произносит предложение на курдском языке, президент говорит «различия – наше богатство». Каким бы ни было сопротивление, понятно, что перемены приведут к положительному результату.

 

- В вопросе исламизированных армян неизбежны также спекуляции: некоторые ученые и политические деятели считают его угрозой.

 

- Есть «государственный обычай», ставящий вопрос этнических корней на обсуждение, считающий некоторые этнические группы угрозой и препятствующий тому, чтобы эти люди занимали важные должности. Хотя этот обычай сохраняется до настоящего времени, по меньшей мере в последнее время в Турции против него формируется общественное мнение. Например, слова депутата от Народно-республиканской партии Джанана Арытмана об этническом происхождении президента Абдуллы Гюля подверглись жесткой критике СМИ и даже его партии.

 

- Для армян христианство играет достаточно большую роль. Согласно распространенному мнению, настоящий армянин должен быть христианином. По той же причине инорелигиозных или принявших ислам армян признать истинными армянами для нас немного трудно. Какова Ваша позиция в вопросе этнической и религиозной идентичности?

 

- Я верю, что принять решение в вопросе этнической или религиозной идентичности может только данный человек. Я считаю, что эта сфера (идентичности или принадлежности) должна быть свободна от любого вида давления и тенденциозности. Человек должен быть свободен в вопросе своего представления, а нам остается признать его предпочтения. В этом вопросе я могу иметь мнение только о своей личной идентичности и принадлежности. Поэтому считаю, что приоритет в идентичности и иерархическая классификация никого не касаются.

 

- Известно, что в Турции таких, как Вы, – много, однако происходящие среди них процессы, тем не менее, различны: некоторые из них считают важным армянские корни, ищут их. Другие совершенно не придают этому значение, третьи проявляют к армянам радикальную позицию, считают их врагами. Турецкие источники отмечают, что даже среди националистов есть люди армянского происхождения. Как Вы можете объяснить эти явления?

 

- Если люди из-за страха, угрозы или изоляции скрывают свои корни, этническую или религиозную идентичность, либо, боясь изоляции, стремятся доказать, что принадлежат к большинству, то такая атмосфера противоречит мировым ценностям, правам человека, демократии и природе. Такую атмосферу невозможно защитить ни в этическом, ни в правовом плане. ?? Отрицать или скрывать свои корни под давлением, угрозами или из-за страха, в первую очередь, нечеловечно,

 

- Тысячи таких людей, как Ваша бабушка скрывали воспоминания об этих горьких и травматических событиях в своей душе и в один подходящий день начали чувствовать потребность поделиться с кем-либо об этом. Насколько, по-вашему, важна роль травматической памяти в идентичности человека?

 

- По-моему, первый шаг к преодолению памяти о травматических событиях – это умение говорить об этом. Для того чтобы смотреть травме в лицо и избавиться от нее, необходимо говорить о событиях, горьких воспоминаниях, вызвавших их. Поэтому очень важно создать такую атмосферу, в которой человек, получивший травму, может спокойно говорить о ней.

 

- Может ли этническое происхождение стать причиной к тому, чтобы государство проявило к своим гражданам дифференцированный подход. Как Вы относитесь к этому, как юрист?

 

- Согласно международным правовым принципам, государства обязаны иметь равное отношение к своим гражданам и не ставить между ними разницы. Принцип равенства и запрещение дискриминации являются неукоснительными принципами международного права. И недопустимо применять этническое происхождение в качестве отрицательного аргумента в отношении человека.

 

- Мы знаем Вас также как адвоката Гранта Динка. Что Вы можете сказать о последних развитиях по делу Динка?

 

- Сегодня по делу Гранта Динка, по сравнению с тем, что было два года назад, никаких развитий, заслуживающих упоминания, нет, поскольку убийство Динка – одно целое, в которое включены подготовительный этап убийства, представление Динка как мишень, побуждение к убийству, роль сил безопасности в этом процессе, подготовка убийцы и совершение убийства. Однако это целое сегодня разделилось на части, и прервалась связь с целым. Это обстоятельство также препятствует следствию видеть процесс в целом. Пока этап подготовки к убийству, само убийство и последовавшие за ним события не будут рассматриваться как одно целое и соответственно вестись следствие, достичь результата в деле Гранта Динка невозможно.

 

- Насколько мне известно, Вы запланировали написать еще одну книгу на тему исламизированных армян. Зная также, что вы очень заняты, хотел все же спросить, когда она будет готова?

 

- Да, такая идея у меня действительно есть, и я хочу завершить эту работу в самые сжатые сроки.

 

- Спасибо за интервью и надеюсь, что после издания новой книги нам опять представится возможность встретиться с Вами в Армении.

 

- Я тоже благодарна вам и надеюсь, что очень скоро мы опять увидимся.

 

1. У героини книги «Моя бабушка» Герануш Катарян (бабушка Фетхие Четин) было два брата – Хорен и Грайр. На путях изгнанничества Хорена похитил один мусульманин, которые позже исламизировал его и дал имя Ахмет. А младший брат Грайр, по рассказам матери Герануш, умер в пути. После восточно-армянского издания книги ко мне пришел человек по имени Джон Кадарян, который рассказал, а затем разными фактами подтвердил, что он – внук считавшегося погибшим Грайра Катаряна. Во время визита Ф.Четин в Армению я встретился с ними. Сопоставив имеющиеся у них факты, фотографии, истории и даже наследственные факторы, стало еще убедительнее, что Грайр Катарян в действительности не умер, а чудом спасся, попал в детдом, откуда был перевезен в Грузию. Может, эта весьма интересная история станет одним из сюжетов следующих книг Фетхие Четин (Р.М.).

 

Рубен Мелконян

noravank.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1363
Календарь новостей
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru