Analitika.at.ua. При распаде СССР, и возникновением новых реалий, азербайджанское общество, несомненно, ощутило искусственность и уязвимость своего государства, созданного не усилиями азербайджанского народа, а инициативами иных держав. Нет сомнений в том, что наиболее реалистично мыслящие политики смирились с утратой Нагорного Карабаха и понимают несовместимость сохранения азербайджанской государственности (не говоря уже о его экономическом благополучии) с тотальной борьбой за Карабах.
В последнее время многие оппозиционные силы страны, руководствуясь условиями предвыборной компании, обвинили администрацию И.Алиева в попытке имитировать урегулирование карабахской проблемы. Но среди оппозиционных сил спектр людей и организаций, примирившихся со свершившимся фактом, гораздо более представителен, нежели среди самой администрации. Это реалистические настроения бытуют и в среде новоявленной буржуазии и частично среднего класса. Крупнейшие промышленные и сырьевые корпорации Европы и Тихоокеанского бассейна, заказавшие аналитические работы по проблеме стабильности в Азербайджане, получили прогнозы об отсутствии у большей части политических сил Азербайджана настроения возобновить военные действия в Карабахе. А первую очередь это относится к нынешней администрации и лично И.Алиеву. (Такие аналитические работы заказаны “Сименсом”, “Эрикссоном”, “Мицубиси”, “Тотал”, “Бритиш Петролеум”, “Пензойл”, “Шеврон” и другими. Выполнялись работы достаточно известными в мире аналитики фирмами: “Икс, А-Дескур”, “Артур Андерсон”, “SIPU“, “Дан энд Брэдстрит”, “Калифорния девелормент компани”, “Стогольмский институт стратегических исследований”.) Вместе с тем, руководство Азербайджана предпринимает пропагандистские приемы, уверяя в своей готовности решить карабахскую проблему в ближайшее время военным путем. По мнению дагестанских экспертов, это вселяет, в той или иной мере, опасения у лезгинского населения, так, как во время войны усиливается вероятность, что азербайджанские власти применят силу против лезгин. Вместе с тем, в среде лезгинских активистов, напротив – возникают надежды на военное поражение Баку и возможность открытия второго фронта на северо-востоке Азербайджана. Оценивая те или иные условия и обстоятельства, можно придти к выводу, что лезгинское движение за национальное освобождение связывает перспективы с новой карабахской войной. Это не могут не понимать азербайджанские руководители.
В этих условиях, правительство Азербайджана предпринимает целенаправленные усилия по преодолению второго “фронта” национально-освободительной борьбы - в Лезгистане. Возникновение открытой вооруженной борьбы лезгин за отделение от Азербайджана, не только сведет все усилия Баку на международной арене на “нет”, но и поставит под вопрос существование азербайджанского государства. В последнее время лезгинское национально-освободительное движение вновь заявило о себе и в условиях “третьего этапа” дезорганизации ситуации на Кавказе, в результате грузинско-российской войны, готовится к удару по Азербайджану. Все иллюзии умеренной части лезгинских лидеров развеялись и, видимо, на арену приходят новые, молодые лидеры - более подготовленные и образованные. Поэтому Баку стремится максимально преодолеть новую волну лезгинского движения. В отношении лезгин и Лезгистана осуществляется последовательная политика вялотекущего геноцида.
Российско-азербайджанская граница стала похожей на сооружение концлагеря: колючая проволока, пограничниками с обоих сторон, сторожевыми собаками, таможней, неслыханной бюрократией и поборами. В материалах лезгинских национальных организаций содержится следующее. “С возведением “лезгино-лезгинской” границы, в новоявленной Азербайджанской республике против лезгин, по сути дела, ведется необъявленная война. В то время, когда азербайджанская молодежь призывного возраста не без успеха завоевывает российские рынки, в первую очередь наркотических средств и водки, лезгинских парней бросали на самые гибельные участки азербайджано-армянского фронта. Территории расселения лезгин на севере Азербайджана в высшей степени милитаризованы, с целью морального подавления лезгин, лучшие земли лезгин без их согласия заселяются репатриированными из Средней Азии турками-месхетинцами. Азербайджанские пограничники изощренно вымогают взятки даже у тех, кто вынужденно пересекает границу в связи со смертью родных и близких”. По свидетельству функционеров лезгинских национальных организаций из лезгинонаселенноых районов Азербайджана наблюдается массовый отток населения. В настоящее время в южных районах Дагестана сосредоточено более 80 тыс. лезгин из Азербайджана, более 100 тыс. лезгин из Азербайджана переселилось в области России, например, в Саратовской области проживает 15 тыс. лезгин.
Видимо особое значение придает азербайджанское руководство репрессиям против лезгинских лидеров. Это совершенно особая статья политики геноцида. Еще ранее спецслужбами Азербайджана было сфабриковано обвинение в отношении лезгинского национального движения “Садвал”. Сто двадцать активистов “Садвал” арестованы и заключены в тюрьмы, подвергаются пыткам. Десятки из них осуждены и получили максимальные сроки заключения, некоторые осуждены на смертную казнь. На территории России правительство Азербайджана сумело создать благоприятные условия для задержания лезгинских активистов. В Петербурге были задержаны и переданы Азербайджану Э.Шайдаев, Дж.Шайдаев и Э.Оруджев. На территории Дагестана задержаны и переданы Азербайджану Н.Мегралиев и 8 активистов. На границе России и Азербайджана арестован имам мечети А.Касумов - гражданин России и 5 его сопровождающих. От побоев и пыток в тюрьмах Азербайджана погибло 7 человек лезгин по национальности. К сожалению, на территории России продолжается практика арестов и передачи Азербайджану лезгинских активистов. За последние годы МВД России сумело передать властям Азербайджана около 200 активистов лезгинского национального движения, из которых десятки так и не были преданы суду и погибли в застенках.
Очень возможно то, что Баку осуществляет смычку с представителями иных народов Дагестана нередко откровенно враждебно относящихся к лезгинам и лезгинскому вопросу. Так, сами лезгинские активисты считают, что их народ непропорционально минимально представлен в органах власти в Махачкале, где власть находится в руках авро-даргинских кланов, которых “на откуп” отдана российско-азербайджанская граница. Обычно лезгины выражают недовольство и размерами финансирования лезгинских районов из Махачкалы. Поэтому, в последнее время наблюдается политическое и социальное дистанцирование от других народов Дагестана и развивается “лезгино-центризм”, стремление сконцентрировать общественно-политическую жизнь лезгин в Дербенте, который лезгины пытаются превратить в свою столицу.
По мнению лезгинских активистов, “самой главной задачей лезгинского движения является выход из глубочайшей изоляции, в которой сейчас оказался народ и само национальное движение”. К сожалению ни одно из политических и общественных движений и сил на Северном Кавказе, пока не сопряжено и не заинтересованно в политическом успехе лезгинского движения. К этому надо добавить и большую активность Азербайджана в этом регионе, прежде всего в Чечне. Вместе с тем, в целом, вектор развития событий в Дагестане таков, что рано или поздно приведет к возникновению серьезных противоречий с Азербайджаном. Это связано и с геоэкономическими, и с религиозно-политическими проблемами. Одновременно, вполне допустимо, что аварцам, даргинцам и лакцам станет выгодным политико-административное дистанцирование лезгинского народа о Дагестане, то есть создание отдельной автономной республики Лезгистан в составе России, в результате чего остальные народы Дагестана получат больше прав в Махачкале, а также и при дележе доходов от нефти дагестанской части шельфа Каспийского моря. В Баку прекрасно понимают, что у флегматичного, доброжелательного лезгинского народа нет стратегического союзника и пытаются недопустить его появления. Однако, как известно, союзники бывают у тех, кто борется. Поэтому взрыв лезгинского национально-освободительного движения скоро произойдет.
Органами государственной безопасности Азербайджана подготовлены два доклада для Президента Азербайджана о состоянии лезгинской проблемы и о вероятности активизации национального движения лезгин, направленного против Азербайджана. В данных докладах прогнозируется активизация национального движения лезгин по инициативе Федеральной Службы Безопасности России и военной разведки России. Следует отметить, что данный выводы вполне обоснованы, о чем будет сказано ниже по тексту. В связи с данным мнением спецслужбы Азербайджана, Президент Гейдар Алиев отдал распоряжения об обеспечении координации действий Министерства внутренних дел и Министерства обороны с органами государственной безопасности по проблемам лезгинского национального движения. В настоящее время в Главном штабе Министерства обороны Азербайджана имеется соответствующий пакет, в котором предусмотрены воинские части азербайджанской армии и оперативные задачи по подавлению возможного возникновения лезгинского национального движения на территории Азербайджана и на границе с Российской Федерацией. В данном пакете предусматривается задействовать следующие армейские бригады и воинские части: 928, 408, 877, 929, 859, 115. Следует отметить, что данные бригады и воинские части дислоцированы либо на “северном” оперативном направлении, либо в Апшеронском районе, вблизи Баку и Сумгаита, что позволит быстро их использовать в районах, населенных лезгинами. В настоящее время органами государственной безопасности Азербайджана разрабатывается операция по созданию “альтернативной” лезгинской политической организации, предназначенной для действий против “Садвал” и других лезгинских радикальных организаций. Одним из руководителей этой организации должен стать Кемаладин Мамедов (лезгин, проживающий в Баку).
Происходит переосмысление российским политическим руководством и специальными службами значения и роли лезгинского национального движения для задач обеспечения безопасности России на Юге. В Москве происходит активная переработка материалов по лезгинской проблеме, и выработка новых подходов. Выдвигаются совершенно новые, и прошедшие апробацию проекты, направленные на превращение лезгинского движения в современную, достаточно либеральную, максимально лишенную исламского содержания организацию, которую можно будет использовать для «конструктивного» давления на Азербайджан. Но одновременно, лезгинам придается функция разделительного барьера между Дагестаном и Южным Кавказом, прежде всего Азербайджаном, через территорию и при сотрудничестве с его властями, на Северный Кавказ поступала основная часть вооружений, предназначенного для чеченского сопротивления и дагестанских исламских радикальных организаций. Опасения России в части активизации лезгинского национального движения в Азербайджане и против Азербайджана были обусловлены возможностью распространения данного движения на весь Дагестан, возможностью изоляции Азербайджана от России, вмешательством международных организаций, прежде всего ОБСЕ, высокой вероятностью приостановки в транспортировке нефти по “северному маршруту” - Баку - Новороссийск. События, произошедшие в Азербайджане в связи с заявлениями и конкретными шагами Баку в части размещения американских военных объектов, и заключения договора о стратегическом сотрудничестве с Турцией и нового этапа сближения Азербайджана с Западом сделали данные прежние опасения несерьезными и не имеющими никакого значения. В настоящее время аналитики спецслужб России разрабатывают варианты и рычаги давления на Азербайджан и предусматривают, прежде всего, лезгинский фактор. При этом данный фактор предполагается использовать в согласовании и в увязке с решениями проблем в Дагестане. В настоящее время Москва осознала, что лучшим способом управления Дагестаном является его расщепление на три или четыре республики - Аварско-Даргинскую, Кумыкско-Ногайскую и Лезгино-Лакскую. Для этого сложились благоприятные внутренние условия и большинство политических лидеров различных народов Дагестана желают этого.
В лезгинском национальном движении, прежде всего, в организации “Садвал” российские спецслужбы пытаются поменять лидеров - сместить либеральных и нерешительных лидеров Ашуралиева, Уружбекова, Айдамирова, Каграманова, Файзалиева и других и поставить во главе движения политически решительных и смелых лидеров, подбор, которых сейчас происходит. Основным политическим лозунгом движения станет создание “Объединенной Лезгинской Республики” в составе России, включающей и азербайджанские территории. Задачами движения станет подъем масс населения, создания вооруженных и диверсионных групп для борьбы с Азербайджаном. Одной из задач вооруженной части лезгинского движения станет нанесение удара по военным и разведывательным объектам США и Турции в Азербайджане, прежде всего авиабазе “Насосная”, а также по радиолокационной станции “Габали”, в случае ее передачи США или Израилю. Важной задачей лезгинских вооруженных структур станет нанесение ударов по коммуникациям “Великого шелкового пути”, ТРАСЕКА, и “Евразийского коридора”. Одновременно в различных странах - в России, в Германии, в Греции будут созданы опорные пункты лезгинского движения в виде различных общественных и культурных организаций. Лезгинской диаспоре в России будут предоставлены благоприятные условия для накопления средств и финансирования лезгинского национального движения. В Москве предполагается создать офис и ячейки лезгинского национального движения. Предполагается вовлечь в анти-азербайджанскую вооруженную и политическую борьбу не только лезгин, но и аварцев и лакцев. Этим самым значительная часть населения Дагестана будет переориентирована на борьбу с Азербайджана и отвлечена от симпатий к Чечне. Перед лезгинским освободительным движением стоит задача отстоять свою самостоятельность, пусть даже, находясь под определенным контролем России. Ничто не вечно, даже спецразработки, и лезгинское движение, непременно, приобретет свое лицо и место в международной политике.
Как известно, среди общественных организаций, созданных разведывательными службами Турции для работы среди народов Северного Кавказа, нет лезгинской организации, хотя в Анатолии проживает немало потомков лезгин выходцев из Дагестана. Бытует мнение, что ни разведслужбы Турции, ни Саудовской Аравии не воспринимали лезгин, как понятных и надежных партнеров для политических и вооруженных инициатив в регионе. (Перечень организаций: “Северокавказский национальный комитет”, “Северокавказский национальный центр”, “Общество культуры и взаимопомощи тюрок-горцев Северного Кавказа”, “Северокавказское культурное общество”, “Фонд имени Шамиля”, “Горские центры”, “Кавказский фонд культурно-образовательной и социальной помощи”, “Ассоциация Северный Кавказ”, “Кавказское представительство в Турции”, “Комитет кавказско-чеченской солидарности”, “Чеченская ассоциация”, “Борцы за независимость Чечни”, карачаевское движение “Джагамат”, ногайское национальной движение “Бирлик”, кумыкское национальное движение “Тенглик”).
Игорь Мурадян, Iravunk de facto
mitq.org |