Четверг, 25.04.2024, 11:59
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Май » 8 » Праздник отрицания войны
Праздник отрицания войны
14:14

Analitika.at.ua. Семнадцатую весну встречают в Степанакерте и во всем Нагорном Карабахе день 9 мая как тройной праздник: Это -

День Победы в Великой Отечественной войне;

День освобождения древней столицы Нагорного Карабаха города Шуши в годы отечественной войны за независимость 1992-1994 гг. и отражения агрессии Азербайджана;

День создания Армии обороны НКР. Все эти события произошли в один день, 9 мая, но в разные годы.

 

9 мая – это прежде всего праздник отцов и дедов - живых и мертвых, которым пришлось пройти через пучину Великой Отечественной - самой страшной, самой бесчеловечной и самой смертоносной в истории человечества Второй Мировой войны, знакомой сыновьям и внукам разве что по кино и литературе.

Спустя сорок пять лет после памятной даты, им - уже всем вместе - пришлось испытать бесчеловечность и мерзость еще одной войны. Пусть не столь масштабной, но столь же преступной и отвратительной. Войны им навязанной, а потому - грязной и лживой.

 

Об этой войне, получившей в обиходе название Карабахской, но не попавшей под этим названием во всеразличные международные протоколы, именно по этой причине еще не пишутся до конца правдивые строки художественной летописи и не снимается честное кино о страшных кадрах ее жестокого и бессмысленного опыта.

 

Но когда это случится, когда об этой войне начнут писать правдивые строки или снимать честное кино, когда появятся и для нее тоже свои авторы «западного фронта» или «последнего лета», свои постановщики «солдата Райана» или тех, кто «сражался за Родину», карабахцам не придется стыдиться своего участия в этой войне. В ней - особенно. Потому, как точно так не стыдились и не стыдятся они своим участием в войне Отечественной. Не только по причине множества собственных героев и видных военачальников, проявивших себя в ней, а по большей части - и в этом вся суть - по причине непоколебимой веры в священность всякого освобождения от грубой силы и того зла, что несла в себе эта сила. В сороковых, именуемая германским фашизмом, в девяностых – азербайджанским Вера эта была тем более непоколебима в Карабахской войне.

 

До сих пор официальная азербайджанская пропаганда, фальсифицируя страницы Карабахской войны, валит все события, ей сопутствующие, все причины, коими она, война, была обусловлена, с больной головы на здоровую. Это, увы, в природе азербайджанской пропаганды - переворачивать все с ног на голову там и тогда, где и когда такая пропаганда отвечает интересам геополитических установок, диктуемых ей братской Турцией.

 

Нет смысла здесь и сейчас говорить о том, что такое Турция и в чем ее геополитические интересы. Нет особой необходимости, опять же здесь и сейчас, вдаваться в подробности исторических катаклизмов начала прошлого века, выпавших на долю армянского народа и имеющих для него трагическое продолжение. Это другая тема. А вернее - другая реальность.

 

Просто история имеет обыкновение повторяться, и в этом один из ее недостатков. Она повторилась в Карабахе, и весь смысл ее нового осмысления заключался уже в том, чтобы не допустить еще одного, очередного витка в череде повторений по словно окаменевшей формуле Судьба-Трагедия-Реальность.

 

Что бы потом ни было. И как бы потом ни было.

 

А впрочем, что могло быть потом? Что - кроме войны на уничтожение и самого уничтожения. Уничтожения армянства Карабаха, а значит - и всего армянства. И вовсе нет в сказанном историко-символической патетики для оправдания ответных действий Карабахского сопротивления новоявленному фашизму. Объяснение тут самое простое. Именно тогда, когда карабахцы поняли, наконец-то, что навязанная им война - это не просто война за выживание, они поняли и другое: это война за свободу - личную и общественную. Война за государственную независимость. Сама реальность еще не успевшая стать историей, тому свидетельство.

 

Та самая реальность, которая в виде тяжких испытаний выпала на долю карабахцев, и которую они стойко и мужественно перенесли - от бесчисленных артобстрелов и бомбардировок мирных поселений до крупномасштабных военных операций новоиспеченных азербайджанских вооруженных сил. Так что сравнение с фашизмом вовсе не надумано.

 

Это ведь в небе над ними, карабахцами, поначалу летали листовки с ультимативным требованием к армянскому населению края в считанные часы покинуть пределы своей родины.

 

Это ведь против них, карабахцев, силами азербайджанского ОМОНа под прикрытием боевой техники Советской армии и специального контингента МВД СССР были проведены беспрецедентные по своей циничности и жестокости акции под кодовым названием «Кольцо», сопровождающиеся насилием, грабежом, разбоем.

 

Это ведь в аэропорту Степанакерта тот же ОМОН Азербайджана, укомплектованный из уголовников, грубо и нагло задерживал и отправлял в Баку российских депутатов и общественных деятелей, прибывающих в Карабах для изучения ситуации.

 

Это ведь на Степанакерт, кроме ракет и артиллерийских снарядов, сбрасывались чуть ли не ежедневно кассетные и шариковые бомбы, применение которых против гражданского населения запрещено международным правом.

 

И это ведь против них, карабахцев, вставших грудью на защиту своего края, своей маленькой родины, встала одурманенная сила наемных убийц - от украинских летчиков до афганских моджахедов и чеченских боевиков.

 

Так что, Карабах, зажатый в тиски поляничек, сафоновых и будейкиных, испытывал страшные муки от рашпиля азербайджанской политики. Окружавшие Степанакерт азербайджанские села были превращены в крупные военные базы, а сам Степанакерт разделил участь блокадного Ленинграда.

 

Так ли уж некорректно сравнение с фашизмом? И что же нужно было делать с таким фашизмом?

 

Наши современники - и европейские, и тем более российские, охотно верят и тем самым придают огромное историческое значение Нюрнбергскому процессу, выявившему страшные картины невиданных до того злодеяний, совершенных гитлеровцами против человечества, против общепринятых правил морали и норм международного права, против многих миллионов невинных людей - ограбленных, замученных, уничтоженных.

 

Наши современники прекрасно понимают, что такие злодеяния фашиствующего фанатизма должны были быть пригвождены к позорному столбу, и Нюрнбергский процесс это сделал.

 

Но наши современники, преимущественно из международных структур, не могут или не хотят понять того, что фанатизм азербайджанский, фанатизм обильно сдобренный воинствующей армянофобией, ничем не лучше гитлеровского фанатизма. И дело вовсе не в определении фашизма как такового. Дело в том, что понять такую аналогию - дорогого стоит. А дорога нынче пока что нефть.

 

Что ж, нацистскую Германию тоже в свое время ставили на ноги промышленные магнаты и политические бюрократы. История и в самом деле повторяется, и не обязательно в одном и том же месте.

 

Но если Германия с ее многовековой историей прошла испытание фашизмом и сумела покаяться, то можно ли ожидать покаяния от слишком молодого азербайджанского государства, толком еще не испытавшего того, что несправедливые завоевания позорят нацию точно так же, как кражи - отдельных людей.

 

И речь не только о Карабахе, истинную суть проблемы которого старательно затушевывают в официальных кругах Баку, дабы скрыть от собственного народа всю пагубность своей экспансионистской политики, замешанной на устремлениях пантюркизма в самых различных формах. Речь вообще об Армении, которая уже сама по себе создает препятствия для этих устремлений.

 

Тема старая и известная. Но отнюдь не стареющая. И все время актуальная в современной геополитике. Все время, пока и в Азербайджане, и в братской для него Турции не сумеют осознать великого смысла покаяния за совершенные ими злодеяния - в начале и конце прошлого века.

 

ТРУДНО сказать когда наступит это время - время покаяния. Возможно, что не скоро. Наверное, не скоро. Но когда оно все-таки наступит, тогда и только тогда в Азербайджане, да и в Турции тоже поймут, наконец, что дороже всего им обойдутся не иссякающие на Апшероне запасы нефти, а те самые бедствия, которые их пока не постигли, и те страдания, которые они пока не испытали.

 

Тогда и только тогда они сумеют понять, что День 9 мая, который отмечается и будет отмечаться в Карабахе каждый год - это вовсе не триумфальное шествие в честь победы над поверженным врагом, уж коль скоро Азербайджан зачислил себя в таковые. Это прежде всего общепринятая дань памяти жертвам войны - и той, уже далекой, и нынешней, недавней. Это не просто праздник Победы. Это праздник победы над войной. Праздник отрицания войны. И обвинения тех, кто навязал ее Карабаху.

Потому что победа для Карабаха и карабахцев - это мир. Победив Азербайджан в войне, он хочет победить и в мире. А это значит - добиться международного признания своей независимости.

 

И не более того. Но и не менее.

 

Приложение:

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА призвала на свои фронты 45 тысяч карабахцев - армян. Это 35 процентов всего населения Карабаха - тогдашней автономной области перед началом войны. Для сравнения отметим, что в то же время численность азербайджанского населения области составляла около 10 процентов. Из них лишь 1,3 процента были призваны в армию.

 

Сравнение это делается не для того, чтобы умалить роль азербайджанцев в Великой Отечественной войне, тем более, что и среди армян, и среди азербайджанцев было немало добровольцев. Просто таким образом Советский Азербайджан выполнял план-разнорядку по мобилизации - за счет армян.

 

И тем не менее, мы сегодня с гордостью вспоминаем тех карабахцев, кто внес свою личную лепту в борьбу против фашизма. И не просто участием в войне, а доблестью и мужеством в ратном труде. Из 45 тысяч армян-карабахцев 28 тысяч в боях за освобождение родины выросли из рядовых бойцов в крупных военачальников. С войны не вернулись 22 тысячи, по 15 тысяч были награждены орденами и медалями, 21 - стали Героями Советского Союза, 6 - кавалерами трех орденов Славы.

 

Весьма симптоматично, что все маршалы и адмиралы Закавказья имеют арцахское происхождение. Вот наиболее известные имена: маршалы - О.Баграмян, А.Бабаджанян, А.Ханферянц (Худяков), адмирал О.Исаков.

 

 

***

Война в Нагорном Карабахе основана на принципиальном конфликте цивилизаций. Еще на заре истории древняя родина армян была стратегически важным полем битвы конкурирующих друг с другом цивилизаций. В IV веке Армения решительно связала свою судьбу с христианской верой и вследствие этого оказалась связанной с греко-римским миром. Несмотря на тяготение к культурному и духовному образу жизни Запада, страна тем не менее стремилась сохранить исконность своих политических и религиозных институтов. В течение последующих столетий Армения оказывалась в эпицентре кровопролитных столкновений между греческой Византийской империей и зороастрийской Персией. В VII веке Арабская империя династии Омейядов впервые столкнула армян с исламским господством. Однако начиная с середины XI века, со времени завоевания Закавказья и Анатолии тюрками-сельджуками, главной темой армянской истории стала борьба за выживание против посягательств турецкого владычества.

 

***

Пантюркизм преследовал две принципиальные цели. Первая заключалась в устранении нетюркских национальностей. Накануне Первой мировой войны турецкий военный министр и последователь пантюркизма Назим Бей открыто заявлял: "Наше государство должно быть чисто турецким, поскольку существование других национальностей внутри наших границ лишь дает повод иностранным государствам для вмешательства в наши дела в их собственных интересах. Мы должны силой туркизировать нетурецкие национальности;.

 

***

В Турции и Азербайджане пантюркизм развивался в тесном взаимодействии. Десятилетия, предшествовавшие Первой мировой войне, были отмечены тюркским культурным возрождением в жизни азеров-турок. Интеллектуальная элита последних стремилась создать культурные условия для политического единства тюрков. Турецкий язык занял место персидского в качестве литературного языка азеров. Писатель и член руководства младотурок Али Бей Гусейнзаде из Баку был первым среди интеллектуалов своей страны, кто перенес пантюркизм из культурной сферы в политическую. Гусейнзаде, писавший под псевдонимом Туран, оказал сильное влияние на формирование взглядов своего друга Гекальпа. Лозунг Гусейнзаде «Тюркизм-Ислам-Европейская цивилизация» был взят на вооружение и пантюркистским движением. Накануне Первой мировой войны пантюркизм был сильнейшим, хотя и скрытым от глаз политическим течением как в Оттоманской империи. Сила пантюркистской мечты продолжает и в наше время оставаться существенным фактором в политической жизни Турции и Азербайджана.

 

DeFacto.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1090
Календарь новостей
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru