Analitika.at.ua. Без малого 22 года назад, 18 июня 1987 года, Европейский Парламент принял резолюцию «О политическом решении Армянского вопроса», в котором призывала Совет Европы добиться от правительства Турции признания геноцида, совершенного против армян. Данный документ, безусловно носящий в себе огромной силы гуманитарный и политический заряд, не мог не обеспокоить Анкару, на протяжении десятилетий проводящей активную политику отрицания совершенного в 1894-1923 годах преступления против человечества.
В Резолюции Европарламента нашли свое место не только всеобъемлющая и убедительная преамбула, полностью подтверждающая факт Геноцида армян в Османской Турции: Резолюция логично связывала отказ Турции признать Геноцид армян с проводимой этой страной внешней и внутренней политикой.
Так, пункт 4 Резолюции утверждал:
Европейский Парламент СЧИТАЕТ, что отказ нынешнего Турецкого правительства признать геноцид армянского народа, совершенный младотурецким правительством, его нежелание применить принципы международного права в том, что касается расхождения во мнениях с Грецией, сохранения турецких оккупационных сил на Кипре, и отказ признать существование курдского вопроса, наряду с отсутствием в стране истинной парламентской демократии и неуважением индивидуальных и коллективных свобод, в особенности свободы вероисповедания, являются непреодолимым препятствием для рассмотрения вопроса о возможности вступления Турции в Сообщество.
Таким образом, Резолюция Европейского Парламента прямо указывала на невозможность интеграции в европейское сообщество турецкого государства, на протяжении веков исповедующей политику непримиримости, дискриминации и оккупации. Это было серьезным предупреждением, и руководство Турции не могло не сознавать возможных политических последствий данной Резолюции. Собственно говоря, Резолюция прямо говорила о непреодолимости существующих между Европой и Турцией противоречий в области восприятия, осознания и практики межэтнических отношений, уважения прав человека, отношения к истории и национальным и религиозным меньшинствам.
В Турции, конечно, были прекрасно осведомлены о совершенном их отцами и дедами преступления Геноцида против армянского народа. Понимали также всю справедливость предъявленных ей обвинений относительно Греции, Кипра, курдов, а также проводимой на государственном уровне дискриминации по этническому и религиозному признаку. Однако если все обвинения, за исключением Геноцида армян, можно было бы «нивелировать» принятием отдельных, требующих много времени для претворения, решений и постановлений, то проблема Геноцида армян представляла для Анкары серьезную проблему. Турция опасалась (и опасается) политических, территориальных и экономических последствий признания Геноцида. Как представляется, именно эти соображения привели Турцию к решению упрямо отрицать очевидное: вопреки многочисленным фактам и неопровержимым архивным и документальным свидетельствам.
В стремлении отвести от себя обвинения в совершении страшного преступления, первого в истории ХХ века Геноцида, в результате которого были уничтожены свыше полутора миллионов мирных людей, Турция принялась за вербовку ученых историков и писателей во многих странах Европы. К счастью, истинных ученых, согласных за определенную мзду исказить исторические реалии нашлось не так уж и много. Вернее, Турция так и не смогла привлечь в лагерь «высокооплачиваемых» ренегатов ни одного сколько-нибудь серьезного ученого. Потому и вынуждена была довольствоваться людьми, хоть немного умеющим складно излагать свои, вернее, продиктованные ему мысли.
В результате отчаянных поисков, уже в 1988 году на свет появилась книжка некоего Жоржа де Малевиля: «Армянская трагедия 1915 года» (Georges de Maleville. La Tragedie Armenienne de 1915), обширные выдержки из которой были опубликованы 9 мая 2009 года в известном российском агентстве Regnum. Данная публикация известной антинаучной и армянской книжки не может быть воспринята армянским читателем иначе, как осознанная провокация и оскорбление в адрес целого народа. Совершенно не случайно нанесенного 9 мая, когда весь армянский народ праздновал две праздничные даты в своей истории: День Победы в Великой Отечественной войне и День освобождения древнего армянского города Шуши.
Почему мы считаем эту публикацию осознанной провокацией?
Начнем с того, что в редакцию Regnumа выдержки из книги (тенденциозно, кстати, выбранные, с многочисленными пропусками «ненужных» отрывков) прислал некий Вугар Сеидов, представившийся в качестве кандидата исторических наук. На поверку выясняется, что сей Сеидов, невзирая на ученую степень, является обыкновенным проходимцем, вводящим в заблуждение огромную армию читателей крупного интернет-ресурса.
Так, в предисловии к выдержкам из книги де Малевиля сей «кандидат» пишет: «Специально представлять метра де Малевиля нет необходимости. Это известный в мире историк, отталкивающийся в своих работах от первоисточника, а не политически мотивированной прессы. Это учёный, для которого историческая правда превыше политических целей». Между тем, «известный в мире историк», которого Сеидов, несмотря на «отсутствие необходимости», продолжает «представлять» дальше, является адвокатом, и никогда историей не занимался. Более того, о «выдающемся» историке не знают не только европейские, но и собственно французские энциклопедии и словари. Да и то сказать, мудрено знать историка, за всю свою жизнь написавшего одну единственную «историческую» книгу с явно политическим подтекстом и весьма завышенным «гонораром».
За исключением Турции и Азербайджана, оперативно издавших книжку на турецком, азербайджанском и русском языках, политизированный и совершенно ненаучный опус Малевиля, насколько нам известно, удостоился лишь одной рецензии: бельгийского политика и историка Алэна Дестексе. В книге «Руанда и геноцид в двадцатом веке» Дестексе приводит книгу Малевилла как образец ревизионистского и нечистоплотного отрицания геноцида с использованием методов, при которых «вопрос о виновности прикрывается защитной маской «смягчающих обстоятельств», что снимает ответственность за все подобные преступления». Далее Дестекс пишет: «перекручивая факты, (Малевиль) создает впечатление, что армяне сами совершили самоубийство, а младотурки виновны только в недостатке предусмотрительности!».
Второе. Нам удалось выяснить, что ныне живущий между Будапештом и Берлином Вугар Сеидов является... студенческим товарищем хозяина агентства Regnum, небезызвестного Модеста Колерова, контролирующего еще с десяток «дочерних» интернет агентств, не замедливших разместить на своих страницах провокацию «головного предприятия». Ну, как не угодить родному человечку, впавшему на родине в опалу из-за серьезных политических ошибок в своих публикациях? Даже если это противоречит принятому Государственной Думой России заявлению о Геноциде армян.
Между тем, потуги самой Турции отказаться от собственной истории не выдерживают никакой критики и легко опровергаются опубликованными в начале прошлого века материалами, в том числе и освещающими судебный процесс над лидерами осуществившей геноцид правящей в Турции партии «Единение и прогресс» (Иттихад ве теракки). Вот что писала, например, турецкая газета «Истиклал» от 22 июня 1919 года: «первая мировая война пробудила в нас дух скотства и безнравственности. Отречься от горькой правды – значит отречься от солнечного света».
Какова же была она, «горькая правда». Приведем только один пример: отрывок из выступления Кемаля Ататюрка перед Верховным трибуналом Стамбула 27 января 1919 года. Ататюрк, сам потом проливший реки армянской крови, тогда говорил: «Паши, которые совершили невиданные и невообразимые преступления и довели тем самым государство до нынешнего состояния, для обеспечения своих личных интересов снова разжигают недовольство. Они заложили основу всякого рода тирании, организовали высылки и погромы, сжигали, облив нефтью, грудных младенцев, насиловали женщин и девушек... Они погрузили на корабли тысячи невинных и сбросили их в море...». Еще через семь лет, в очередной раз столкнувшийся с членами партии «Единение и прогресс», разгневанный Ататюрк заявил в интервью газете «Лос Анджелес экзаминер»: «Я должен истребить всех членов Иттихада. Именно эта партия из-за своей горькой политики уничтожила и выслала один миллион христиан».
Истинная правда о Геноциде армян в Османской Турции эпизодически, небольшими порциями, всплывала лишь тогда, когда между самими турками начиналась борьба за власть. В остальном армяне не видели разницы между правлением султана, младотурок или того же Ататюрка. Каждая новая власть в Турции вначале осуждала за погромы и резню армян власть предыдущую, а затем, уже через несколько месяцев, сама принималась за массовые убийства армян.
12 февраля 1919 года начался суд над руководителями партии «Иттихад ве теракки». Им было выдвинуто два обвинения: вовлечение Турции в Первую Мировую войну и истребление армянского народа. Чем, как не официальным признанием чудовищного преступления – Геноцида (термин «геноцид» тогда еще не существовал) армян это является? Основные руководители преступной партии - Талаат, Энвер, Джемаль, Назым, Шакир и другие – были приговорены к смертной казни (в основном, заочно). Отдельные преступники, также непосредственно причастные к Геноциду армян и не успевшие покинуть Турцию, были повешены. Так, 14 апреля 1919 года на Баязетской площади в Константинополе был повешен главный виновник истребления армян в Йозгатском районе – Кемаль.
Однако затем политические проблемы и интересы Турции изменились, и сегодня, в так называемой кемалистской и светской Турции палачи и кровопийцы Иттихада превратились в национальных героев турецкого народа. Их прах перенесен в Турции, где им воздаются почести на государственном уровне. Их именами названы площади, скверы, улицы...
Многим им палачей Иттихада, непосредственно виновных в Геноциде армян, а также и другим палачам армянского народа, вроде Нури или Кемаля Ататюрка, увековечивают память не только в Турции, но и незаконно приобретшем независимость в 1991 году Азербайджане. Эта республика, политологическую элиту которой представляет В. Сеидов, сегодня по меньшей мере не менее активно борется против признания Геноцида армян.
У Азербайджана в вопросе признания Геноцида армян свои интересы, в том числе и опасение потерять единственного стратегического партнера – Турцию, без помощи которой Баку вынужден будет распрощаться с надеждой на повторную оккупацию Нагорно-Карабахской Республики. Кроме того, Турция всемерно содействует Азербайджану в лоббировании его интересов по проблеме Карабаха в различных межгосударственных и международных структурах. Отметим также, что Турция, играет важную роль в «умиротворении» населяющих север Азербайджана коренных народов: лезгин, аварцев, цахур, - справедливо считающих свою историческую родину оккупированной со стороны Азербайджана. В данном случае немаловажную роль играет религиозный фактор: перечисленные народы, как и Турция, в основном исповедуют ислам суннитского толка. В отличие от азербайджанцев, являющихся приверженцами ислама шиитского толка.
Не стоит обходить вниманием и чисто экономический фактор: Турция является главным транзитным государством на пути перекачки азербайджанских нефти и газа в Европу.
Однако, пожалуй, главным фактором, побуждающим Азербайджан принимать столь непосредственное участие в «защите» Турции на международной арене является опасение за собственную судьбу. Проблема в том, что в 1918 году Азербайджан принял у Турции «эстафету» по истреблению армянского населения. Только в 1918-1920 гг. на территории впервые в истории созданного на Южном Кавказе тюркского государства было убито не менее 200 тысяч армян, в том числе: в Баку (сентябрь 1918 года) – 30 тысяч человек, в Нухи-Арешском регионе (август-октябрь 1918 года) – 45 тысяч человек, регион Гандзака (июль 1918 года) – 15 тысяч человек, Куткашен-Варташен (июль 1918 года) – 20 тысяч человек, Шуши (март 1920 года) – 30 тысяч человек, Джебраил, Кубатлы, Кельбаджар, Зангелан, Мартакерт (сентябрь 1918 и апрель-март 1920 гг.) – 18 тысяч человек.
Азербайджан боится прецедента ответственности за преступления против человечества, имевшие место в первой четверти двадцатого века. В Баку прекрасно понимают, что когда Турция окажется на скамье подсудимых, то, рано или поздно, рядом с ней неминуемо усядется Азербайджан. За те же преступления: не имеющие аналогов и не поддающиеся человеческому восприятию, невероятные по масштабам и беспрецедентные по жестокости, квалифицируемые всем цивилизованным человечеством как Геноцид. Понимает, и делает все возможное, чтобы избежать наказания.
Преступление Геноцида, где и когда бы оно не свершилось, должно быть наказано. Преступные организации (партия, государство) должны быть пригвождены к столбу позора. В назидание всем тем, кто стремится свои политические или иные амбиции решить за счет невинного мирного населения. Это – аксиома. И, к нашему великому сожалению, неожиданное, ничем не оправданное подспорье в сокрытии преступных деяний Турции и Азербайджана оказало агентство Regnum. Нас мало интересует, что стало побудительной причиной для данной публикации. Мы знаем одно: уважающее себя и законы своего государства СМИ не должно, не имеет права принимать участие в сокрытии преступления.
В связи с этим портал www.voskanapat.info обращается ко всем миротворческим, гуманитарным, армянским и дружественным интернет-ресурсам с убедительной просьбой разместить на своих страницах данную статью. Если вы согласны с положениями данной статьи, если вам не безразлична судьба армянского народа, если вы против насилия вообще и по отношению к мирному населению, в частности, приложите свои усилия по виртуальному размножению данной статьи. Мы понимаем, что, по сравнению с Regnum возможности нашего портала ограничены, однако понимаем и то, что вместе мы составим силу, с которой вынуждены будут считаться все те, кто затеял против армянского народа нечистоплотные политические игры.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
voskanapat.info |