Analitika.at.ua. Ни один президент Армении, если ему дорога жизнь, не подпишет смертоубийственный договор с Баку, плодами которого воспользуется в первую очередь Турция, а потом большие державы.
Очередная встреча президентов Армении и Азербайджана в Праге вновь ни к чему не привела. Такое, по крайней мере, сложилось впечатление из сообщений, которые как всегда, были наполнены дежурными, ни к чему не обязывающими фразами. Словом, никакого «прорыва» не произошло. Правда, Мэтью Брайза, как всегда остался верен себе и опять сказал невпопад, что «достигнуто соглашение по базовым принципам», что немедленно вызвало резкую реакцию в Степанакерте.
По мнению ряда экспертов, создалось впечатление, что Армения подписала вторую «дорожную карту», на этот раз по Карабаху. Немного разрядил обстановку министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, заявивший, что переговоры прошли трудно. «Есть много недопонимания между сторонами. Каждый ведет свою линию и на одни и те же сюжеты реагирует по-разному. Однако не надо опускать руки, впереди еще долгая работа между президентом Алиевым и президентом Саркисяном", - подчеркнул глава МИД Франции. Ну а министры иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмар Мамедъяров и Эдвард Налбандян отказались комментировать журналистам итоги встречи. Вполне вероятно, что Брайза через пару дней откажется от своих слов, заявив, что его «неправильно перевели...». К этому уже привыкли.
Здесь уместно отметить, что еще до встречи ходили слухи, причем весьма достоверные, что встреча может не состояться. Причина тоже была ясна – США не смогли должным образом надавить на обе стороны, чтобы они согласились подписать очередную «дорожную карту», на этот раз по карабахскому урегулированию. Повторим, все это из области догадок и наблюдений, которые в последнее время имеют обыкновение сбываться если не полностью, то хотя бы наполовину. В случае с встречей в Праге, а до этого в Ереване на саммите ОЧЭС так и получилось. Для армянского и азербайджано-турецкого обществ все эти саммиты интересны только про одному вопросу: насколько можно протолкнуть свои интересы дипломатическим или иным путем, не прибегая, однако к силовым методам. Проще говоря, насколько конфликтующие стороны поддаются давлению извне. Причем абсолютно все равно, кто давит: Россия или США. В регионе Южного Кавказа, как ни странно, позиции Вашингтона и Москвы пока совпадают в нормализации армяно-турецких отношений. Новая администрация США еще не обрела уверенность, у России в последние 20 лет нет никакой политики на Кавказе, а есть просто желание удержать то, что осталось. А осталась Армения, которая все чаще посматривает на Запад. В таких условиях решать карабахский конфликт никто не будет, тем более решать-то почти нечего. Ни один президент Армении, если ему дорога жизнь, не подпишет смертоубийственный договор с Баку, плодами которого воспользуется в первую очередь Турция, а потом большие державы. И это ясно всем. Можно, как и в случае с подписанием армяно-турецкого соглашения, делать выводы, прогнозировать, но всегда при этом нелишне помнить, что Армения не подпишет никакого документа без согласия народа Нагорного Карабаха. Так, по крайней мере, всегда говорит официальный Ереван.
Но получается странная вещь: обе якобы «дорожные карты» подписываются именно накануне дней, которые для Армении и армянского народа были судьбоносными как в трагическом, так и в героическом смысле слова: 24 апреля и 9 мая. Случайностей, как известно, в истории не бывает, они просто хорошо подготовлены. Весь вопрос в том, насколько Армения и ее руководство знали об этой «случайности». Вопрос далеко не праздный, если учитывать сложившуюся довольно непростую ситуацию в регионе. Смотрите сами: вечно нестабильная Грузия, так и не ставшая государством, султанат, обязанный природным запасам и поэтому наиболее опасный и наиболее уязвимый, Турция, которая опасна просто по определению и Иран, без которого Армении действительно не выжить, поскольку при прочих равных условиях Тегеран все больше склонен поддерживать «неверных», чем суннитов и непонятных грузин. Вот и получается, что любое, даже вскользь оброненное слово вызывает неоднозначную, а подчас и неадекватную реакцию в Армении и НКР. К сожалению, приходится в очередной раз убеждаться, армянская дипломатия в настоящее время – не в лучшей форме. Признание Геноцида армян очень важно и необходимо, но делать его одним из основ внешней политики не очень-то разумно. Приоритеты государства должны основываться на реалиям региона, и не надо говорить, что с признанием Турцией Геноцида армян что-либо изменится. Ничего не изменится, может быть еще хуже, хотя и так уже дальше некуда. При отсутствии национальной идеи, о которой говорят вот уже второй десяток лет, любая даже самая маленькая победа на дипломатическом поприще будет восприниматься как поражение, потому что она бесцельна и тешит только самолюбие.
Ну а что касается саммита «Восточного партнерства», то единственное, что может привлечь Армению – так это отсутствие в Декларации постулата о «территориальной целостности» страны-участника программы.
Карине Тер-Саакян
«PanARMENIAN.Net» |