Analitika.at.ua. Подписав "дорожную карту", Анкара отказалась от предусловий в отношении Еревана, заявил АрмИнфо директор Института востоковедения Национальной Академии наук Армении, известный тюрколог, профессор Рубен САФРАСТЯН.
"СЕГОДНЯ МЫ ИМЕЕМ СИТУАЦИЮ, когда есть официальные заявления нашего МИД и официальные заявления представителей Госдепа США, согласно которым установленные ранее Турцией предусловия, в частности карабахский вопрос, никак не увязываются с армяно-турецкими переговорами. Иными словами, подписав "дорожную карту", Анкара отказалась от этих предусловий", - отметил он. В то же время, по мнению Р.Сафрастяна, естественно, что, пока этот документ не будет полностью опубликован, судить о его содержании довольно трудно, однако эксперт все же склонен верить заявлениям МИД Армении и Госдепа США. "Что же касается вопроса Геноцида армян и Карсского договора, то я не верю публикациям турецкой газеты "Сабах" о том, что они включены в "карту" в качестве предусловий. Более того, зная излюбленные приемы турецкой дипломатии, я склонен предполагать, что это была специальная утечка информации, организованная МИД Турции для внутреннего потребления. В первую очередь для того, чтобы успокоить разгоревшиеся страсти в Турции и Азербайджане", - считает Сафрастян.
"Правительство Советской Армении подписало Карсский договор 13 октября 1921 года, подписало под давлением. Но дело в том, что раздел, касающийся Армении и Турции, границы между ними, почти целиком был взят из советско-турецкого договора, который был подписан в марте. Этим договором мы признали турецкую границу в том виде, в котором она есть сейчас", - отметил он. В этом контексте, по мнению тюрколога, в Армении этот договор воспринимается как несправедливый, навязанный республике, и все три президента Армении - Левон Тер-Петросян, Роберт Кочарян и Серж Саркисян - не признавали Карсский договор. "Но если исходить из чистых реалий, то, конечно, все договоры - это клочки бумаги. Сила рождает право - вот и все. Смысл нашего отказа признавать его состоит в том, что Карсский договор касается не только границы с Турцией, но и касается статуса Нахиджевана. Во-вторых, все-таки это договор, который является несправедливым и нам навязанным", - констатировал Сафрастян.
В ЖЕЛАНИИ ТУРЦИИ ОТКРЫТЬ ГРАНИЦУ С АРМЕНИЕЙ ГЛАВНУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ГЕОПОЛИТИКА, считает Рубен Сафрастян. "Я склонен увязывать это желание Анкары с геополитической ситуацией на Южном Кавказе, учитывая, что после августовской войны Россия получила большое преимущество в регионе, нарушив предыдущий статус-кво и создав новый - в свою пользу. Турция тем самым потеряла свои позиции в регионе", - отметил он. По его мнению, в частности, Анкара инвестировала крупные суммы в экономику и военную инфраструктуру Грузии, а после августовской войны фактически это все было потеряно. Исходя из этого Грузия как реальный геополитический фактор находится сейчас в весьма плачевном состоянии. "Кроме того, Турция предлагала создать небольшой альянс, в который входили бы Азербайджан, Грузия и Турция, но во главе с Турцией. Фактически именно этот план и пошел насмарку после российско-грузинской войны. Поэтому Турция пыталась отреагировать на это преимущество России тем, что выдвинула концепцию и идею Кавказской платформы, которая была попыткой на политическом уровне сбалансировать геополитический успех России. Но мы видим, что фактически Платформа не имеет шансов на успех. Поэтому Турция пытается сейчас открыть границу с Арменией, обеспечить себе возможность иметь хоть какое-то влияние у нас в регионе", - объяснил Сафрастян.
"Я не уверен, что переговорный процесс между Арменией и Турцией увенчается каким-то более или менее реальным результатом. Пока что рано об этом говорить. Но то, что Турция предпочитает свои интересы интересам Азербайджана, было ясно и до сегодняшнего дня. Я всегда об этом говорил: Турция не та страна, чтобы ради интересов своего "младшего брата" жертвовать своими интересами", - отметил он.
"Я ПОКА ВОЗДЕРЖИВАЮСЬ ОТ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ КАКИЕ-ТО ПРОГНОЗЫ по части сроков установления дипотношений между Арменией и Турцией, так как не уверен, что это вообще произойдет, -заявил также профессор Сафрастян. - Подобная неуверенность объясняется тем, что подписанная "дорожная карта" - это все-таки рамочное соглашение, т.е. этот документ не имеет реальной силы. Во-вторых, там нет многих важных и, я думаю, принципиальных вопросов. Просто есть перечень шагов, которые должны быть предприняты. Вот по этим шагам и будут вестись конкретные переговоры с Турцией. Обычно так бывает, если подписывается рамочное соглашение. И я не уверен, что эти переговоры увенчаются каким-то результатом. Могут быть успешные переговоры, может быть нулевой результат", - отметил он.
В карабахской проблеме на Армению оказывается немалое давление, которого в вопросе признания Геноцида нет, считает Рубен Сафрастян. "Именно поэтому в своей игре с Турцией Армения играет самостоятельно. Еще в 2005 году я пришел к выводу, что проблема признания Геноцида - это одна из небольших возможностей Армении более или менее самостоятельно проводить свою политику. Это тот вопрос, в котором мы имеем право принимать решение, основываясь исключительно на наших интересах, а не на интересах других стран, - отметил он. - Я думаю, что мы играем самостоятельно и в вопросе армяно-турецких отношений, это исходит из общей концепции внешней политики Армении, т.е. из нормализации отношений с Турцией без всяких предусловий. Во-вторых, русско-грузинская война показала, как мы зависим от Грузии. Третий выход во внешний мир имеет для нас геополитическое значение. Поэтому нам надо решать этот вопрос", - подытожил Сафрастян.
АрмИнфо |