Analitika.at.ua. Договоренность о начале процесса примирения, недавно достигнутая между властями Армении и Турции, так называемая «дорожная карта», вызвала широкий резонанс во всем мире. И в Грузии, в частности. Это и понятно - процессы, происходящие в регионе, вызывают интерес у различных политических игроков. Поэтому, следя за различными мнениями, которые озвучиваются в мировых СМИ, необходимо также учесть то влияние, которое данный процесс оказывает на соседнюю Грузию, которая на сегодня, фактически, является окном Армении в Западный мир.
В настоящее время грузинский политический истэблишмент, не говоря уже об общественности вообще, не очень внимательно следят за процессами, происходящими за пределами страны, так как в политической жизни Грузии продолжают разворачиваться драматические события в связи с круглосуточными акциями протеста, которые проводит оппозиция.
Тем не менее, активизация армяно-турецких отношений вызвала определенный отклик в Грузии. И когда внутриполитическая стабильность в стране будет восстановлена, грузинское общество и представители руководства озвучат свое отношение к армяно-турецкому сближению. Каким оно является сейчас, и каким представляется в будущем?
Учитывая то, что Армения во многих вопросах зависит от Грузии (транзит российского газа, ближайший и кратчайший путь на Запад), наш корреспондент в Грузии Ираклий Джапаридзе попытался проанализировать этот вопрос в грузинской политической среде.
С определенной долей уверенности можно сказать, что политические аналитики и эксперты сходятся во мнении, что переговорный процесс между Арменией и Турцией – положительное явление. Политологи рассматривают армяно-турецкий диалог в качестве шага в направлении ослабления напряжения в регионе, по крайней мере, в одном направлении. Грузинские эксперты скептически относятся к быстрому развитию событий и считают, что процесс, начавшийся столь стремительно, будет развиваться достаточно медленно. Потребуется много времени и усилий, чтобы прийти к определенному решению. Однако напряжение в регионе будет ослаблено, считает большинство экспертов.
Учитывая стратегическую важность Турции в регионе и во всем мире, а также тот факт, что эта страна является союзником США и сегодня находится в довольно дружеских отношениях с Россией, политологи полагают, что, в конце концов, в проигрыше останется Армения, так как ей придется пойти на большие уступки, чем Турции. Грузинские аналитики полагают, что основное, чем придется пожертвовать Армении, это вовсе не требование признать Геноцид 1915 года. Армении придется отказаться от оказания поддержки Карабаху и вернуть Азербайджану все «оккупированные территории».
Следует заметить, что грузинские эксперты заинтересованы в подобном развитии событий, так как, по их мнению, это вновь подчеркнет важность «территориальной целостности» стран, а также удержит Армению от совершения «сепаратистских действий» в регионе Джавахети.
Единственный аргумент, который приводят аналитики для подкрепления своей версии, это «стратегический интерес», который Турция представляет как для США, так и для России.
Существует и другая плоскость рассуждений - более реалистичная и аргументированная в привязке к проблемам самой Грузии. Некоторые грузинские эксперты полагают, что дружественные отношения и открытие границы между Арменией и Турцией приведет к серьезным экономическим проблемам для Грузии.
Во-первых, Грузия больше не будет основной территорией, через которую Армения имеет доступ на Запад, следовательно, Грузия потеряет огромное количество денежных средств (выплаты железнодорожным кампаниям и т.д.). Специалисты подсчитали, что работа порта Поти на 40% обусловлена прибытием армянских грузов. Это связано не только с финансовыми потерями, но и означает ряд проблем в социальной сфере, так как благодаря товарообороту с Арменией местное население обеспечено работой в порту. Тот факт, что Армения может перестать зависеть от Грузии как от основной транспортной артерии, вызывает обеспокоенность у экспертов, так как, по их мнению, в этом случае голос Армении в территориальном споре относительно Джавахети станет звучать гораздо громче. Многие аналитики полагают, что единственная причина, по которой Армения не вторгается на территорию Грузии (конечно, с помощью России - грузинские политики и эксперты все в мире связывают с Россией), заключается в том, что в этом случае Армения будет отрезана от внешнего мира. Однако если у Армении появится другой маршрут, она будет более настойчиво озвучивать свои требования.
Другим важным фактором, на что обращают внимание грузинские эксперты, это - региональные программы и участие в них Армении. В первые дни августовской войны в Грузии все международные корреспонденты в своих докладах отмечали, что Грузия представляет интерес в плане транзита нефти и газа. Многие грузинские эксперты считают, что важность этих коммуникаций, а также опасения американцев и европейцев, что нефте- и газопроводы могут оказаться в руках русских, заставили их более или менее защитить Грузию. В противном случае, если бы Россия оккупировала всю Грузию, никто бы и пальцем не пошевелил. Становится ясно, почему Грузия так активно участвует в любой региональной транспортной программе и почему она стремится, чтобы проект Набукко был реализован на ее территории, причем, как можно скорее. Грузия рассматривает эту инфраструктуру больше в качестве гаранта своей безопасности, чем как источник финансовых ресурсов. Тот факт, что армяно-турецкая граница может открыться, означает, что Набукко может пройти через территорию Армении, а не через Грузию, что нанесет серьезный ущерб безопасности грузинского государства, даже без учета финансовых потерь.
Проблемы, которые могут возникнуть в туристической сфере, не так важны по сравнению с угрозой безопасности. Однако, учитывая тот факт, что на грузинских морских курортах - Кобулети, Уреки и, в целом, во всей Аджарии, в основном отдыхают туристы из Армении, и именно туризм является основным источником дохода для местного населения, уменьшение числа туристов из Армении, которые могут предпочесть отдыхать на Черном море в Турции, также представляется серьезной опасностью при рассмотрении армяно-турецкого сближения.
Впрочем, не все эксперты полагают, что нормализация армяно-турецких отношений невыгодна Грузии. В последнее время определенная часть грузинской общественности (конечно, под воздействием активной турецкой и азербайджанской пропаганды) придерживалась того мнения, что военное присутствие России в Армении направлено против них, а не для защиты границы, поэтому, в случае открытия границы, станет возможным вывод российских войск из Армении. В конце концов, рассуждают эти люди, если единственная причина, по которой российские войска находятся в Армении, это напряженные отношения между Арменией и Турцией, то, когда напряжение спадет, какова цель присутствия этих войск? Грузинские эксперты надеются, что начавшийся процесс приведет к выводу российских войск из региона. Это считается контраргументом той точке зрения, что, в случае второй транспортной дороги, Армения сможет оккупировать регион Джавахети, а без российских войск она не осмелится пойти на этот шаг.
В среде экспертов рассматривается и такой довольно интересный, однако же весьма маловероятный расклад для Грузии. А именно: Армения и Турция налаживают отношения, Турция является одним из важнейших стратегических партнеров США в мире и единственным партнером в регионе, Армения считается марионеточным государством, которым полностью руководит Россия, Россия и США договариваются о разделении власти в регионе, следовательно, им придется кое-чем пожертвовать.
Далее рассуждения таковы: у США, как полагают эксперты, есть два интереса в регионе - грузинская демократия и азербайджанская нефть. Очевидно, что США пожертвует «демократией», попросту говоря, самой Грузией, вплоть до полной оккупации всей территории страны. Даже если территория Грузии не будет оккупирована, хорошие отношения между армянами и азербайджанцами, как полагают эксперты, не будут установлены, пока не будет решен карабахский конфликт. Однако когда конфликт будет разрешен, по мнению тех экспертов, которые считают, что, по всей вероятности, Карабах будет возвращен Азербайджану, Азербайджан не будет ничего иметь против России, особенно, в свете недавних заявлений о заинтересованности русских в инвестирование денег в нефтяной и газовый сектор Азербайджана. Что касается Армении, то она не осмелится выступить против России, даже в случае потери Карабаха. Турция, увидев Карабах в руках Азербайджана, также не будет ничего иметь против России, и воображению экспертов представляется бедная Грузия, окруженная Россией и ее союзниками, что может привести к полному разрушению грузинского государства. Некоторые даже предполагают, что в качестве компенсации за потерю Карабаха Армении дадут Джавахети, Турция, будучи союзником России, получит Аджарию, а Азербайджану, вероятно, достанутся приграничные с Грузией районы, населенные азербайджанцами. То, что останется от Грузии, будет присоединено к России. Такие вот мрачные прогнозы, которые, скорее всего, от сна разума.
Итак, инициированное Арменией и Турцией сближение на уровне простых людей считается хорошей идеей и шагом к стабильности, долгосрочному миру и, как следствие, благополучию. Напротив, грузинские эксперты и аналитики считают инициативу весьма опасной. А это означает, что, когда внутриполитический кризис в Грузии будет преодолен, власти страны начнут принимать меры предосторожности в связи с попытками нормализации армяно-турецких отношений, что, возможно, приведет к ухудшению отношений между Арменией и Грузией.
DeFacto.am |