Analitika.at.ua. По словам некоторых высокопоставленных европейских чиновников, Европейский Союз и Турция заключили прорывное соглашение по строительству газопровода, которое может, наконец, открыть «золотое энергетическое дно» Каспийского бассейна спустя длительный период безвыходного положения.
Соглашение, которое будет подписано в Анкаре 25 июня, является мощной поддержкой для невезучего проекта газопровода Nabucco, предназначенного для транспортировки природного газа через Среднюю Азию, Южный Кавказ и Ближний Восток в Европу. Nabucco является ключевым проектом, предназначенным для разрушения «мертвой хватки» Кремля над европейским импортом газа. «Это полный прорыв, - говорит высокопоставленный европейский чиновник, принимавший участие в трудных переговорах с Турцией. - Турки приняли наши условия. Нет никакой обусловленности».
Проект Nabucco стоимостью 9 миллиардов евро является центром столкновения, в котором Россия противопоставлена ЕС, участвуют Турция, Австрия, Азербайджан и авторитарные режимы Средней Азии. Столкновение является попыткой обезопасить европейские газовые нужды, одновременно ограничив контроль Москвы и газового монополиста «Газпрома» над линиями поставки. С аргументацией в пользу Nabucco можно поспорить, но она была усилена газовой войной России и Украины в январе, которая подорвала поставки «Газпрома» в Восточную и Центральную Европу. Сходные конфликты уже возникали в 2006 и 2007 годах.
Nabucco, протянувшийся на более чем 2000 миль от восточной границы Турции до главного европейского газового узла недалеко от Вены, может стать главным маршрутом для прокачки газа в Европу, неконтролируемом при этом «Газпромом», Но этот план споткнулся о тупик в переговорах ЕС и Турции по поводу соглашения о транзитном газопроводе. Более чем половина газопровода должна располагаться в Турции, что делает эту страну охранником энергетических поставок в Европу.
Анкара вела сложные переговоры, настаивая на сборе «налога» за прокачку газа и требуя поставок 15 процентов транзитного газа по сниженным ценам. По словам европейских чиновников и консорциума шести компаний, который должен построить газопровод и управлять им, эти условия сделали бы Nabucco финансово нежизнеспособным.
Патовая ситуация была разрешена на саммите в Праге, который прошел в прошлую пятницу между ЕС и странами, имеющими отношение к проекту. Требование о 15 процентах исчезло, - рассказывает The Guardian европейский комиссар по энергетике Андрис Пибалгс (Andris Piebalgs). - Мы пришли к соглашению о транзите на основе себестоимости. Мы очень близки к заключению». Высокопоставленный чешский чиновник, принявший участие в организации саммита, сравнивает переговоры с «торговлей на стамбульском базаре», в то время как европейский посол в регион выражает беспокойство, что «ничего не сделано, пока оно не сделано».
Но президент Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу (Manuel Barroso) сказал, что президент Турции Абдула Гюль уверил его, что соглашение будет подписано в течение нескольких недель. Это то, что президент Гюль сказал мне, - заявил Баррозу.
Турецкий лидер косвенно связал любое соглашение по Nabucco с продвижение вперед в переговорах Анкары и Брюсселя по поводу присоединения Турции к ЕС. Переговоры заблокированы греческими киприотами, в то время, как несколько больших европейских государств втихую счастливы, что заявка Турции в ЕС заморожена. Однако Баррозу и остальные европейские чиновники утверждают, что Анкара не поставила никаких условий для соглашения по Nabucco.
Европейский Союз импортирует примерно одну треть или 140 миллиардов кубических метров газа из России. «Южный коридор» - Nabucco и два других газопровода - должен прокачивать 60 миллиардов кубических метров в год или 10 процентов от необходимого к 2020 году объема в обход России.
Строительство газопровода Nabucco много раз откладывалось, в то время как запланированные расходы взлетели до небес, что дало критикам газопровода повод объявить проект бесплодной фантазией. Но пражский саммит и грядущий договор с Турцией, похоже, подарили проекту второе рождение.
Консорциум, планирующий построить и управлять трубопроводом, который протянется на 2050 миль от восточной границы Турции, через Балканы в Баумгартен, к востоку от Вены, возглавляется австрийской нефтегазовой компанией OMV и состоит из четырех национальных энергокорпораций - Botas из Турции, Bulgargaz из Болгарии, Transgaz из Румынии и венгерский MOL - и немецкой энергетической группы RWE, которая присоединилась к консорциуму в прошлом году, несмотря на то, что правительство страны предпочитает сотрудничать с «Газпромом» и сопротивляется строительству Nabucco. Все шесть компаний объединены в компанию Nabucco Gas Pipeline International.
Помимо Nabucco, европейцы также впервые заговорили о поддержке строительства газопровода, который пройдет по дну Каспийского моря и соединит Туркменистан и Среднюю Азию с Азербайджаном. По словам высокопоставленного европейского чиновника, на среднеазиатский газ много претендентов, и если Европа не получит его первой, он уйдет в Россию или Китай.
Если Nabucco все же случится, на первых порах ему будет нужен газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз-2, управляемого BP. Но чиновники в Брюсселе рассматривают Туркменистан с его огромными запасами газа как ключ к долговременной рентабельности газопровода.
Русские сильно давят на среднеазиатов и Азербайджан, чтобы остановить строительство Nabucco и оставить за собой контроль над всеми маршрутами поставок на запад. Туркмены посетили пражский саммит, но отказались связать себя обязательствами, очевидно, решив стравить Россию и Европу в своих интересах.
Иэн Трейнор
The Guardian, 11 мая 2009
Комментарий Voskanapat.info
Данная статья в The Guardian, несмотря на потуги автора, лишний раз подтверждает политическое значение проектируемого газопровода Nabucco. Аргументы, которыми оперирует Европейский Союз – диверсификация тянущихся в Европу трубопроводов – не выдерживают никакой критики и в действительности являются стремлением к диверсификации транзитных стран и попыткой принизить роль России в обеспечении Европы газом. Проблема тут, как легко понять, не в самом газе, он везде горит одинаково, а в ограничении геополитического значения России. И в этом вопросе основными союзниками Европы в ее противостоянии с Россией играют Турция и Азербайджан.
Интересный факт. Помощник госсекретаря США Мэтью Брайза, главный архитектор трубопроводной политики Вашингтона в регионе Ближнего Востока, в интервью радиостанции «Эхо Москвы» заявил: «Проект (Nabucco – Л. М.-Ш.) будет, когда будет соглашение по транспорту между Азербайджаном и Турцией. И это будет, скоро, может быть, в июне. Тогда вы увидите, что очень быстро этот газ появится, и деньги тоже». В том же интервью (http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/591198-echo/) Брайза пытается уверить слушателей радио, что Nabucco преследует исключительно экономические цели, и даже пытается обосновать это стоимостью строительства трубопровода, который, по его подсчетам, обойдется дешевле, чем проектируемый Россией «Южный Поток».
Не говоря уже о том, что Nabucco родился именно как соперничающий с Южным Потоком проект, отметим, что последний должен быть построен на российские деньги. В этом плане затрачиваемые суммы не должны бы особо беспокоить Брайзу и Запад в целом, так как мировые цены складываются из многих составляющих, в числе которых затраченные на коммуникации суммы имеют далеко не первостепенное значение. Проблема, однако, в том, что Nabucco обойдется гораздо дороже, чем Южный Поток. Не стоит забывать, что без среднеазиатского газа Nabucco будет иметь исключительно декоративное значение, а перекачка газа из Туркмении и Казахстана до Баку обойдется в дополнительные миллиарды евро. Отметим также и то, что, согласно проекту, Nabucco – это протянувшийся параллельно Южному Потоку проект, что также указывает на его политическую подоплеку.
Примечательна во всей этой истории роль Азербайджана и Турции. В начале этого года мы писали, что Турция исключительно заинтересована в проекте Nabucco , но при этом постарается «выжать» из него максимум политических дивидендов еще до начала строительства трубопровода. «Можно не сомневаться: если «Набукко» начнет реализовываться, то Турция будет одной из самых активных участниц проекта. Проект этот в любом случае выгоден Анкаре, ибо, никак не ограничивая ее политические возможности, станет источником долговременной и надежной прибыли. Независимо от количества газа в трубе. Более того, обладание вентилем от ведущих в Европу труб с газом существенно повысит значение Анкары для Европы. А неминуемое ухудшение отношений с Россией с лихвой компенсируется укрепившимися отношениями с США и Европой», - отмечалось тогда в Voskanapat.info. Время показало нашу правоту. Поэтому рискнем сделать еще один прогноз.
В ближайшее время, возможно, и даже, скорее всего, до 25 июня, Азербайджан подпишет документ, подтверждающий его участие в проекте Nabucco. Подобные сигналы уже есть, и исходят они не только из Европы, но и из США. На окончательный выбор внешнеполитической ориентации Азербайджана в сторону Запада указывает и принятие участия в учениях НАТО в Грузии в рамках программы «Партнерство во имя мира».
Фактически для обдумывания проблемы выбора внешнеполитической ориентации у Азербайджана осталось менее полутора месяцев времени. И это тот самый срок, в течение которого все основные геополитические факторы региона будут применять против Азербайджана «политику кнута и пряника». Не приходится сомневаться, что основная роль и «кнута» и «пряника» выпадет на долю Нагорно-Карабахской Республики. И пользоваться этим «орудием» шантажа и приманивания будут как Запад, так и Россия. Однако не приходится сомневаться и в другом: ни при каком раскладе сил Азербайджан не откажется от прозападной ориентации: этого требуют как цивилизационные воззрения, так и экономические и геополитические интересы Азербайджана и Турции.
Вместе с тем, «уход» Азербайджана на Запад способен привести к значительному ухудшению отношений между Баку и Москвой. Это может быть чревато для Азербайджана крупными неприятностями, преодоление которых потребует немало сил, средств и времени. Отмеченное «время на обдумывание» таким образом приобретает характер поиска приемлемого для всех сторон не решения, а объяснения. Ибо само решение предопределено.
Таким образом, можно констатировать, что пик активного миротворческого процесса вокруг урегулирования проблемы Нагорно-Карабахской Республики достаточно близок. После этого наступит достаточно долгий спад активизации, характеризующийся лишь имитацией активной деятельности посредников. Не исключено, что период спада отметится поиском или приглашением (возможно и самовыдвижение) новых посреднических стран. С этой точки зрения возможная встреча президентов Саркисяна и Алиева в начале июня в Санкт-Петербурге приобретает особую значимость. Исходя из этого, нам следует осознать: необходимо занять более жесткую позицию в отстаивании государственных интересов НКР и национальных интересов ее населения.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
Voskanapat.info |