Analitika.at.ua. В 2007 году в Швейцарии начались тайные армяно-турецкие переговоры, приведшие в конце концов к некоему непонятному соглашению, которое сразу принялись активно обсуждать в Армении, Турции и Азербайджане. Причем обсуждение ведется по степени предположения того или иного «эксперта», зачастую до последнего времени и не знающего, что эти переговоры ведутся и что написано в пресловутом соглашении, кроме 3-4 строчек. Отсутствие информации порождает у людей естественную потребность делать какие-то выводы, основываясь при этом на совершенно ложных посылках. Несуществующая еще конкретная «дорожная карта» по нормализации армяно-турецких отношений уже обросла мифами и вариантами. Интересно то, что все эти «варианты» исходят от турецко-азербайджанской стороны, а вернее азербайджанской, которая от решения этого вопроса только теряет.
Прежде чем перейти к собственно мифам, нужно отметить, что с 1991 по 1993 годы между Арменией и Турцией были дипломатические отношения. Турция одной из первых стран признала независимость Армении, был и посол Турции в РА с резиденцией в Москве – Волкан Вурал. Все закончилось в 1993 году, когда в карабахской войне наступил перелом. Победа в национально-освободительной борьбе народа Нагорного Карабаха за самоопределение серьезно пошатнула положение Азербайджана, который до сегодняшнего дня так и сумел оправиться от шока поражения. Именно тогда в Баку провозгласили лозунг «Один народ – два государства». Турции это было на руку для распространения своего влияния на мусульманские республики бывшего СССР. Граница была закрыта, Армения оказалась в изоляции не только от региональных проектов, но и от остального мира.
В 2001 году по инициативе Госдепартамента США была создана турецко-армянская комиссия по примирению (TARC). Члены оргкомитета в течение трех месяцев в конфиденциальной обстановке встречались в Венской дипломатической академии, участию турецких представителей в первом заседании комиссии в Женеве тоже никто не препятствовал. Комиссия просуществовала 2 года и тихо скончалась из-за непреодолимых препятствий: Армения требовала признать Геноцид армян в Османской империи 1915-1923гг., Турция настаивала на ратификации Карского договора 1921 года, по которому определяются границы нынешней Турции и Армении.
Контакты возобновились, как уже было отмечено, в 2007 году и, если так можно выразиться увенчались успехом 6 сентября 2008 года, когда президент Турции Абдулла Гюль приехал в Ереван на футбольный матч между сборными Армении и Турции. Начало «футбольной дипломатии» было положено, но получит ли она свое завершение, пока сказать трудно.
А теперь, как и было обещано, о мифах и неких пунктах соглашения, которых нет и в помине, по крайней мере, в обозримом будущем.
Миф первый: Армения отказывается от международного признания Геноцида армян. Требование более чем невыполнимое, оно невозможно. А если учесть то, что данный вопрос является одним из приоритетов внешней политики Армении, но абсурд подобного условия явно очевиден.
Миф второй: ратификация Карского договора. Это, пожалуй, самое страшное для Армении, которая в результате этого договора, подписанного между кемалистской Турцией, большевистской Россией и Арменией и Азербайджаном фактически сделал Армению заложником в геополитической игре.
Миф третий: Армения должна сдать 5 районов, составляющих пояс безопасности НКР, то есть фактически вернуться к прежнему советскому административно-территориальному делению республик.
Миф четвертый: создание совместной комиссии историков по изучению событий 1915 года.
А что же Турция? От Турции требуется всего лишь ничего: открыть границу. И еще она может согласиться открыть османские архивы. Такого рода «дорожная карта» настолько нереальна, что это видно невооруженным взглядом.
Но дело уже сделано, механизм дезинформации запущен, и все в Армении стали выступать с заявлениями осуждения достигнутого соглашения. Причем надо заметить, что иногда выступают люди, которые до последнего времени не знали, что идут армяно-турецкие переговоры.
Так же, как и в случае с TARC, подписать соглашение заставили США. Россия, увы, в этом время занималась, да и продолжает заниматься Грузией, почему-то надеясь, что Армения никуда не денется. Это опасное заблуждение может дорого обойтись Москве. Ереван тихо-тихо уходит на Запад. Если это произойдет, то на российской политике на Кавказе можно ставить крест. Но на этом фоне укрепление российско-турецкого политико-экономического альянса не кажется таким уж неожиданным. Причем этот альянс может быть направлен вовсе не против Армении, как это кажется на первый взгляд, а на Азербайджан. Не случайно, именно в эти дни генпрокурор РФ Юрий Чайка и госдепартамент США указали на Азербайджан как на транзитную страну в переброске боевиков и оружия. У России и Турции всегда были общие интересы на Кавказе, так что визит Эрдогана не более чем рабочая встреча, в ходе которой стороны попытаются выработать некую общую энергетическую политику, направленную на усиление доминирующей роли в регионе Москвы и Анкары. И вполне понятно, что в этих условиях Азербайджану, несмотря на довольно смелые заявления Ильхама Алиева, почти ничего не светит. Проект Nabucco без азербайджанского газа обойдется, а без туркменского и российского нет. Европе такой расклад не очень нравится, но таким образом она расплачивается за упорное нежелание принять Турцию в Евросоюз. Вполне вероятно, что Брюссель удовлетворит цена откупа.
Что же касается Армении, а вернее установления дипломатических отношений с Турцией, то в этом вопросе, как мы уже писали, от сторон мало что зависит. Ни Турция, ни Армения не смогут принять решение, на котором настаивают США, Россия и ЕС, без давления. Причем, пока совершенно непонятно, кто все-таки играет первую скрипку в «проекте века» - Россия или США.
Можно предугадать некоторый сценарий развития армяно-турецких переговоров. Оптимистический – граница открывается до футбольного матча между сборными Турции и Армении, главы МИД двух стран подписывают протокол об установлении дипотношений и потом уже начинаются собственно переговоры по «дорожной карте». Второй сценарий – пессимистический: Армению заставляют признать Карский договор со всеми вытекающими отсюда последствиями – отказ от признания Геноцида армян и компенсации за утерянную родину, резкое ослабление, если не сказать сведение на нет национальной безопасности. Вопрос Нагорного Карабаха отпадает сам собой... Третьего варианта, увы, не существует.
Все дело в Карском договоре, на выполнении которого настаивает Турция, а именно в части признания границ Арменией. Правда, если следовать тому же Карскому договору, то можно, скорее всего, говорить не об армяно-турецкой, а о российско-турецкой границе, тем более что по сей день ее охраняют наряду с армянскими пограничниками также российские. Исходя из этого, не такими уж надуманными являются предположения, что идея открытия границы и установления дипломатических отношений – ну или наоборот, разницы никакой – исходит в первую очередь из Москвы. Таким образом она нарушает хрупкий, но уже сложившийся статус-кво. В нарушении существующего статус-кво в регионе крайне заинтересован и Иран. Говоря на словах о том, что в регионе не должно быть закрытых стран, Тегеран в то же время дает понять, что именно он необходим для оставшейся в исламском окружении Армении.
Остается напомнить, что еще в 1991 году в СМИ появилась информация о том, что покойный президент Турции Тургут Озал заявил: "Вопрос Геноцида армян теснит наши сердца. Не лучше ли нам признать его на государственном уровне и разом покончить со всеми вопросами". Этот неординарный политик время от времени действительно прибегал к сенсационным откровениям, чем, собственно, и поддерживал постоянную напряженность в сплоченных рядах турецкого политического истеблишмента. Как-то он публично признал непродуманность реакции официального Баку на требование армянского народа Нагорного Карабаха о самоопределении: "Добрый жест наших братьев, именно - удовлетворение подобного требования, был бы с огромным воодушевлением принят армянами, а уже лет через двадцать вся Армения превратилась бы в тюркское государство". Президент имел в виду не только более высокий прирост азербайджанского населения Армении, но и растворение армян в тюркской среде в условиях прозрачности границ.
Вообще-то говоря, Турции действительно нужно было признать геноцид армян еще в советское время, когда о нем мало кто говорил в СССР. И уж точно, Арм. ССР не стала бы предъявлять каких-то территориальных претензий к Анкаре. Но не сделали, и сейчас приходится расплачиваться: имиджем опасного, непредсказуемого и геноцидного государства. Вряд ли нынешнее правительство Турции способно на такой шаг. Верно также и то, что Армения не пойдет ни на какие уступки как в карабахском вопросе, так и в вопросе границ по Карсу и Геноциду армян. Так что в регионе появился еще один долговременный проект с призрачными надеждами на реализацию.
catu.su |