Analitika.at.ua. Puls: Румынско-украинские отношения охладевают с каждым днём
После довольно мучительного разрешения вопроса о разделе черноморского шельфа Киев и Бухарест перешли к претензиям о пересмотре границ, неуважении к культуре и этносу и многому другому.
Призрачная территория
Поводов для конфликта у Украины и Румынии просто навалом, вопрос лишь в том, кто безрассуднее и кто скорее готов дать отпор военными средствами на невоенную политику. Хотя когда-то и российско-грузинская война была вариантом из области фантастики.
Бэсеску раз за разом понимает извечный вопрос румынской политической ущербности — территориальный передел, подспудно ведущий к пересмотру итогов Второй мировой. Навязчивая «Великая Румыния» всё-таки задела Украину, но, главное, задела украинскую элиту.
Заявление президента Румынии маскировалось якобы демонстрацией мировой общественности территориальных претензий Киева на Приднестровье, но при этом реваншизм в его устах не прикрывался вообще ничем, особенно с учётом отрицания позиции Кишинёва по данной проблематике.
Украинские политики начинают говорить, что внешнеполитическая стратегия правящих кругов сегодняшней Румынии мало чем отличается от концепции начала XX века, которая базировалась на необходимости объединения всех «румынских исторических провинций» в «унитарное национальное румынское государство».
Киев вежливо промолчал, подавленный отказом НАТО, но запомнил, что Бухарест начинает новую игру, которая будет идти без правил. Не будем забывать, что вопрос паспортизации Закарпатской и Одесской областей Украины стоит уже давно, причём Киев ещё и умудряется всячески поддерживать румынскую диаспору Украины без каких-либо ответных действий соседа.
Призрачный остров
Несмотря на заявления сторон о готовности принять любое решение гаагского суда по делу «Делимитация морских просторов в Чёрном море (Румыния против Украины)», можно с уверенностью прогнозировать долгую и неприятную дискуссию. Принятое решение неминуемо негативно повлияет на динамику разрешения других не менее болезненных вопросов двусторонних отношений — строительство глубоководного судового хода «Дунай — Чёрное море», проблема двойного гражданства, ситуация вокруг удовлетворения прав национальных меньшинств и т. д.
Отныне то ли остров Змеиный, то ли скала Змеиная, не может считаться частью прибрежной линии Украины. А значит, богатый газом и нефтью шельф принадлежит Румынии.
Пощёчина Киеву была мощной. Самые радикальные политики (хотя через несколько лет их могут назвать и самыми прозорливыми) заметили, что внешнеполитическая стратегия правящих кругов сегодняшней Румынии мало чем отличается от концепции начала XX века, которая базировалась на необходимости объединения всех «румынских исторических провинций» в «унитарное национальное румынское государство». И хотя жудец Змеиный пока ещё не планируется вводить в состав Румынии, начало процессу пересмотра границ Бухарестом успешно положено.
Призрачная месть
Но Украина не следовала библейской заповеди о необходимости подставить вторую щёку. Скажем, оба газовых кризиса, спровоцированные тотальным непониманием Киева и Москвы, были очень чётко поняты Бухарестом, который терял баснословные средства из-за простоя предприятий и замораживания отопительных систем.
Нежелание Киева делиться газом с румынами на фоне демонстративной поддержки газопроводов Молдовы и Болгарии выглядело форменным издевательством и местью за все унионистские вектора политики Бухареста.
Призрачная интеграция
Пока Украина душит Румынию газовыми трубами, та сполна отвечает ей на поприще европейской и атлантической интеграции. «Оранжевая революция» в обеих странах (и Ющенко, и Бэсеску выступали под оранжевыми знамёнами с лозунгом «Да!») привела Румынию в ЕС, но подвесила Украину где-то на середине пути.
Румыния, на словах поддерживающая евроатлантическую интеграцию Украины, на деле везде и всюду подчеркивает, что ещё рановато говорить о прогрессе на этом поприще, что, естественно, доставляет Киеву немало хлопот. При этом Киев не может не признавать, что Румыния — уже член НАТО и ЕС, а Украина — всего лишь кандидат, которому придется считаться и с румынскими требованиями.
Призрачная угроза
Пока дипломаты ищут свои пути решения проблемы, подразделения украинской 28-й механизированной бригады расквартировываются в городе Болграде, возле границы с Румынией. Не так давно военная доктрина Украины прямо указала на угрозу с Запада и явно, что речь шла не о Молдове.
Губернатор Одесской области Николай Сердюк заявил в связи с этим, что данным шагом будет «продемонстрирована способность защищать интересы Украины не только в плане экономики, но и в случае необходимости с помощью силы». «Мы не хотим никого атаковать, но должны быть готовы в случае надобности защищать свою территорию», — добавил он.
Ещё 2 апреля Одесский облсовет одобрил запрос к Совету национальной безопасности и обороны Украины по поводу отсутствия воинских подразделений на территории между Измаилом и Одессой. Комментируя данный запрос, депутат Валерий Сергачев заявил, что «Румыния предъявляет Украине территориальные претензии, с этим необходимо считаться».
Надо сказать, что Румыния тоже не верит в добрососедство с Украиной, иначе и не объяснишь желание Бухареста разместить как можно больше натовской инфраструктуры возле своей восточной границы и по берегу Дуная.
Поводов для конфликта у Украины и Румынии просто навалом, вопрос лишь в том, кто безрассуднее и кто скорее готов дать отпор военными средствами на невоенную политику. Хотя когда-то и российско-грузинская война была вариантом из области фантастики.
Игорь Сегин
puls.md |