Analitika.at.ua. Дорожная карта – план нормализации отношений Армении и Турции, подписанный при швейцарском посредничестве и объявленный накануне Дня памяти жертв армянского Геноцида, произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Это, пожалуй, наиболее точное определение как произошедшего, так и реакции заинтересованных сторон. Наша, армянская, сторона по поводу содержания этапов большого пути хранит молчание, сравнимое разве что с молчанием партизана на допросе в советских фильмах пятидесятых годов. Турецкая сторона заявила, что в документе содержится ряд предварительных условий, наличие которых до упора отрицают наши, и допустила или организовала утечки в прессу, подтверждающие это. Армянское общество как здесь, так и за рубежом встретило “документ” (напомню, что его полного текста пока никто, кроме подпольщиков, в глаза не видел. Министр ИД Э. Налбандян клянется-божится всеми святыми, что это – победа армянской дипломатии) в штыки. Достаточно резко отрицательно отозвался о дорожной карте и экс-министр ИД В. Осканян, расценивший его как однозначную победу турок и соответственно, наше поражение. Резко отрицательной, впрочем, ожидавшейся, была и реакция Баку, завывшего о предательстве идеалов Турана, турецкого единства и пр., на что из Анкары ответили, что ничего подобного, кардашлар, мы одной крови - из одной волчьей стаи, никакого предательства быть не может по определению: себя предать невозможно.
О реакции пресловутого мирового сообщества умолчим: кричали женщины “ура” и в воздух чепчики бросали.
Воспользовавшись оказией, вроде бы подвернувшейся случайно, а на самом деле, специально подгаданной к 24 апреля, увернулся от своего обещания избирателям и президент США Б. Обама; в этом случае, впрочем, иного ожидать и не следовало.
Однако ничто не ново под луной, и ни о чем нельзя сказать – это ново, ибо было это прежде. Не является исключением и дорожная карта, которая впервые была предложена для решения арабо-еврейского конфликта предыдущим президентом США Дж. Бушем.
Поскольку, как по всему видно, США вознамерились поставить производство дорожных карт на поток, чисто гипотетически интересна судьба первой карты и резонанс в еврейском, арабском и иных мирах, вызванный ее появлением. Интересно это и по той еще причине, что между арабо-еврейским и турецко-армянским конфликтами при всем при том достаточно много общего.
Итак…
7 мая 2003 г. Генсек ООН Кофи Аннан официально обращается к Председателю Совета Безопасности ООН: “Имею честь препроводить Вам настоящим текст “дорожной карты”, направленной на претворение в жизнь идеи о достижении того, чтобы два государства – Израиль и Палестина – жили бок о бок в мире и безопасности, как было подтверждено в резолюции 1397 (2002) Совета Безопасности (см. приложение). Этот текст был подготовлен “четверкой” – состоящей из представителей США, ЕС, РФ и ООН – и был представлен правительству Израиля и Палестинской национальной администрации 30 апреля 2003 г.
“Дорожная карта” продвижения к постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта в соответствии с принципом сосуществования двух государств на основе оценки выполнения сторонами своих обязательств” (таково официальное название документа) – создана “ на основе оценки выполнения сторонами обязательств и достижения заданных целей, с четкими этапами, временным графиком и критериями, нацеленными на продвижение в политической области, сфере безопасности, экономической, гуманитарной сферах, а также в области институционального строительства под эгидой “четверки”. Цель плана – окончательное и всеобъемлющее урегулирование палестино-израильского конфликта к 2005 г., как это было заявлено в речи президента Дж. Буша от 24 июня с.г.” (так в тексте – Р.М.).
“Карта” предполагала реализацию в три этапа:
Этап 1. Окончание террора и насилия, нормализация условий жизни палестинцев, формирование палестинских институтов (настоящий момент – май 2003 г).
Этап 2: Переходный (июнь 2003 – декабрь 2003).
Этап 3: Соглашение по постоянному статусу и окончание палестино-израильского конфликта – 2004-2005 гг.
Однако… Израиль всегда критически относился к роли ООН и ее СБ в палестино-израильском урегулировании и изначально выступал против принятия в СБ какой бы то ни было дорожной карты либо резолюции по “дорожной карте”; хорошо зная говорильню ООН, евреи резонно предпочитают свои испытанные методы. Уже в конце ноября 2003 г., всего лишь через три недели после визита в Россию Ариэля Шарона, Израиль обвинил Россию в пропалестинском подходе и выразил официальный протест российскому послу. Израиль признает “Дорожную карту” лишь с 14 своими поправками, но СБ ООН не только не учел эти поправки, но и поставил нас на одну доску с палестинцами, подчеркнули в израильском МИДе.
“Дорожная карта” изначально оказалась мертва. Как заявил президент Российского еврейского комитета Е. Сатановский журналисту “НГ”, “она ляжет в архив несостоявшихся планов мирного урегулирования, не имеет никакого отношения к реалиям настоящего мирного процесса и прежде всего связана с политикой США. Главное ее значение – продемонстрировать арабскому миру, что США готовы в краткие сроки идти на создание палестинского государства”.
США стали жестко давить как на израильтян, так и на палестинцев. Пауэлл напомнил Шарону о необходимости уступок палестинцам, а от палестинцев потребовал кончать с терактами, намекнув на возможность применения силы против радикалов.
Ни те, ни другие намеков Пауэлла не поняли. Палестинцы принялись за акты возмездия, а Израиль стал строить на Западном берегу Иордана железобетонный Забор безопасности, что повлекло конфискацию палестинской земли, прекращение движения людей и товаров, гуманитарной помощи.
США, спасая реноме свое и своего президента, попробовали прикрикнуть на Израиль. К. Пауэлл заявил, что строительство еврейских поселений на палестинских территориях “не вписывается в видение президента США Дж. Буша”, а он сам на незапланированной встрече с министром ИД Израиля С. Шаломом подчеркнул, что США не намерены более обсуждать израильские поправки к “дорожной карте” и будут требовать его выполнения именно в американской редакции. С этим израильтяне категорически не согласились: неприятие израильских замечаний будет означать почти полную утрату возможности реализации американского плана, а дорожная карта, навязываемая еврейскому государству, представляет для него абсолютно очевидную смертельную опасность. Реализация ее будет за счет самоуничтожения Израиля. Тем не менее в конце мая 2003 г. Правительство Израиля незначительным большинством (12 – за, 7 – против, 1 - воздержался) утвердило его. По этому поводу египетский президент Х. Мубарак отметил, что израильское правительство может похоронить этот план, выдвигая предварительные условия или выхолащивая его отдельные положения.
26 сентября 2003 г. последовало заявление “четверки”, как водится, выразившей свою озабоченность и встревоженность, осудившей, признавшей и т. д. Между тем Израиль продолжал свое дело, Палестина – свое.
4 мая 2004 г. “четверка” сделала очередное заявление, призывая стороны выполнять свои обязательства по “карте”, опять осуждая, выражая озабоченность, призывая к взаимопониманию, сдержанности – уже по второму кругу.
Потом была война Израиля с Ливаном, болезнь и отставка А. Шарона, военная операция в секторе Газа, жесткие заявления Израиля, готовность ХАМАС бороться до конца, ракетные обстрелы израильских поселений и ответные бомбардировки израильтян, взаимные ультиматумы…
Потом был 2005 г., за ним – 2006-ой, 2007-ой, 2008-ой. По состоянию на сегодняшний день – 12 мая 2009 г. стороны столь же далеки от примирения, как в самом начале конфликта, в далеких уже сороковых.
“Дорожная карта’ по примирению антагонистов на условиях третьей стороны приказала долго жить, тихо канув в небытие. Все стороны сейчас усиленно жмурятся и делают вид, что ее вовсе и не существовало; так, что-то где-то кто-то вроде говорил, а может – и вовсе послышалось… В истории этой более всего пострадал Дж. Буш; ему очень хотелось нобелевской премии мира, которую в 2002 г. получил другой президент Дж. Картер все за ту же деятельность по примирению арабов и евреев. До Картера за то же самое стали нобелевскими лауреатами Садат и Бегин (1978), Арафат, Перес и Рабин (1994). Правда, мира на Святой земле от этого не прибавилось.
Скорее всего, так же закончит свой путь и дорожная карта по примирению нас с турками. Антагонизм между нами, усиленно подогреваемый турецкой стороной, пустил слишком глубокие корни и слишком уж застарелый, чтобы его можно было разрубить единым махом, как бы ни хотелось этого США и Обаме лично. Армяно-турецкий конфликт в разных его проявлениях и на разных временных отрезках уже, к сожалению, дает основания говорить о нем, как о конфликте двух взаимно несовместимых цивилизаций, двух взаимоисключающих ценностных шкал. Образно говоря, то, что для нас недопустимо, для них – норма и наоборот. И к этому конфликту нельзя подходить с теми же критериями, как к отношениям между англичанами, французами и немцами. Между теми не стоит Геноцид и не маячит его продолжение. Они Родины не теряли, в их монастырях скот не держат, их могильными плитами дороги не мостили.
Из сказанного вовсе не следует, что можно пустить дело на самотек; наоборот, палестино-израильская дорожная карта может и должна стать для нас картой, показывающей, как надо отстаивать свои интересы, чтобы не оказаться в политическом и цивилизационном тупике. Ошибка недопустима; цена ей – физическое уничтожение армян и Армении. За нобелевскую премию президенту США Б. Обаме это недопустимо много.
Раздан МАДОЯН
voskanapat.info |