Analitika.at.ua. Как же все-таки было спокойно на “Евровидении”, когда в конкурсе не участвовал Азербайджан. Нет, дело, конечно же, не в том, что присутствие среди конкурсантов представителей соседней страны уменьшило шансы Армении. Проблему создают не азербайджанские вокалисты, а бакинская пропагандистская машина, искусственно политизирующая любой процесс, в котором участвуют Армения и Азербайджан. В результате все меньше места остается для творчества. Вот и на этот раз творчество чуть было не стало жертвой пропаганды.
Все началось с того, что азербайджанская сторона в ультимативной форме потребовала от организаторов конкурса, чтобы из видеооткрытки участниц конкурса от Армении Инги и Ануш Аршакян было удалено изображение памятника “Мы и наши горы” — символа Карабаха. Мотивация была следующая: скульптурная композиция установлена на территории Нагорного Карабаха, “не находящегося в юрисдикции Республики Армения”. Участники азербайджанского дуэта Араш и Айсель пригрозили, что если кадры с памятником не будут сняты из ролика, они откажутся выступать. Как ни странно, их требование было удовлетворено. Решение оргкомитета выглядит дискриминационным. Известно, что на видеооткрытке Израиля не раз демонстрировалась иерусалимская Стена плача. Хотя принадлежность Иерусалима Израилю не признана мировым сообществом, трудно спорить с тем, что Стена плача является одним из символов еврейского народа. Точно так же произведение видного армянского скульптора Саргиса Багдасаряна бесспорно является неотъемлемой частью армянского культурного наследия. Конфликт вокруг изображения памятника “Мы и наши горы” не вызвал бы такого скандала, если бы не одно весьма важное обстоятельство. На видеооткрытке, предваряющей выступление Араша и Айсель, в кадре появляется персидский архитектурный памятник Магбаратошара, находящийся в иранском городе Тебризе. Это мавзолей персидского поэта Мохаммеда Хусейна Бехджада Тавризи. В Баку без каких бы то ни было оснований считают его азербайджанцем, присваивая таким образом великое культурное наследие персидского народа. О случившемся были проинформированы и иранские власти, и руководство оргкомитета конкурса. Тем не менее изображение памятника осталось в ролике. Столь странная избирательность, проявленная оргкомитетом, не может не наводить на нехорошие мысли.
Провокации азербайджанской стороны этим не ограничились. Выяснилось, что в Азербайджане в ходе прямой трансляции финала конкурса была перекрыта часть экрана, на которой был представлен номер телефона для звонков в пользу армянских участников “Евровидения”. То есть граждане Азербайджана были лишена возможности проголосовать за Ингу и Ануш Ашакян, что теоретически могло сказаться на результатах голосования. Отставим в стороне вопрос о том, сколько голосов в действительности могли получить в Азербайджане наши соотечественницы. Факт остается фактом — оглашенные цифры не в полной мере соответствуют действительности. Стало быть, результаты конкурса не могут считаться объективными. Армения не ставит вопрос о признании результатов конкурса “Евровидение-2009” недействительными, но имеет все основания требовать соответствующих санкций в отношении Азербайджана, который самым грубым образом нарушил правила. Будет справедливо, если соседняя страна, пренебрегающая принятыми канонами, будет лишена права участия в следующем конкурсе, который пройдет в мае 2010-го в Осло.
Кстати, уместно заметить, что вопреки стереотипу о взаимной ненависти двух народов за азербайджанский дуэт в Армении проголосовали несколько сот человек, что обеспечило соседней стране дополнительно один балл. Это поразило и бывшего председателя жюри конкурса Филиппа Киркорова, комментировавшего финал “Евровидения”. “Посмотрите, Армения отдала голос за Азербайджан”, — удивленно произнес он. Не будь поддержки армянских телезрителей, оценивших творчество Араша и Айсель вне политики и идеологии, азербайджанский дуэт мог бы и не удостоиться почетного третьего места. Таким образом, Армения продемонстрировала верх толерантности и свою предельную приверженность требованиям регламента конкурса. Чем ответил Азербайджан — уже известно.
Попытки фальсификации конкурса предпринимались азербайджанцами не только в ходе прямого эфира, но и во время интернет-голосования, проводимого на неофициальном сайте “Евровидения” накануне трансляции. С 16-го марта русскоязычный сайт www.eurovis.ru проводил чарт лучших композиций, представленных на конкурс. В голосовании приняли участие 340 тысяч пользователей из более чем трех десятков стран. Целый месяц первенство в чарте делили представители Армении и Азербайджана, но за сутки до подведения итогов произошло нечто неожиданное. Азербайджанские хакеры сумели искусственно накрутить голоса в пользу своих соотечественников. Администраторы интернет-ресурса сразу же заметили неладное и, прежде чем огласить итоги конкурса, взялись проанализировать причины резкого всплеска активности поклонников Араша и Айсель. Фальсификация была налицо. Потому было решено аннулировать все голоса, поданные в течение дня, предшествовавшего финалу. По итогам голосования победителями интернет-чарта были признаны Инга и Ануш Аршакян. Азербайджанские соперники уступили армянкам лишь на одну десятую процента и заняли второе место.
Не секрет, что гарантом успеха в “Евровидении” того или иного участника зачастую являются вовсе не творческие достоинства. Тут действуют и иные механизмы, не имеющие ничего общего с музыкой и искусством. На результатах голосования не в последнюю очередь сказываются политические пристрастия “избирателей”. Гигантскую роль играют этнические общины, прилагающие максимум усилий для оказания поддержки исторической родине и ее представителям. Обновленные правила конкурса были призваны хотя бы в какой-то мере нейтрализовать искусственные факторы, не связанные с творчеством. На этот раз телезритель уже не был единоличным вершителем судеб конкурсантов. Окончательный вердикт в равной мере зависел от голосов телезрителей и профессионального жюри. Быть может, именно потому влияние армянских общин не сильно сказалось на результатах Инги и Ануш. В любом случае бросается в глаза, что страны, традиционно голосовавшие за Армению, на этот раз сделали другой выбор. И это не может не тревожить. В прошлом году нашей исполнительнице максимальный балл дали восемь стран. Из них как минимум четыре голосовали за Сирушо именно потому, что она армянка. Это Россия, Франция, Грузия и Греция, где есть большие армянские общины. На этот раз максимального балла Армению удостоила лишь Чехия, телезрители которой оценили как раз творчество конкурсанток, а не цвет флага, под которым они выступали. В России Инга и Ануш оказались лишь на шестом месте, в то время как азербайджанский дуэт — на четвертом. Как же получилось, что российские армяне проявили такую пассивность? Это вопрос, для ответа на который потребуется серьезный анализ, учитывающий политические, экономические и демографические аспекты. Та же ситуация и во Франции. Французы, три года подряд удостаивавшие армян 12-и баллов, на этот раз дали нам лишь семь. При этом на первом месте там оказалась Турция. Греки, всегда поддерживавшие армянских конкурсантов, на этот раз вообще не заметили наших участниц. Заметим, в десятку лидеров Армении удалось войти благодаря поддержке стран, в которых нет многочисленных и влиятельных армянских общин. Это Чехия, Израиль, Бельгия и Турция. Исход голосования в этих странах предрешил объективный зритель, которого интересовали вокальные данные сестер Аршакян, а не их национальная принадлежность. Что ж, если так, то оргкомитет конкурса может считать это своим успехом. Мы же получили то, чего заслуживали.
NV.am |