Analitika.at.ua. Как сообщалось, в Сочи прошли переговоры премьер-министров Турции и России. Турецкие журналисты спросили Путина, обсуждал ли он с Эрдоганом карабахскую проблему. Путин ответил, что “вопросы прошлого” не обсуждались. Эрдоган ничего не ответил. По словам Путина, компромисс должен быть найден самими участниками конфликта. “Другие государства... могут выполнять только роль посредников и гарантов исполнения уже достигнутых соглашений”, — подчеркнул он.
Между тем, как сообщает бакинская газета “Зеркало”, завотделом международных отношений администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов продолжает обвинять сопредседателей Минской группы ОБСЕ в распространении лживой информации о якобы имеющемся прогрессе в переговорном процессе по карабахскому урегулированию. “На переговорах в Праге не было продвижений, армянская сторона осталась на своей прежней позиции”, — заявил он и отметил, что после этого президент Алиев не стал участвовать в брифинге. “Почему же сопредседатели после этого провели консультации с армянским президентом и выступили с заявлением, обеспечивающим их интересы? Это стало лживым посланием миру. То есть посредники утверждают, что переговоры продолжаются, ведется работа в нужном направлении”, — подчеркнул Мамедов. “Я думаю, в принципах работы сопредседателей есть недостаток. Они являются арбитрами, которые должны руководствоваться международным правом и в рамках международного права выступать с определенной позицией и давать свои указания. После этого мировое сообщество, ОБСЕ, ООН и ее Совбез должны выступить с позицией. Но до сих пор, к сожалению, мы справедливую позицию не видели”, — констатировал он.
Итак, Н.Мамедова раздражает, что посредники не предлагают четких международно-правовых рамок урегулирования конфликта. Так оно и есть. Вот и для Путина урегулирование является “вопросом из прошлого”, который даже не достоин быть обсужденным на уровне премьер-министров Турции и России. Но почему сопредседатели руководствуются принципом: “Пусть конфликтующие стороны сами договариваются”? Неужели только посредники виновны в том, что мирные переговоры не имеют четкой международно-правовой конфигурации? Ведь они могли бы выступить в роли арбитров, как того требует господин Н.Мамедов, только если бы руководствовались четкими международно-правовыми рамками в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Баку часто ссылается на известные четыре резолюции Совбеза ООН. Все верно. Эти резолюции на сегодняшний день являются единственными документами, определяющими международно-правовые рамки урегулирования конфликта.
Но официальный Баку, ссылаясь на эти резолюции, расставляет акценты не совсем верно. Постоянно утверждается, что эти резолюции требуют от Армении освобождения всех оккупированных территорий и вывода войск из Азербайджана. Однако Армения не рассматривается ни в качестве оккупанта, ни в качестве даже стороны конфликта, поэтому никаких требований к ней не выдвигается. Эти резолюции на самом деле требуют установления устойчивого режима прекращения огня, безусловного освобождения всех оккупированных вокруг Нагорного Карабаха территорий, возвращения всех вынужденных переселенцев на места постоянного проживания, открытия коммуникаций. И лишь после реализации всего этого предполагалось созвать международную конференцию по определению окончательного правового статуса Нагорного Карабаха. Однако затем сопредседатели МГ ОБСЕ почему-то отказались от этой схемы урегулирования конфликта. Этого не могло произойти без согласия Баку.
Скорее всего, именно поэтому появились “самодеятельные” варианты урегулирования конфликта — пакетный и общего государства. Это была стратегическая ошибка, в перспективе полностью отвечающая интересам России, которая сегодня посредством рычагов, позволяющих ей манипулировать сторонами конфликта, прежде всего Арменией, способна торпедировать мирный процесс. По сути, США стали жертвами излишней самоуверенности, считая, что смогут сделать сторонам конфликта такие предложения, реализации которых слабая Россия не сможет помешать. И все же Азербайджан может потребовать от Совбеза ООН обсудить положение дел с выполнением предыдущих резолюций по Карабаху. Новая резолюция, если, конечно, она не только подтвердит предыдущие международно-правовые рамки урегулирования конфликта, но и четко заявит о том, что территории вокруг Нагорного Карабаха находятся под оккупацией Армении, может стать сильным импульсом для ускорения мирного процесса. Но удастся ли азербайджанской дипломатии добиться этой цели?
Газета “Зеркало”
NV.am |