Analitika.at.ua. Смолкли фанфары и потухли огни в спорткомплексе «Олимпийский» в Москве, где прошел очередной песенный конкурс «Евровидение -2009». Но не успокаиваются страсти, кипящие вокруг отнюдь не музыкальных вопросов.
И уже совершенно очевидно, что «Евровидение» отныне становится еще одной ареной армяно-азербайджанского информационно-политического противостояния с использованием всех присущих азербайджанскому агитпропу нечистоплотных методов: дезинформацией, клеветой, необоснованными обвинениями и абсурдными требованиями.
Впрочем, было бы ошибочно считать, что все только в этом году началось. Вспомним, что еще в 2006-ом, когда Армения впервые приняла участие в конкурсе, а в Азербайджане прямо-таки убивались по поводу собственного отсутствия на «этом празднике жизни», Баку нашел повод предъявить маразматические претензии армянскому участнику Андре. Не имея еще никакого отношения к конкурсу, Азербайджан, тем не менее, потребовал убрать из биографии певца упоминание об НКР – месте рождения Андре. Кто мог тогда предположить, что добившись, наконец, права полноценного участия в конкурсе, Азербайджан и здесь вовсю развернет недостойную и далекую от музыки и культуры антиармянскую кампанию.
В нынешнем году для этого появились все условия. Прежде всего конкурс проводился не где-нибудь, а в Москве, на родной постсоветской территории, да еще и с самого начала оказался густо разбавлен теми же постсоветскими политическими и околополитическими дрязгами. Тон задали грузины, представившие антироссийскую, точнее, антипутинскую песню, и в результате оказавшиеся вне конкурса. Затем разразился скандал с украинской участницей от России, песню для которой к тому же написал грузин. Перца в общий котел добавил экстравагантный Филипп Киркоров, буквально накануне финала добровольно отказавшийся от поста председателя национального российского жюри. Забегая вперед, отметим, что, как выяснилось позже, Киркоров просто вовремя смотался, поскольку его очевидная ангажированность ярко проявилась в финале, когда он выступил в роли комментатора Общественного российского телевидения и до неприличия откровенно не скрывал своих бурных симпатий к представителям Азербайджана и Турции.
Но Азербайджан переплюнул всех, вновь продемонстрировав прямо-таки высший пилотаж в области провокаций и клеветы. Вначале в Баку вознамерились подпортить настроение, а может и добиться отказа от участия армянской стороны, заявив, что, дескать, в армянской видеозаставке присутствует памятник, находящийся... на территории Азербайджана. Речь – об одном из символов Арцаха, знаменитом памятнике «Мы и наши горы», больше известном в народе как «Татик-Папик» - творении народного художника Армении Саргиса Багдасаряна. Авторство скульптуры вовсе не смутило Баку – и немудрено, ведь здесь давно поднаторели в выдаче армянского культурного наследия за свое. Не желая накалять страсти, организаторы ублажили Баку и убрали изображение памятника из видеоролика. Армянская сторона промолчала – по мнению многих, совершенно зря – но «ответила» во время объявления результатов голосования от Армении: Сирушо стояла на фоне памятника, а на обложке блокнота с «подсказкой» результатов демонстративно красовались «Татик-Папик».
Свое возмущение беспринципным решением оргкомитета выразил Союз армян России, заявив, что «выражает протест в связи с поведением организаторов конкурса «Евровидение 2009», которые, поддавшись недопустимому привнесению политики в общеевропейскую культурную акцию, не только грубо нарушили права армянских конкурсантов накануне решающего финала, но и своей беспринципной уступчивостью поощрили азербайджанские власти на продолжение неконструктивной политики выдвижения смехотворных претензий по абсурдным поводам, что уже было неоднократно».
После конкурса буквально ошалевшему от «бронзового» счастья Азербайджану пришлось, однако, столкнуться с куда более серьезными и обоснованными аргументами армянской стороны. Прежде всего Общественное телевидение Армении заявило, что Баку не только попытался присвоить армянский памятник, но и использовал в своей видеооткрытке памятник иранского зодчества - Мавзолей поэтов в Тебризе Maqbaratoshoara. Информация об этом была передана в СМИ Ирана и дипломатический корпус. Интересно, что в Баку на это не прореагировали вообще – словно воды в рот набрали, что можно считать лучшим доказательством правоты армянской стороны. Однако по поводу другого факта, приведенного ОТА, отмолчаться уже не удалось, ибо оказались грубо нарушены правила «Евровидения».
Дело в том, что по сообщениям группы азербайджанских интернет- пользователей телезрители Азербайджана были лишены возможности голосовать за песню Армении. В ходе телетрансляции конкурса часть экрана, где отображен телефонный номер, по которому телезрители могли проголосовать за армянских участниц, был закрыт. Общественное Телевидение Армении сообщило, что в оргкомитет конкурса направлена жалоба соответствующего содержания. Уместно вспомнить, что Армения дала 1 балл за песню азербайджанских участников.
Реакция из оргкомитета не замедлила последовать. Как сообщил сайт panrmenian.net, представитель германской компании Digame mobile, которая занимается подсчетом голосов, Томас Нидермайер заявил, что в Азербайджане были голосовавшие за участниц от Армении, хотя и отказался, в соответствии с правилами конкурса, назвать число этих голосов. Почувствовав, что попались, в Баку решили добровольно признаться в собственных грешках и сообщили, что за песню Армении голосовали 43 телезрителя, чего, дескать, недостаточно для 1 балла. Таким образом, Азербайджан косвенно признался в том, что нарушил правила онлайн-голосования «Евровидения». За это страна может быть либо оштрафована, либо лишена возможности участия в следующем конкурсе. Судя по сообщениям интернет-пользователей, в Баку принялись панически стирать следы собственной провинности, дабы избежать санкций, который могут изрядно подпортить бушующую в этой стране эйфорию по случаю успеха своих участников.
Однако Азербайджан не был бы Азербайджаном, если бы не выдал в ответ еще одну клеветническую информацию, направленную, вполне возможно, на то, чтобы отвлечь внимание от обвинений армянской стороны. Видимо, в очередной раз тщательно прослушав песню сестер Аршакян, в Баку внезапно сообразили, что это «плагиат». И даже нашли подходящее сочинение собственного композитора. Надо сказать, что злобные нападки на песню «Джан-джан» появлялись и ранее – с намеками на якобы «азербайджанское название» и использование «азербайджанских мотивов». А тут, выясняется, что и песня-то вовсе «не армянская»...
Честно говоря, надо бы на все это плюнуть и не обращать внимания на царящие в соседней республике шизофренические настроения. Ну, пусть себе радуются «успеху» на среднестатистическом музыкальном конкурсе, пусть восторгаются собственным, как им кажется, вхождением в европейское культурное пространство. Тем более, что в прессе уже появились сообщения о возможности подтасовки результатов конкурса со стороны еще одной участницы – Украины, заявившей, что результаты ее голосования были переданы неверно, в частности, в отношении российской участницы. Украина также обратилась в оргкомитет за разъяснениями. Так что вполне возможно, что к двум странам, нарушившим правила конкурса, будут применены санкции.
Остается надеяться, что Общественное телевидение Армении проявит последовательность и упорство в доказательстве нарушения Азербайджаном правил европейского конкурса. Чтобы неповадно было устраивать пакости армянам и не превращать праздник музыки и песни в арену провокаций, лжи и клеветы в адрес армянского народа и его представителей.
DeFacto.am |