Четверг, 25.04.2024, 15:18
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Май » 23 » Черный рассвет над Малой Азией
Черный рассвет над Малой Азией
12:23

Analitika.at.ua. Никто не спорит - корни нашего сегодняшнего положения сокрыты в истории. Но многие ли знают эту историю? Не ту, которая на памяти наших ближайших предков. Знаем ли мы, например, о важнейшем историческом сплетении, определившем на много столетий вперед не только сегодняшние судьбы армян, грузин, турок, азербайджанцев, курдов, греков, но и значительной части остального человечества? Это роковое сплетение — XII-XIV века, т.е. первое появление турок-сельджуков в Малой Азии, ослабление и гибель Византии, возникновение и гибель Киликии, вторжение монголов, чуть не поставивших на край гибели самих турок, подчинение курдов туркам, появление в регионе европейцев-крестоносцев и, наконец, слияние региона под властью Османской империи. У нас — не историков, а обычных армян — это судьбоносное время запечатлелось главным образом как время последнего и самого яркого взлета армянской архитектуры, богословия, литературы, философии, искусства миниатюры. От этого духовного и культурного наследия осталось впечатление, что мы были полностью обращены вглубь самих себя и уже не участвовали как политический субъект во внешней жизни. Но это не так - мы участвовали, и летописи — как наши, так и соседних народов — запечатлели это участие. Об этом же свидетельствуют фрагменты трудов известнейшего востоковеда академика Гордлевского (1876-1956) “История Сельджукидов Малой Азии”. Мы не ставили целью последовательно привести все исторические перипетии того времени, а выделили только то, что способно возбудить удивление.

 

ОТКУДА ОНИ ВЗЯЛИСЬ

 

“Этимология имени (сельджуки) продолжает привлекать к себе внимание. На Памире, в северо-западной части его, именно в Каратегине, уже в IX веке жили огузы, знавшие ледник “Сельтау” (открытый в 1878 г. Ошаниным). Имя “Сельчук” могло произойти 1) или от слова “сель” (ледник) с уменьшительной туркменской приставкой “чюк”, 2) или прямо топонимическое имя превратилось в личное имя”.

 

“НЕТ ВЕЧНЫХ ДРУЗЕЙ И ВЕЧНЫХ ВРАГОВ, ЕСТЬ ТОЛЬКО ВЕЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ”

 

“Явившись на Восток для защиты христиан от “сарацин”, крестоносцы своим поведением — насилиями и грабежами — так раздражают в Малой Азии население, что местные князья, забыв о пропасти, которую церковь кладет между христианами и мусульманами, обращаются к Сельджукидам и объединенно выступают против крестоносцев. ...Когда предстоит выбор между крестоносцами и турками, предпочтение туркам отдают часто и армяне, и византийцы”.

 

НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ...

“Вскоре пала и Антиохия, манившая к себе крестоносцев как “древнейшая кафедра св.Петра”: измена одного начальника (армянина), смотревшего на крестоносцев как на освободителей малоазиатского христианства, облегчила крестоносцам взятие города. Потеряв Антиохию, Сельджукиды Рума навсегда должны были отказаться от Сирии”.

 

ТРАГИЧЕСКИЙ ВЫБОР ГЕРМАНИИ — РЕПЕТИЦИЯ 24 АПРЕЛЯ 1915-го И 22 ИЮНЯ 1941-го

 

“Германский император (Фридрих Первый Барбаросса), раздраженный поведением Исаака Ангела, хочет, чтобы крестовый поход был объявлен против греков. Он вступает в союз с (султаном) Кылыч Арсланом и убеждает его напасть на Византию, чтобы отвлечь (императора) Мануила от Европы”.

 

ХОТЬ ЧТО-ТО ИМ МОЖНО ДОВЕРИТЬ...

 

“Милостиво возвращая Кир Алексису Трапезундское царство, султан Изеддин Кейкавус Первый удерживает (1214) гавань на Черном море — Синоп, там был над Кир Алексисом глаз султана — “реис Хетум”. Хетуму (очевидно, это был армянин) султан спокойно мог доверить надзор над греками”.

 

ЕДИНСТВЕННЫЙ, КТО СРАЖАЛСЯ

 

“Уже султан Рукнеддин Сюлейманшах предпринял поход на Грузию, однако царица Тамара нанесла (1203 г.) ему поражение — разгром войска принес ей богатую добычу. Празднуя победу, несли грузины знамена султана: за знаменем шел начальник Эрзинджана, “такой великий, такой знаменитый” муж, проданный потом царицей Тамарой за железную подкову.

После войны и Армения освободилась от власти эмиров, курдских и сельджукских.

В течение ряда лет настойчиво идет Тамара на юг до Малазгирта, разоряет земли вокруг Ванского озера: Хелат (Ахлат), Арджиш”.

 

УДАР В СПИНУ, ИЛИ ВЫСОКИЕ МЕЧТЫ?

 

“Трапезундская область, населенная не только или не столько греками, сколько лазско-иберскими племенами, в XI в. тяготела к Кавказу. Комнинам (императору Мануилу) удалось подчинить ее себе. Однако неурядица, начавшаяся перед Четвертым Крестовым походом во время династии Ангелов, возбудила притязания Тамары, царицы Грузии (1184-1231). Внуки императора Андроника, этого авантюриста (впоследствии ослепленного, как это частенько бывало в Византии), приходились ей сродни. Получив воспитание в Грузии, они поддались мечтаниям царицы, высокой покровительницы восточных христиан, и, заняв Трапезун, хотели отвоевать попранные права деда...”

 

ЦАРЕВНЫ ТАМАРЫ КАК ПРЕДМЕТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЭКСПОРТА

“Но попытка проникнуть в Закавказье — в Грузию — провалилась. Впрочем, царица грузинская отдала дочь Тамару за сына султана, выговорив для нее сохранение христианской религии.”

“О Кавказе хорошо знают “там, на севере далеко”, и сын Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского Георгий, беспутный авантюрист, ухитрился жениться на богатой невесте, на грузинской царевне Тамаре”.

 

РОЖДЕНИЕ КУРДСКОГО ВОПРОСА

 

“Охватывая Курдистан с севера и юга, Сельджукиды подготовляли наступление и на Амиду (Диярбекир).

Амида от курдских князей Мерванидов, сперва подпав под власть Великих Сельджукидов, потом переходила из рук в руки”.

 

“НАИВЫСШАЯ ВОЗМОЖНАЯ СТЕПЕНЬ АВТОНОМИИ” - КАК ЭТО ВЫГЛЯДЕЛО 800 ЛЕТ НАЗАД

 

“В лучших условиях (чем мусульманское) находилось население христианских областей, князья которых признали суверенитет Сельджукидов: оно знало только харадж, население было “подхараджное”, а внутри у себя князьки сохраняли свободу — система, унаследованная от Сельджукидов османцами, применявшими ее к немусульманским общинам”.

 

КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ

 

“У Кеседага столкнулись два знамени — красное (монгольское) и черное (аббасидско-сельджукидское); над Малой Азией взвился красный стяг”.

 

ГЕНОЦИД — НОВОСТЬ ЛИШЬ ДЛЯ НАС?

 

“Вот что говорит историк Ибн-Аль-Асир, который, живя в Мосуле, близко наблюдал разгром, устроенный монголами в Закавказье.

“Для кого легко описывать поражение ислама и мусульман? Увы, лучше бы не родила меня мать моя. Лучше бы я умер прежде этого и остался забвенным навеки. Я медлил, но потом приступил к изложению истории величайшего события и большого несчастья, которому подобных не рождали дни и ночи и которое объяло все создания и в особенности коснулось мусульман. ...Они не оставляли никого, а убивали жен, мужей и младенцев, разрезали чрево беременных женщин и убивали зачатых детей”.

 

МЫ СРАЖАЛИСЬ ЗА НИХ И ПРОТИВ СЕБЯ

 

“Грузинские летописи говорят, что у султана было 400 тыс. воинов. Но монголы, следуя военному обычаю, поставили на правом фланге отборные дружины из грузин и армян и обрушились на султана. У султана тоже были наемные военачальники из христиан (грузин Дардан Шарвашидзе и армянский царевич Ван), однако грузинский вождь был убит, и войска султана заколебались”.

 

ТОНКАЯ СТРАТЕГИЯ, ИЛИ ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ

 

“Насильно втянутые в круг интересов государства Сельджукидов, переднеазиатские князьки использовали теперь нашествие монголов. Оберегая свою независимость, они отгораживались от Сельджукидов и хотели подчеркнуть перед монголами лояльность. Так, например, князь Хачена Хасан-Джалал, породнившийся с монголами, участвовал в походе байчжу против султана Гияседдина Кейхюсрева Второго.

Монголы напугали Малую Азию, и Малая Армения, казалось, упрятанная в горах Тавра от монголов, нарушила права восточного гостеприимства: когда после битвы у Кеседага жена и дочь султана Гияседдина Кейхюсрева Второго бежали к Хетуму, он выдал их монголам”.

ТУРКИ И МОНГОЛЫ — ЛАДНО, НО ТУРКМЕНЫ — ЭТО УЖ СЛИШКОМ!

 

“После поражения, понесенного султаном Кейхюсревом Вторым, сразу объявился самозванец туркмен “Котерин” (как записал В.де Бовэ), выдававший себя за сына султана Алаэдцина Кейкубада. ...Туркмен разорил окрестности Коньи (Иконии, по названию которой Сельджукское государство именовалось также Иконийским султанатом) и, собрав вокруг себя до 20 тыс. сторонников, двинулся на юг — к Киликии, однако двоюродный брат Хетума Первого, Константин, обиженный братом и давно опиравшийся на Сельджукидов, дал ему отпор. Самозванец был схвачен, когда собирался вступить в Алане, и повешен”.

“Шаг за шагом государство слабело и было бессильно отражать напор туркмен, а туркмены все поднимали голову. Возмутился и Караман “из рода исмаильтян”, как говорят армянские хроники. Он объявил себя султаном и разорил средиземноморские города. Султан Рукнеддин пал духом, но ему помог Хетум Первый. Успех был временный, в 1277 г. Мухаммед ибн Караман занял Конью”.

 

ОТ СЕЛЬДЖУКОВ - К ОСМАНАМ...

“Среди феодалов настойчивым собиранием земель Сельджукидов выделялся род Османа. ...Так, естественно, среди княжеств, возникших во владениях Сельджукидов Рума (т.е.Рима, Византии), создалось государство османских султанов, постепенно, путем то войн, то добровольных присоединений инкорпорировавшее обширные территории Сельджукидов”.

 

КУЛЬТУРНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ: 1 — ЭПОС

“Борьба породила у народов, отстаивавших независимость родной земли, одинаковые сказания: так, у византийцев создался Дигенис Акрита, у армян — Давид Сасунский, на Балканах у сербов и болгар — Марко Кралевич, а в условиях двоеверческой обстановки византийско-армянские сказания легко воспринимались и мусульманами-турками, как нечто близкое они повлияли на образование сказаний, воспевавших мужество “гази” — бойца за воинствующий ислам — Сейид Баттала. “Девгениево деяние” уже рано, в XII веке, т.е. когда шла еще в Малой Азии борьба между акритами и акынджы, переведено было на русский язык; помимо романического содержания оно близко было читателю и потому, что обстановка военная напоминала ему о русских богатырях, стоящих на заставах”.

 

КУЛЬТУРНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ: 2 — ШЛЯГЕР

 

“Как наблюдал в XIX в. М.Лихутин в Баязите, репертуар певцов был обширен: они распевали в кофейнях о подвигах Рустема, героя “Шахнаме”, но, легко вдохновляясь моментом, воспевали также подвиги русского оружия или постыдное бегство турок. И эта “готовность служить и льстить всем властям, какие пошлет им Аллах”, укрепляет предположение об иноземном происхождении певцов. Я продолжаю все-таки думать, что институт озанов заимствован Сельджукидами от армян”.

“ЧТО ИМ В ГОРОДАХ НАШИХ?”

“Для кочевника город — это своего рода тюрьма, и это настроение прекрасно выразил однажды, уже в XIII веке, царевич Изеддин, когда, тоскуя в Константинополе, сказал византийскому императору: “Мы — турки и не можем жить постоянно в городе. Определи нам где-нибудь на стороне землю”. Вкладывая в уста скитальца эти слова, историк Сейид Локман как бы повторяет народную поговорку, знакомую и современным туркам: “Для турок город — тюрьма”.

 

ЧЕРНАЯ РАДОСТЬ СЕЛЬДЖУКОВ

 

“Но и над султаном был сюзерен — халиф. Признавая над собою власть аббасидского халифа, от которого он получал инвеституру — почетный халат, Сельджукиды уже в Средней Азии для знамени избрали черный цвет. Черный цвет у Сельджукидов стал символом радости. Так, например, извещая царевича Алаэддина об избрании, эмир Сейфеддин подносит ему черный платок”.

 

К СВЕДЕНИЮ ПОКЛОННИКОВ ПИРСИНГА

 

“Внешний облик сразу изобличал раба — в ухо у него было продето кольцо”.

 

“КТО ТЕБЕ ВЫКОПАЕТ МОГИЛУ, ЭФЕНДИ?”

 

“На рабах лежал тяжелый труд: они работали в рудниках, копали могилы (а землекопание было тогда позорным делом)”.

 

ДЕМОКРАТИЯ И РАВНОПРАВИЕ

 

“А раз в год, соблюдая старый сасанидский обычай, воспринятый Низам-оль-Мольком (публичное покаяние царя в день ноуруза — нового года), султан Алаэддин Кейкубад Первый являлся в суд, и тогда всякий мог предъявить к нему иск или подать жалобу”.

 

“АЛЛАХ АКБАР” ТОЛЬКО НА ЭКСПОРТ

 

“Огузы (турки) став мусульманами, цепко держались за старый уклад. Еще теперь у туркмен Малой Азии сохранилась пословица, свидетельствующая о недоверии к мусульманам: “по пути мусульманина шествовать не годится”.

 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТУРОК? (ТРИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОДНО САМООПРЕДЕЛЕНИЕ)

 

1. “Афляки (хронист) огузы были чужды. Он смотрел на них как на страшилище. Он рассказывает, что Бехаэддин Велед, сын Джеляледдина Руми, вспоминал хадис, сфальсифицированный, вероятно, в Багдаде, когда турки забрали силу над халифом: “У меня есть армия, которую я поставил на Востоке; я назвал их турками. Я вложил в них мой гнев и ярость; и всюду, где какой-нибудь человек преступает мои права, я напускаю на него турок, — и это будет моя месть”.

2. “Так и иранцы смотрели на тюрка: “тюрок — предвестник антихриста”, — заявляет в “Рисалеи тарифат” Убейд Закани”.

3. “Однажды шейх Салахедцин нанял для возведения садовой стены мастеров-турок. Джеляледдин Руми (а это уже XIII в.) объявил, что тут нужны мастера-греки. Вот если бы нужно было разрушать, начал он развивать свою мысль, тогда необходимы мастера-турки: “Созидание мира — это специальность греков, а разрушение предоставлено туркам. В конце концов, и разрушение Коньи произойдет от руки турок, несправедливых и безжалостных”.

 

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Турецкая пословица: “Где ступит конь турок, там уже не растет трава”.

 

ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА: МЕВЛЕВИ И АХИ КРАХ ИРАНСКОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ

(ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ)

 

“Ремесленники страдали “от своих хозяев”. Однажды они обратились к Джеляледдину Руми (основателю ордена мевлеви), жалуясь на “презренных тиранов”. Слова Джеляледдина их утешили, и они согласились сносить несправедливости времени — земной жизни.

Очевидно, сначала ремесленники склонялись в сторону мевлеви, представлявших большую духовную и материальную силу.

Пока был жив Джеляледдин (впрочем, смотревший свысока на турок), на собраниях у него преобладали “люди низкие и ремесленники”, и наоборот, люди ученые и заслуженные уклонялись от радений. Однако постепенно среди мевлеви оказались эмиры-феодалы, люди богатые, от которых мевлеви могли поживиться. Весь склад мевлеви: их тяготение к “интеллигенции”, к иранской культуре, презрение к туркам (сквозящее со страниц “Жизнеописаний” Афляки) — все инстинктивно отталкивало ремесленников от этих “князей мира”, проглядевших растущее значение цехов и легкомысленно уступивших патронаж ахи”.

 

ТАЙНАЯ СЕРДЦЕВИНА ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

 

“Ясно обозначившаяся в XIV в. борьба между феодалами и ахи была остановлена османскими султанами... Ахи, идеологи новых социальных группировок, враждебных феодалам, османцами были смяты, хотя отчасти и влились в государственный аппарат. Однако, превратившись в объединенные организации, направлявшие экономическую жизнь страны, цехи сохранили силу: об этом помнит поговорка: “Если тридцать два цеха объединятся, они низложат и великого везиря”. Мехмед Фуад Кепрюлю полагает, что ахи сыграли крупную роль в образовании османского государства. Ф.Гизе... еще более решительно заявляет, что османское государство основано исключительно на организации ахи”.

 

АХ, ЛЕГКОВЕРНЫЕ...

 

“...христиане-ремесленники охотно примкнули к ахи... в ахи, обрядность которых уклонялась от суннитства, видели они союзников, экономических и религиозных”.

 

И 500 ЛЕТ СПУСТЯ ВЫДЕРЖКА ИЗ ПРОТОКОЛА РЕШЕНИЯ ВАРНЕНСКОГО (1909) ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ПАРТИИ ДАШНАКЦУТЮН:

 

“Надо было опереться на какую-либо из трех существующих в Турции позиций... О том, чтобы быть с консерваторами, не могло идти и речи, поскольку их целью был панисламизм и полное восстановление султанского трона. Султан Гамид столько преследовал армян, что... оставалось совершить наш выбор между двумя основными направлениями: быть с османскими меньшинствами и стремиться к разделу Турции при содействии других государств либо, напротив, — быть с турецкой революцией, быть против сепаратизма, против иностранного вмешательства, быть сторонниками децентрализации, благих преобразований и стремиться к союзу балкано-иранских народов, пусть даже под османским знаменем.

Трудно было сделать этот выбор, потому что с одной стороны... (хорош турок или плох, он — наша судьба)...То течение, которое было против нашего мнения... Оно было сторонником того, чтобы нам быть с османской революцией и против контрреволюции, но полагало, что не следует ввязываться в общеимперскую революцию: оказавшись между двумя или более тайфами, мы могли стать козлами отпущения и это могло навлечь на нас опасность. Поэтому наша позиция должна была быть — неявный союз с младотурками: мы должны были бы удовлетвориться благими преобразованиями и мирной созидательной работой под покровительством конституции.

Согласно обычаю, из этих двух противоречащих позиций была проведена некая промежуточная формула, которая известна: и это был шаг к тому, чтобы обратиться лицом к действительности...”

 

КТО ЖЕ ТАКИЕ АХИ? РЫЦАРИ?

 

“Братству ахи придали силу прочные, испокон века сохранившиеся в Малой Азии традиции местных ремесленников. Руководимые членами религиозно-рыцарского братства ахи, ремесленники подняли голову. Ремесленники записались в ахи, очевидно, в низшую ступень религиозного братства, и интересы их полностью совпали”.

 

СУФИИ?

 

“Термин “ахи” попался мне и в суфийской литературе...”

 

ИНОСТРАНЦЫ?

 

“Наличие среди ахи сейидов говорит также об их иностранном происхождении, о сильных их связях с халифатом”.

 

БЕЛОЕ БРАТСТВО?

 

“Белый цвет у ахи — какой-то символ, так противополагали они себя туркам, носившим красный головной убор”.

 

АЛХИМИКИ?

 

“У Афляки есть рассказ об ахи Музафереддине, который сначала увлекается алхимией; но челеби (мевлеви) Амир Ариф, рассерженный глупостью ахи, направляет его на землю; ахи послушался и скоро разбогател”.

 

НАКОНЕЦ ВСЕ ПРОЯСНЯЕТСЯ

 

“Церемониал возведения в рыцарское братство (испитие из чаши, надевание шаровар, удар по спине, пострижение) представляет, должно быть, отголоски старых семитских обрядов, проникших и в христианство. Обряды укрепились в Сирии, а оттуда занесены были в Ирак, в Багдад, чтобы потом пойти в Малую Азию, от арабов — к Сельджукидам. А непосредственно из Сирии увозили этот церемониал крестоносцы на запад, в Европу”.

 

Подготовил Ара НЕДОЛЯН

NV.am

Категория: Библиотека | Просмотров: 1515
Календарь новостей
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru