Пятница, 26.04.2024, 09:15
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Май » 23 » Турецкие генералы провалили Дорожную карту?
Турецкие генералы провалили Дорожную карту?
12:31

Analitika.at.ua. Турецкие военные все откровеннее вмешиваются в политику правительства, касающуюся отношений с Арменией. Сведениями об этом поделилась издающаяся в Анкаре газета “Сабах”. Издание, ссылаясь на собственные информированные источники, утверждает, что ужесточение позиции администрации Эрдогана по вопросу карабахского урегулирования и армяно-турецкого диалога обусловлено давлением на премьера со стороны высокопоставленных генералов. Доверять источникам газеты, по-видимому, стоит, так как известно, что владельцем издания является зять премьер-министра. Публикации в “Сабах” обычно отражают точку зрения кругов, близких в главе правительства.

 

Сведения об ужесточении позиции турецкого генералитета, в принципе, не стали сенсацией. Признаки того, что военные не одобряют политику, направленную на сближение с Ереваном, появились еще в конце прошлого года. Эта позиция военного командования в полной мере выразилась на заседании Совета национальной безопасности Турции, которое было созвано президентом Гюлем 28-го апреля. Вопрос утверждения так называемой “Дорожной карты” на заседании Совбеза был главным. “Сабах” подтверждает, что влиятельные генералы высказались против того, чтобы в вопросе установления с Ереваном дипломатических отношений не было никаких предварительных условий. Особенно их беспокоил тот факт, что Гюль и Эрдоган склонялись к отказу от требований, связанных с выводом армянских сил из районов низменного Карабаха. По сведениям издания, представители военного командования заявили премьеру: “Мы не можем потерять Азербайджан. Турция не может отказаться от Азербайджана”. Начальник генштаба Вооруженных сил генерал армии Илькер Башбуг на созванной после заседания Совбеза пресс-конференции заявил: “Армения должна покинуть оккупированные земли Азербайджана. Это главный вопрос. Турецко-армянская граница откроется одновременно с уходом армян с территорий Азербайджана”.

Заметим, что в Баку все свои надежды связывали именно с консерватизмом генералов. Надежды эти небеспочвенны, если иметь в виду, что среди высокопоставленных турецких военных немало этнических азербайджанцев. Как известно, до недавних пор генштаб Вооруженных сил Турции возглавлял азербайджанец Яшар Бююканыт, родители которого были выходцами из Амасийского района Армении. Кстати, по-видимому, не случайно, что в отставку Бююканыт подал сразу после того, как по обвинению в попытке государственного переворота посредством террористических действий был арестован другой генерал-азербайджанец — Вели Кучек. Будучи сопредседателем Международного азербайджанского конгресса, генерал Кучек являлся проводником интересов определенных политических кругов Азербайджана. Известно, что он является двоюродным братом бывшего президента Азербайджана Абульфаза Эльчибея. Учитывая все это, бакинские правители сделали ставку именно на работу с генералами. И, по-видимому, не ошиблись. Накануне заседания Совета национальной безопасности в Анкару вылетел министр обороны Азербайджана Сафар Абиев. Известно, что он встречался с рядом высокопоставленных военачальников и убеждал их воспрепятствовать утверждению “Дорожной карты”. Следствием этих встреч, по-видимому, и явилось давление генералов на премьера. Теперь уже все меньше сомнений в том, что озвученные Эрдоганом в Баку и Варшаве неожиданно резкие заявления, по сути, ставящие под вопрос перспективы дальнейших переговоров, обусловлены в первую очередь ролью военных, влияние которых в Турции сложно переоценить. Премьер-министр не нашел в себе мужества противостоять генералитету, который продолжает открыто вмешиваться в политические процессы. Этот факт должен удостоиться адекватной оценки со стороны Европейского союза, который всегда настаивал на сокращении влияния армии на принимаемые руководством страны политические решения.

Принято считать, что президент Гюль с большим успехом противостоит давлению военных, чем премьер-министр Эрдоган. В турецкой прессе в последнее время все чаще появляются публикации о том, что между главой государства и главой правительства есть серьезные противоречия по вопросу армяно-турецких отношений. “У Гюля и Эрдогана есть разногласия по Армении”. Под таким заголовком вышла статья в газете “Хюрриет”. Принципиальная разница в акцентах выступлений президента и премьера действительно чувствуется. Абдулла Гюль считается сторонником установления отношений с Арменией без предварительных условий. Реджеп Тайип Эрдоган, наоборот, стремится выглядеть в этом вопросе жестким и бескомпромиссным. В Праге президент Турции подтвердил, что прежние договоренности, достигнутые между Ереваном и Анкарой, остаются в силе. Это должно было означать, что предварительных условий нет. Спустя всего пару дней премьер-министр все испортил, заявив, что армяно-турецкая граница не откроется, пока не будет решен карабахский вопрос.

 

Это напоминает игру с распределением ролей. Похоже на детектив с добрым и злым полицейским, которые выглядят по-разному, но делают при этом одно дело. И тем не менее не следует исключать возможность того, что противоречия в подходах президента и премьера действительно имеются. До недавних пор в центре внимания прессы были разногласия между Реджепом Эрдоганом и Али Бабаджаном. Последний слыл либералом и сторонником уступок Европе. В вопросе армяно-турецких отношений он был весьма прогрессивным и достаточно конструктивным. Эдварду Налбандяну было легко находить с ним общий язык. Но Бабаджана не очень воспринимали представители радикального исламистского крыла правящей Партии справедливости и развития, на которое опирается Эрдоган. Абдулла Гюль в этом противостоянии был где-то в середине. Премьер-министр не мог не считаться с позицией Бабаджана, который стоял у истоков партии. Посему, чтобы отстранить его от внешней политики, премьеру потребовалось предложить главе внешнеполитического ведомства пост, который формально выглядит более высоким. Бабаджан вынужден был согласиться — принять должность вице-премьера. Но на самом деле всем ясно, что Эрдоган его в действительности “съел”. И сейчас, когда “либерал” Бабаджан, по сути, отстранен, именно Гюль стал “крайним”. А в этой ситуации противоречия между президентом и премьером вполне могут быть реальными. Но в любом случае нужно исходить из осознания того, что на политический курс в стране куда больше влияет премьер, чем президент. Правда, исключения в истории Турции бывали.

 

Артем ЕРКАНЯН

NV.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1602
Календарь новостей
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru