Analitika.at.ua. Каждый раз после того, как сопредседатели Минской группы по карабахскому урегулированию делают заявления о необходимости вывода армянских вооруженных сил с территорий вокруг бывшей НКАО, руководство Нагорно-Карабахской Республики посещает либо Кашатагский (бывший Лачинский), либо Шаумянский (бывший Кельбаджарский) районы.
Несмотря на конфиденциальность переговоров, известно, что азербайджанская сторона требует возвращение всех 7 районов, однако посредники склоняются к тому, что контроль над 2 районами – Кашатагским и Шаумянским должны осуществлять армянские стороны, Армения не делает официальных заявлений по поводу этих территорий, а Карабах настаивает на сохранении своей территориальной целостности.
В начале мая, после встречи в Праге президентов Армении и Азербайджана, глава правительства НКР созвал срочное совещание, на котором были обсуждены неудовлетворительные темпы развития Шаумянского района.
Юрисдикция провозглашенной в 1991 году Нагорно-Карабахской республики распространяется на территорию в 12 000 кв. км. Лишь 4 4000 кв. км из них составляет территория бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), которая до распада СССР входила в состав Азербайджанской ССР. Судьба расположенных вокруг бывшей НКАО районов, закрепленных в Конституции НКР как часть государственной территории, оспаривается в ходе переговоров.
Территории, которые начали постепенно обживаться после установления режима прекращения огня в мае 1994 года, до сих пор находятся в плачевном состоянии. Разрушенная в ходе 3-летней войны инфраструктура и жилищный фонд нуждаются в капитальном восстановлении, что, в свою очередь, требует крупных инвестиций. Такие инвестиции обещают международные организации и страны-посредники, но только после вывода с этих территорий армянских вооруженных сил и размещения там миротворческих сил. Такой вариант не устраивает Карабах, который пытается сам изыскать средства для реанимации районов.
«Это не территория Азербайджана и чем скорее политические власти соседней страны признают это, тем скорее будет достигнуто окончательное урегулирование проблемы», - сказал президент Карабаха Бако Саакян 9 мая в Степанакерте. Депутаты карабахского парламента приняли заявление, в котором отмечено, что территориальная целостность НКР, закрепленная Конституцией, не является предметом торга.
Решением правительства Нагорного Карабаха в феврале 2009 года был создан постоянно действующий совет по разработке и реализации государственной демографической политики. На первом заседании совета была рассмотрена Концепция государственной демографической политики. По словам ее автора, министра социального обеспечения НКР Нарине Азатян, демографическая политика НКР направлена, в том числе, и на регулирование миграции. В частности, это касается заселения территорий.
Программа репатриации началась в Карабахе в 1995 году, когда в Карабах начали приезжать люди, которые в результате войны потеряли в Азербайджане жилье и имущество, а также те, кто желал жить на родине предков. Желающих перебраться в Карабах немало и сейчас - есть заявки из Грузии, России, стран Ближнего Востока, Греции. Как нам сказали в Министерстве соцобеспечения НКР, заявки этих людей рассматриваются и после уточнения механизмов реализации Концепции демографического развития Карабах сможет принять их.
По словам министра Азатян, сейчас пересматриваются размеры оказываемой репатриантам помощи. В частности, решено, что семье переселенцев вместо сегодняшних 200-230 тыс. драмов ($540-620) будет выдаваться помощь в размере 1 млн. драмов ($2 700) – в виде пособий, кредитов, техники.
Миграционные процессы в Карабахе за последние 15 лет происходили с переменным успехом – были приливы и отливы. В настоящий момент только в Кашатагском районе проживают до 12 тыс. человек. В 2008 году в район переселились 47 семей (462 человека). Причиной столь невысоких темпов заселения района, который славится хорошими условиями для сельскохозяйственного бизнеса, являются отсутствие благоустроенных дорог, жилья, электричества и воды.
В 2008 году кашатагским фермерам было предоставлено сельскохозяйственных кредитов на сумму до 70 млн. драмов ($190 000), благодаря чему удалось засеять 9500 га полей. В 2009 году на государственные средства в районе будет восстановлено 16 оросительных каналов, по лизинговой системе будет предоставляться сельхозтехника. В райцентре Бердзор строятся два многоквартирных жилых дома, для многодетных семей построено 10 домов.
Желающие поселиться на этих территориях есть и сейчас, но карабахские власти решили не спешить с заселением. Они уверены, что лучше сначала создать условия для того, чтобы люди сами могли сами себя прокормить.
Желающих переехать в эти места и тех, кто уже там проживает, не пугают слухи о выводе территорий из-под контроля армянских сил. Об этом свидетельствует прежде всего тот факт, что во время встреч с руководством люди говорят о социальных, а не о политических проблемах.
Тем не менее, международные структуры предпочитают не работать на этих территориях. Здесь осуществляют деятельность несколько диаспорских организаций, которые помогают жителям этих районов, предоставляя им гуманитарную помощь.
Однако и руководство района, и республиканские власти признают, что для полноценной реабилитации этих земель одной гуманитарной помощи недостаточно.
Наира Айрумян
ArmeniaNow.com |