Analitika.at.ua. В конце прошлого года, а именно 20 декабря, Российские железные дороги (РЖД) за 500 млн. рублей стали владельцами 51% компании Black Sea Ferries Shipping Ltd - совместного предприятия, осуществляющего паромное сообщение по маршруту порт "Кавказ" (Россия) - Поти (Грузия). Другая часть компании - 49% - осталась во владении компании Хакима Матчанова Reserve Capital.
Эта информация наряду с заявлением о том, что до конца этого года в порту "Кавказ" будут созданы условия для прохождения через него подакцизных грузов, стали, пожалуй, главными новостями на прошедшей 19 мая в Ереване встрече представителей Black Sea Ferries и РЖД с армянскими экспедиторами. Лейтмотивом встречи, в которой участвовал вице-президент РЖД по международным связям и внешнеэкономической деятельности Автандил Горгиладзе, стало приглашение армянских транспортников как можно активнее работать с Black Sea Ferries. Особенно настойчиво предлагал это делать бывший руководитель Армянских железных дорог, а ныне советник президента РЖД Арарат Хримян, являющийся одновременно членом Совета директоров новосозданного СП. Кстати, из пяти членов Совета директоров Black Sea Ferries трое - представители РЖД. А.Хримян подчеркнул также, что с приобретением РЖД контрольного пакета Black Sea Ferries Армения получила гарантию бесперебойного паромного сообщения с Россией.
В свою очередь Хаким Матчанов рассказал собравшимся в конференц-зале отеля "Метрополь" о компании и ее тарифах. Выяснилось, что Black Sea Ferries пополнился вторым паромом - "Фируз", который идентичен первому - "Смат", и ходят они теперь под мальтийскими флагами (ранее были грузинские). Цена на перевозку одного вагона составляет сейчас 3400 долларов. Г-н Матчанов назвал и цены основного конкурента Black Sea Ferries - украинской компании "Укрферри". По его словам, перевозка одного вагона по маршруту Керчь-Батуми осуществляется за 3400 долларов, а Ильичевск-Поти - за 3570 долларов. Была также озвучена система скидок российской компании, которые в случае полного заполнения парома (40 вагонов) достигают 10%, а в случае 20 вагонов - от 5 до 8%. Но, по всей видимости, и это не "последняя цена". Во всяком случае, А.Хримян не раз подчеркивал, что все тарифы очень гибки и обсуждаемы и что они постоянно будут корректироваться.
В качестве совместного предприятия Black Sea Ferries сделало в 2009 году 6 рейсов (всего 12) и перевезло 284 вагона (12 тыс.тонн грузов) в направлении Армении. А за весь 2008 год было перевезено 86 тыс.тонн на 39 рейсах.
Хаким Матчанов рассказал также и о перспективных планах компании. Уже 26-27 мая в Лейпциге будет подписано межправительственное соглашение между министерствами транспорта РФ и Турции об открытии прямого паромного сообщения между портами Кавказ и Самсун. Еще одно направление Black Sea Ferries - "Кавказ" - болгарский порт Варна. Таким образом, как подчеркнул А.Хримян, армянским экспедиторам не нужно будет иметь дело с несколькими компаниями для того, чтобы доставить свой груз в Болгарию.
Представители РЖД несколько раз во время встречи возвращались к проблеме доставки через порт "Кавказ" подакцизных товаров и рассказали о том, что в РЖД уже разрабатывают технико-экономическое обоснование для постройки СВХ - склада временного хранения. Более того, РЖД уже выделила землю под строительство. А Арарат Хримян даже сказал, что до конца этого года будут построены склады временного хранения и зона таможенного контроля, и этот вопрос выйдет из повестки дня.
Когда очередь говорить дошла до армянских экспедиторов, то они в основном выражали некоторое беспокойство. Касалось оно, в частности, планов ЮКЖД (Южно-Кавказской железной дороги), дочерней компании РЖД, по организации собственных экспедиторских услуг. На что Автандил Горгиладзе ответил, что антимонопольное законодательство не должно позволить компании злоупотреблять своим положением, а А.Хримян добавил, что специальные тарифы Black Sea Ferries на перевозки могут касаться лишь специальных грузов для ЮКЖД - таких как рельсы, шпалы и т.д. А по большому счету, по мнению Хримяна, все зависит от самих экспедиторов. В качестве примера он привел статистику, по которой лишь 17 из 40 армянских экспедиторских компаний активно работают, из коих, в свою очередь, пять перевозят 70% всех грузов. "Кто мешает остальным быть активнее?", - задался вопросом он.
По окончании встречи корр."ДЭ" взял блиц-интервью у Автандила Горгиладзе и Хакима Матчанова.
- Г-н Горгиладзе, почему РЖД приняло решение выкупить 51% паромной компании?
- В первую очередь, это решение было принято исходя из политических соображений. Для того, чтобы увеличить грузооборот между Арменией и Россией, необходимо было создать мощную базу. РЖД увидела в компании Black Sea Ferries партнера, с которым можно вести не только диалог, но и совместную деятельность, направленную на увеличение грузопотока из России в Армению и наоборот. Исходя из этого президент компании РЖД Владимир Якунин выступил с инициативой выкупить долю у Black Sea Ferries, что и было сделано в декабре 2008 года. Договор о концессии между армянскими и российскими железными дорогами и создание ЮКЖД тоже сыграли положительную роль в этой сделке, так как и здесь РЖД в лице ЮКЖД выступает партнером Black Sea Ferries.
- Уже достаточно давно говорится о планах по перевозкам через порт "Кавказ" подакцизных грузов. С какой структурой - РЖД, таможенной службой или кем-то еще - связана задержка реализации этих планов?
- Здесь нельзя полностью обвинять таможенную службу. В этом, я считаю, есть доля вины различных организаций. РЖД создали все условия для того, чтобы частные или государственные структуры организовали необходимые условия для таможенных служб - таможенный пост, который есть в порту "Кавказ", но который пока не может работать в силу отсутствия склада временного хранения. Таким образом, как только будет задействован СВХ и созданы все условия для таможенный службы, акцизный груз пойдет через порт "Кавказ", и не нужно будет его везти на краснодарскую таможню, которая находится достаточно далеко от порта, и терять на этом время и средства.
- В свое время в Армению приезжала делегация российских таможенников, и они говорили о технологии, которая позволит грузу проходить российскую таможню с документами, полученными в Армении.
- Речь, видимо, идет об электронном декларировании. Это скорее дело будущего, так как пока нет необходимых технических условий, и потому на первом этапе груз будет проходить таможню и в Армении, и в порту "Кавказ".
- Г-н Матчанов, расскажите, пожалуйста, о вашей сделке с РЖД по продаже контрольного пакета Black Sea Ferries.
- Один паром - "Фируз" - был оценен в 550 млн. рублей, а второй - "Смат" - в 500 млн. Мы вошли в уставный капитал с паромом, а РЖД - с деньгами, на которые был куплен второй паром для совместного предприятия.
- Довольны условиями сделки?
- Я восточный человек и к тому же верующий. Есть хадис, в котором говорится, что радостью и богатством надо делиться. Если Бог что-то дает тебе, то нужно этим делиться.
- Прошло два года, как ваша компания начала осуществлять паромные перевозки. Довольны тем, как идут дела? Оправдались ожидания?
- Да, мы начали работать с марта 2007 года. И если мои заказчики довольны - а сегодня армянские экспедиторы выражали мне благодарность - то большего удовлетворения мне и не нужно. Удовлетворение ведь может быть не только от того, что набил мошну деньгами, но и от такого признания заслуг.
Беседовал Карен Арзуманян
Express.am |