Воскресенье, 05.12.2021, 03:15
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Май » 26 » 800 миллионов долларов для изоляции Армении
800 миллионов долларов для изоляции Армении
10:50

Analitika.at.ua. В турецком городе Бодрум завершило работу очередное заседание министров транспорта Турции, Азербайджана и Грузии по вопросу реализации железнодорожного проекта Карс — Ахалкалаки. По итогам встречи было подписано трехстороннее соглашение, предполагающее меры, направленные на ускорение работ по строительству магистрали. “Мы обсудили очень широкий круг вопросов и пришли к общему мнению, что технические и ремонтные работы должны быть ускорены. Считаю, что этот проект будет в скором времени реализован и станет мостом, объединяющим три наших народа”, — заявил министр транспорта Турции Бинали Йылдырым.

 

О причинах, побудивших инициаторов проекта форсировать прокладку дороги, догадаться не сложно. Для Анкары и Баку проект актуален в первую очередь тем, что призван обеспечить гарантии сохранения транспортной изоляции Армении. А в условиях обострения дискуссии о необходимости открытия армяно-турецкой границы и задействования простаивающей магистрали Карс — Гюмри единственный способ навредить армянам — это ускорить сдачу дороги Карс — Ахалкалаки. Впрочем, можно подойти к делу и с другой стороны. Если в Баку и Анкаре зашевелились, стало быть, осознают, что открытие армяно-турецкой границы действительно неизбежно. Многие эксперты предсказывали, что Турция согласится открыть границу и поднять шлагбаум на дороге Карс — Гюмри лишь после того, как ахалкалакская альтернатива будет уже реальностью. То есть ветку на Гюмри Анкара запустит лишь в случае, если будут гарантии того, что Армения не может стать транзитной страной. Геополитическое значение задействованной магистрали Карс — Гюмри действительно будет куда более скромным, если наряду со старой дорогой будет еще одна. Ясно, что иностранные грузоперевозчики предпочтут грузинский транзит армянскому, а дорога Карс — Гюмри будет обречена обслуживать лишь товарооборот между Турцией и Арменией. Имея в виду это обстоятельство, можно предположить, что турецкая сторона искусственно затягивает переговоры по вопросу открытия границы именно для того, чтоб выиграть время для завершения работ по строительству магистрали Карс — Ахалкалаки.

Таким образом, становится очевидным, что проект Карс — Ахалкалаки является исключительно политическим и не имеет под собой абсолютно никакой экономической почвы. Как известно, по официальным данным, общая стоимость проекта с учетом обустройства прилегающей инфраструктуры превышает 600 миллионов долларов. По данным из неофициальных источников, полное завершение всех работ потребует никак не меньше 800 миллионов. Какой смысл вкладывать такие деньги в строительство новой дороги в условиях, когда близятся к успешному завершению переговоры об открытии имеющейся магистрали, способной выполнять те же самые функции? Этот вопрос беспокоит в первую очередь Грузию, для которой транспортная изоляция Армении не является первоочередной задачей. Тбилисские оппозиционеры в последнее время все чаще стали задумываться о том, какого черта Саакашвили согласился взять кредит в размере 200 миллионов долларов на прокладку магистрали, которая в действительности нужна не Грузии, а Азербайджану. По мнению экономиста Гии Хухашвили, проект Карс — Ахалкалаки может нанести грузинской экономике немалый ущерб, так как лишит значительных доходов порты в Батуми и Поти, через которые сейчас перевозятся азербайджанские и турецкие грузы. С такой оценкой согласен один из лидеров оппозиционного движения “Национальный форум” экономист Нико Орвелашвили. “Через Поти и Батуми по железной дороге проходит 18 миллионов тонн в год, а пропускная способность новой ветки будет 15 миллионов тонн. Если 15 из 18 миллионов тонн будут переадресовываться по новой ветке, то какие грузы достанутся нашим портам? Мы нанесем очень сильный удар по собственным стратегическим объектам”, — говорит Орвелашвили. О бесперспективности проекта Карс — Ахалкалаки говорил в свое время теперь уже бывший госминистр Грузии по экономическим реформам Каха Бендукидзе. Он еще в июне 2006-го года заявил, что не видит в проекте показателей, которые бы гарантировали прибыль. В начале 2007 года он вновь настоял на своем. “Я не видел экономических расчетов, которые указывают на пользу данного проекта”, — заявил он. Бендукидзе, будучи тогда еще членом правительства, вынужден был высказываться осторожно и дипломатично, осознавая, что азербайджано-турецкой затее по каким-то причинам покровительствует лично президент Саакашвили. Потому министр говорил намеками. “Представленные ныне расчеты по проекту вряд ли достаточно убедительны”, — сказал Бендукидзе в одном из интервью.

Более прямолинейно высказывается бывший министр иностранных дел, ныне лидер оппозиционной партии “Путь Грузии”, Саломе Зурабишвили. В позапрошлом году она потребовала от властей разъяснений по поводу того, не является ли согласие официального Тбилиси участвовать в проекте следствием “газового” давления со стороны Азербайджана. Напомню, правительство Грузии решило влезть в долги и начать строительство магистрали сразу после того, как Ильхам Алиев заявил о готовности предоставлять соседней стране недорогой газ с шахденизского месторождения. “Почему Грузия берет на себя такой долгосрочный кредит? Не пошли ли мы на уступку с той целью, чтобы получить газ?” — заявила Саломэ Зурабишвили на пресс-конференции. Долг в 200 миллионов долларов еще очень долго будет висеть на шее грузинского налогоплательщика. И будущим правителям будет нелегко объяснить обывателю, с какой стати правительство позволило ввязать себя в авантюру, не сулящую Грузии ничего хорошего.

 

В действительности 800 миллионов долларов — это сумма, которую инициаторы проекта украли у своих налогоплательщиков с одной лишь целью — создать проблемы Армении. Но разве факт, что рядовые граждане Азербайджана, Турции и Грузии готовы раскошеливаться только для того, чтоб Армения ни в коем случае не стала звеном глобальной транспортной цепочки? Неужели этим деньгам нельзя было найти лучшее применение? Официальный Баку с легкостью отстегнул 200 миллионов долларов для того, чтоб грузины не отказались от участия в проекте. И это при том что азербайджанское правительство не в состоянии строить дома для беженцев...

 

Артем ЕРКАНЯН

NV.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 857
Календарь новостей
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru