Суббота, 20.04.2024, 01:41
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Май » 26 » Армения как площадка сближения России с НАТО?
Армения как площадка сближения России с НАТО?
16:04

Analitika.at.ua. То, что Азербайджан хочет связать проблемы карабахского урегулирования и турецко-армянские отношения, ни для кого не секрет. Странность ситуации в том, что Баку делает заявления от имени Анкары, демонстрируя сохранение тандема с Турцией. Но существует ли тандем на самом деле?

 

Азербайджан изначально был в курсе начавшихся летом 2007 года армяно-турецких консультаций в Швейцарии. Баку предполагал, что сможет таким образом “оттянуть” Армению от России и вывести ее на “западный плацдарм”, на котором уже можно будет разыграть “карабахскую карту” по своему сценарию. При этом в качестве бонуса для Армении выставлялись восстановление ее дипотношений с Турцией и открытие границы с нею. Здесь имела место сложная, многослойная и многоходовая комбинация с открытыми и “закрытыми” ходами. Не случайно в то время в западных и российских СМИ увеличилось число публикаций, посвященных “дрейфу Армении в сторону от России”. Сегодня многие аналитики высказывают предположение о возможном существовании стратегического плана, первым элементом которого стало вооруженное вторжение Грузии в Южную Осетию. Второй его частью могло бы стать начало боевых действий в зоне карабахского конфликта. Поэтому понятно, почему в Московской декларации от 2 ноября 2008 года, подписанной главами Армении и Азербайджана при посредничестве президента РФ, в качестве главного тезиса был обозначен принцип неприменения силы при урегулировании карабахской проблемы. А по словам бывшего российского представителя в Минской группе ОБСЕ по Нагорному Карабаху Владимира Казимирова, “вряд ли военные действия решат вопрос: пройдет новый виток спирали безумия и стороны рано или поздно опять вынуждены будут сесть за стол переговоров, а издержки будут весьма и весьма немалые”. Упомянутые издержки в Баку почувствовали достаточно быстро. Анкара, завязанная на швейцарский диалог с Ереваном, в ходе кавказского конфликта первоначально ввела запрет на проход американских кораблей через черноморские проливы к берегам Грузии, затем при поддержке Москвы выступила с инициативой по созданию “Кавказской платформы стабильности”. 6 сентября 2008 года президент Абдулла Гюль совершил исторический визит в Ереван, после которого стало очевидно, что тандем Баку — Анкара стал трещать по швам. Более того — ЕС, США и Россия поддержали нормализацию отношений Еревана с Анкарой. К тому же Москва решила не мешать новой американской администрации в урегулировании турецко-армянских проблем. В этой связи некоторые эксперты предполагают, что карабахский конфликт стал всего лишь инструментарием для создания на Кавказе новой геополитической конфигурации, при которой через Армению, на территории которой находятся российские войска и пограничники, начнется процесс сближения между ОДКБ и НАТО. Правда, существует и сценарий, по которому после открытия турецко-армянских границ Россию могут попросить покинуть регион. Но это будет связано с тем, что будет складываться на Ближнем Востоке после вывода из Ирака войск США и их союзников. Пока же уникальность ситуации определяется фактом все более активного вовлечения в кавказские процессы таких внерегиональных игроков, интересы и намерения которых по отношению к карабахскому конфликту совпадают. Это лишает азербайджанскую дипломатию возможностей в выстраивании своих отношений с Западом разыгрывать привычную одну только “российскую карту”. Более того, из “бакинской колоды” начинают исчезать и “турецкие козыри”. Это позволяет сделать заключение, что отказ Анкары от подписанной с Ереваном 23 апреля “Дорожной карты” может быть использован Западом в качестве сильного рычага давления на Анкару в свете ее перспектив членства в ЕС и, возможно, будущего статуса курдов Восточной Анатолии. Поэтому Азербайджан со своими проблемами — “тяжкая гиря” на ногах турецкой дипломатии. Не случайно турецкий МИД методом “информационных утечек” подает “сигналы” ЕС и США о начале процесса дистанцирования от Баку в деле нормализации своих отношений с Ереваном. Странными выглядят и попытки Баку наносить удары по Минской группе ОБСЕ. Ведь она может и напомнить, что еще 9-11 сентября 1993 года Нагорный Карабах был ею признан стороной конфликта. Но главное пока в том, что накануне петербургской встречи президентов Саркисяна и Алиева не просматривается появление прочной платформы, на которой стороны могли бы продвинуться дальше в процессе урегулирования. Если учесть, что на международном уровне день ото дня зреет твердое стремление как можно быстрее перевести этот конфликт из “замороженного” статуса в статус решения конкретных вопросов, то Азербайджан должен быть готовым к самым неожиданным политико-дипломатическим сюрпризам.

 

NV.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 682
Календарь новостей
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru