Понедельник, 29.11.2021, 22:10
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Май » 28 » Прорвется ли транспортная блокада Армении в Верхнем Ларсе?
Прорвется ли транспортная блокада Армении в Верхнем Ларсе?
12:25

Analitika.at.ua. Высокопоставленный сотрудник МИД Грузии заявил о том, что официальный Тбилиси готов приступить к консультациям с российской стороной об открытии контрольно-пропускного пункта “Верхний Ларс”. Если стороны сумеют договориться, заметно смягчится транспортная блокада Армении, поскольку будет налажено нарушенное три года назад сухопутное сообщение между Арменией и ее главным торгово-экономическим партнером — Россией. Кстати, накануне руководство Армении по дипломатическим каналам обратилось к властям Грузии с призывом ускорить решение вопроса о задействовании КПП.

 

“Учитывая интересы грузинского и российского народов, мы готовы провести переговоры по данному вопросу”, — заявил официальный представитель МИД Грузии Шота Гвинерия. Буквально на следующий день после этого заявления в Ереван выехал заместитель министра иностранных дел Давид Джалагониа. Главная из декларированных целей его визита — обсуждение вопроса о делимитации и демаркации армяно-грузинской государственной границы. Но нет сомнений в том, что в ходе его продолжительных переговоров с армянским коллегой Шаваршем Кочаряном затрагивалась и тема Верхнего Ларса. Сроки, выбранные для заявления о готовности к переговорам об открытии грузино-российской границы, позволяют предположить, что в ходе ереванских встреч грузинский дипломат был не прочь увязывать судьбу контрольно-пропускного пункта с позицией Армении в вопросе демаркации грузино-армянской границы. Напомню, между Ереваном и Тбилиси до сих пор еще имеется определенное недопонимание относительно принадлежности небольших участков на границе Тавушской области и провинции Квемо-Картли. Быть может, в Тбилиси действительно кое-кому могло показаться, что острая потребность Армении в возобновлении сухопутного сообщения с Россией — удобный фон для возобновления дискуссии о принадлежности лесов близ поселка Джилиза. Однако было бы наивным полагать, что Ереван может быть готов на уступки в столь принципиальном вопросе. И вообще непонятно, с какой стати разговор об открытии грузино-российской границы должен вестись между дипломатами Армении и Грузии. Ведь это проблема отношений между Москвой и Тбилиси. Официальная Москва уведомила тбилисское руководство о своей готовности обсудить детали, связанные с задействованием КПП. Реакция грузинского МИДа позволяет надеяться на то, что уже скоро будет проведена рабочая встреча на уровне экспертов двух стран. Армения, кровно заинтересованная в успехе этой встречи, в процессе принятия решений никоим образом участвовать не может и не должна.

“Верхний Ларс” — единственный контрольно-пропускной пункт на российско-грузинской сухопутный границе. Есть, правда, еще два, но находятся они в Абхазии и Южной Осетии. Грузинская сторона считает переход через них незаконным. Излишне говорить о том, насколько важно для Армении возобновление транскавказского сообщения по Военно-Грузинской дороге. “Армения крайне заинтересована в скорейшем задействовании контрольно-пропускного пункта “Верхний Ларс”. Мы надеемся, что скоро эта дорога заработает”, — сказал на днях премьер-министр Тигран Саркисян. В этом же духе высказался и министр транспорта и связи Гурген Саркисян. “Если пропускной пункт “Верхний Ларс” будет действовать, отечественные производители сельскохозяйственной продукции будут чувствовать себя значительно лучше”, — сказал министр, отметив, что в первую очередь это касается экспорта абрикосов и персиков. Председатель Союза промышленников и предпринимателей Арсен Казарян в свою очередь пояснил, что транспортировка фруктов автомобильным транспортом намного дешевле, чем посредством паромов. Следовательно, с открытием КПП на грузино-российской границе армянские экспортеры смогут экономить немалые деньги. Значимость возобновления автомобильного сообщения осознают и в Москве. На состоявшейся пятого мая торжественной церемонии, посвященной завершению строительства в Ларсе нового терминала, глава таможенной службы России Андрей Бельянинов заявил: “Особую заинтересованность проявляет наш стратегический торговый партнер — Армения. Однако в соседней Грузии пока преобладают политические шоры, которые не позволяют открыть путь к сотрудничеству с государствами Закавказья и Ближнего Востока”.

Но только ли Грузия виновата в том, что КПП в свое время был закрыт? Напомню, сообщение через Верхний Ларс было перекрыто летом 2006-го года — в разгар российско-грузинского “шпионо-боржомного” противостояния. Москва тогда формально обосновала необходимость закрытия КПП тем, что пункт пропуска не отвечает международным требованиям и нуждается в реконструкции. Всем было ясно, что на самом деле это “санкция” против Тбилиси. Но экономисты уже тогда подсчитали, что ущерб от закрытия границы понесет не столько грузинская, сколько армянская экономика, так как у грузин в отличие от нас есть альтернатива автомобильному транспорту. Да и объем товарооборота с Россией у них куда скромнее, чем у Армении. В 2006-м никто не мог представить, что реконструкция продлится аж три года. Изначально сообщалось, что ремонтные работы будут завершены в течение 2-3 месяцев. 18-го сентября 2006-го года посол Армении в России Армен Смбатян публично заявил, что представители политического руководства России заверили его в том, что все работы на КПП “Верхний Ларс” завершатся через две недели. С тех пор прошло уже 110 недель, но Ларс по-прежнему закрыт.

Масштабы ремонтных работ расширялись параллельно с углублением кризиса в российско-грузинских отношениях. Дабы оправдать затянувшийся процесс сдачи объекта, было решено чуть ли не отстроить пункт пропуска заново. В реализацию масштабного проекта было вовлечено 18 различных служб. В Москве решили, что “Верхний Ларс” должен стать одним из крупнейших в России таможенных терминалов. Планируемая гигантская пропускная способность пункта будет неадекватной реальным потребностям. Это при том что объем товарооборота между Грузией и Россией достиг минимальной отметки и продолжает опускаться, а многие армянские импортеры и экспортеры за время отсутствия прямого автомобильного сообщения с Россией уже нашли себе надежных партнеров в других странах. В лучшие времена через Верхний Ларс за сутки проходило не больше 300 единиц автотранспорта. После реконструкции и переоснащения он сможет обслуживать за день больше 600 грузовых и легковых автомобилей. Хорошо, конечно, что на границе не будет “пробок”. Но что мешало сторонам реализовать обещание о задействовании временной схемы пропуска до окончательного завершения всех строительных и ремонтных работ? Никаких технических препятствий не было. Первого апреля прошлого года тогдашний министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе заявил журналистам: “Верхний Ларс” начнет работу в ближайшее время”. Этому заявлению предшествовало возобновление почтового сообщения между Тбилиси и Москвой. Но прошлым летом процесс нормализации российско-грузинских отношений, к сожалению, вновь застопорился. Соответственно затормозились и переговоры о сроках сдачи КПП. Решение откладывалось с месяца на месяц. И вот наконец-то появилась реальная надежда на возможность полномасштабного задействования КПП. Теперь уже в арсенале сторон практически не осталось аргументов, способных оправдать задержку с решением вопроса об открытии границы.

 

Артем ЕРКАНЯН

NV.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 827
Календарь новостей
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru