Analitika.at.ua. «Людям нужны не товары (обобщая – организации, институты), а функции, которые они выполняют» Филипп Котлер, ведущий теоретик маркетинга
1. Требования к модели эффективного государства, обусловленные современным этапом глобализационного развития
Если мысленно провести опрос на тему «Наиболее яркие характеристики временного периода, охватывающего последние 40-50 лет», то наверняка лидирующее место займет нарастание Хаоса, выраженного в форме роста психологических, политических, экономических и экологических угроз.
Спрос на комплексный, профессиональный анализ этого факта обусловил появление современной метанауки – синергетики, основоположниками которой считаются выдающиеся ученые, лауреаты Нобелевской премии И.Пригожин и Г.Хакен.
Ключевой темой синергетики выступает Хаос и организация жизни в нем как исходная данность. С точки зрения практики управления общественными процессами это означает переход от концепции стабильности (в смысле необходимости удержания основных параметров объекта в заданном достаточно узком интервале) к концепции управляемого Хаоса.
Реализация новой концепции предполагает сосредоточение интеллектуальных усилий на последовательно связанной цепочке вопросов: каковы важнейшие функции, адекватные данному историческому отрезку времени, которые должны быть выполнены, какими институтами они могут быть выполнены, стабильность каких параметров и в какой форме должна быть обеспечена. Ответы на эти вопросы определяют функции и структуру государственной власти.
Особенность современного этапа мирового развития состоит в том, что ответы на эти вопросы должны периодически обновляться, актуализироваться, причем сам период времени имеет тенденцию к сокращению.
Очевидно, что без принципиального изменения системы управления такое периодическое обновление будет носить все более болезненный характер и очень быстро приведет к ее краху. Это и происходит с существующими, консервативными системами управления, пытающимися сохранить стабильность всех основных параметров и таким образом законсервировать сложившуюся функционально-организационную структуру.
Современная, умная система управления изначально допускает в объекте управления определенный уровень Хаоса, создающего психологическую и институциональную готовность к переменам.
Поддержание в объекте определенного уровня Хаоса связано также с возможностью ускоренного нелинейного развития. В соответствие с теоретическими положениями синергетики, подтвержденными и практически, на определенном уровне Хаоса (точке бифуркации) варианты развития (аттракторы) располагаются не ранжировано – в одну линейку (примером выступает линейная идеология: слаборазвитые, развивающиеся, развитые страны), а в одной плоскости, допуская переход к любому из них.
Современная система государственной власти должна содержать в себе структуры, связанные, во-первых, с поиском ответов на вышеуказанную цепочку вопросов: функции – институты – параметры, а во-вторых, с допущением в объект Хаоса и управления им.
2. Национальная безопасность – система безопасностей – концепция эффективного государства
В профессиональном отношении для решения второго класса задач (управление Хаосом), связанных прежде всего с грамотными отношениями с общественными организациями и СМИ, наиболее адекватны структуры национальной (государственной) безопасности.
С другой стороны, действия этих структур должны исходить из информации, связанной с первым классом задач (функции – институты – параметры).
В соответствии с этим современные концепции государственной власти опираются на расширительную трактовку национальной безопасности, охватывающей оба класса задач.
Впервые такой подход после второй мировой войны предложили США. В основе подхода лежат два принципа, обеспечивающие целостность государственной власти во временном и пространственном (организационном) аспектах.
Суть первого принципа – в разделении на организационном уровне стратегических и тактических задач. При этом организационные субъекты, ответственные за стратегию, обязаны отвечать на вышеуказанную цепочку вопросов, т.е. иметь видение перспективной функционально-институциональной структуры власти.
В американском опыте, который был затем тотально скопирован, причем, к сожалению, на формально-структурном, а не функциональном уровне, с этой целью был создан Совет Национальной Безопасности (СНБ). Последний обязан координировать все структуры, связанные со стратегией.
Необходимо вновь и вновь, каждый раз с большей глубиной, осознавать тот факт, что первична функция, а не конкретная форма ее реализации.
Разделение стратегического и тактического уровней власти обеспечивает целостность во времени за счет отражающейся во времени иерархии решений и большой организационной устойчивости субъектов, ответственных за стратегию.
Пространственная (организационная) целостность власти достигается через рассмотрение государственной власти как системы, конечная цель которой состоит в обеспечении взаимосвязанного набора безопасностей: духовно-психологической, экономической, функционально-организационной, правовой, военно-стратегической. В этом суть второго принципа.
Целостность системы безопасностей обеспечивается через верховенство духовно-психологической безопасности.
Высшая иерархичность духовно-психологической безопасности объясняется ее непосредственной связью с самой фундаментальной проблемой национальной государственности. Кстати, термин «иерархия» ввел в обращение христианский мистик святой Дионисий, и его содержание – это управление (архия) объектом, материей, на основе духовных принципов (иеро).
Структуру типов человеческого мышления с точки зрения качественного усложнения можно представить в виде иерархических уровней «снизу-вверх»: экономическое, научно-аналитическое, политическое, религиозно-философское.
В отличие от первых (низших) двух, последние две оперируют изначально целостными системами понятий. Последний, высший уровень отличается по крайней мере периодическими переживаниями Абсолютной Истины.
Национальная государственность является полноценной, самодостаточной, когда в обществе представлены институционально оформленные, т.е. объединенные определенной технологией общения, все типы мышления.
Широко распространенные в обществе варианты объяснения событий исключительно с позиции непосредственного овладевания природными ресурсами, просто выражают доминирование ущербного экономического мышления. Ущербного в том смысле, что политику изначально несводимую к экономике, пытаются объяснить в ее рамках.
Именно отсутствие собственно политического (не говоря о религиозно-философском) мышлении выступило причиной национальных неудач в обозримом прошлом и обусловит их в будущем.
Исторический опыт свидетельствует: народ переживает свой духовный и, как следствие, материальный взлет, когда начинают институционализироваться верхние два типа мышления – политическое и религиозно-философское. И наоборот, деградация нации сопровождается и обуславливается в результате разрушения этих типов мышления и, как следствие, вульгарной экономизации всей общественной жизни.
Сказанное означает, что сверхзадачей-миссией духовно-психологической безопасности выступает построение в указанном смысле национальной государственности.
Приведенные соображения целесообразно рассматривать также с позиции синергетики. Последняя оценивает качество любой системы от личности до общества в соответствии с ее способностью к самоорганизации, т.е. способностью качественно изменить свою онтологическую модель мира и как следствие – свою структуру.
В этом контексте можно сказать, что способность нации к самоорганизации определяется наличием двух верхних типов мышления: политического и религиозно-философского.
На уровне отдельных индивидов от духовно-психологической безопасности требуется создание информационной среды, выполняющей, с одной стороны, функцию помощи при формировании представления о направлении – векторе развития, а с другой – функцию защиты от вредных воздействий.
Это требование базируется на общепринятом сегодня представлении о третичности структуры сознания человека, состоящего из сверхсознания, связанного с задействованием всего потенциала человека, текущего сознания, воспринимающего конкретную окружающую обстановку, и подсознания, управляющего неосознаваемыми текущим сознанием процессами на физическом, эмоциональном, мыслительном (ментальном) уровнях.
Первая функция должна помочь индивиду в расширении текущего сознания до сверхсознания, вторая – обеспечить защиту от несанкционированных текущим сознанием воздействий на подсознание, делающим индивида игрушкой в руках внешних сил.
В этом смысле носители религиозно-философского типа мышления – это индивиды, достигшие единения со сверхсознанием. В идеале именно они должны задавать вектор духовного развития и определять содержание духовно-психологической безопасности.
Индивиды этого уровня образуют уже не только национальное, но и общечеловеческое духовное богатство. Поэтому национальная духовно-психологическая безопасность должна обеспечивать индивида информацией о нем и возможностями доступа.
В контексте сказанного интересно проанализировать определение безопасности, данное Н.Майе: безопасность – это состояние отсутствия острой угрозы национальным ценностям.
В нем содержатся следующие требования к государственной власти. Она, во-первых, должна знать, что собой представляют основные национальные ценности. Причем это знание должно носить достаточно операциональный характер.
Во-вторых, государственная власть должна иметь достаточно отчетливое представление о связях общественных и государственных институтов с национальными ценностями.
Наконец, она должна иметь механизмы оценки степени адекватности этих институтов своим задачам.
С учетом сказанного можно сказать, что построение национальной государственности в смысле формирования указанных типов мышления, прежде всего политического и религиозно-философского, выступает важнейшей национальной ценностью.
В мировой практике реализация этой задачи связана с работой соответствующих академических научных центров, которые одновременно выступают неотъемлемой частью национальной безопасности.
В условиях Армении необходимо скорейшее формирование научных институтов, один из которых охватит своей тематикой процессы мышления и сознания, все основные аспекты психологического развития, освоение арсенала существующих на Востоке и Западе методов психического развития, в том числе – получившего широкое распространение метода нейролингвистического программирования (НЛП). Особое место должно быть отведено изучению взаимосвязей мышления со структурой языков.
Второй охватит круг вопросов, связанных со становлением и развитием индоевропейской и мировой цивилизации, ролью Армянства.
Наличие этих институтов придаст всей академической системе законченный характер, обеспечит ее динамику и целостность.
Теоретические аспекты организационной и правовой безопасности должны стать задачей третьего института, миссией которого должна стать разработка методологии планирования развития (development planning) на основе изучения синергетики и эволюционных теорий и разработки вариантов институционального развития.
Деятельность этого научного центра должна способствовать созданию в обществе сквозной культуры планирования развития – одного из самых фундаментальных институтов Запада.
Основным потребителем информации, связанной с военно-стратегической безопасностью должны стать: Генеральный штаб вооруженных сил, Министерство иностранных дел, Комитет национальной безопасности.
Эта информация должна охватывать два важнейших направления. Первое из них – это планирование развития вооруженных сил: определение направления изменения функционально-организационной структуры, весь круг вопросов, связанных с подготовкой офицерского состава, прежде всего – психологического развития. Второе связано с разработкой региональных сценариев военно-политического противостояния, выявление основных субъектов, возможности влиять на процессы.
Четыре перечисленных научных центра должны стать базисной идеологической основой национальной безопасности – с одной стороны, и логической основой научного знания – с другой.
3. Задачи финансовой безопасности
Финансовая безопасность является относительно автономной подсистемой экономической безопасности. Именно эти две особенности – соподчиненность и автономность – определяют задачи финансовой безопасности.
Эти задачи включают следующие направления:
Институциональное развитие финансовой системы: формирование новых актуальных институтов, определение их связей с существующими и в этом контексте уточнение функций всех институтов.
Обеспечение эффективного контроля над денежными потоками, выявление возможностей влиять на них,
Изучение потенциального спроса на деньги,
Защита валютных активов всех субъектов страны от возможных угроз,
Разработка вариантов режимов функционирования банковской системы в условиях экстремальных, чрезвычайных ситуаций.
Для решения этих задач весьма желательно иметь в качестве входной информации реальную доктрину экономической политики, основанную на видении целостности экономики Армении – превращения ее в экономическую систему. Здесь реализуется принцип вхождения финансовой системы в экономическую – прямая связь.
Изучение потенциального спроса, рассматриваемого в качестве ведущей предпосылки развития и создания в дальнейшем платежеспособного спроса, выступает фундаментальной основой современных эволюционных теорий.
Виднейшими теоретиками-экономистами, первым из которых был Й.Шумпетер, уже давно зафиксировано, что понятие платежеспособного спроса на деньги, понимаемого как ликвидный залог против кредита, в целом для финансовой системы выступает жестким тормозом развития.
Картина структуры потенциального спроса на деньги по субъектам выступает важнейшей входной информацией для разработки проекта финансовой системы Армении.
Для разработки этой картины целесообразно использовать ресурсы аутсорсинга, информационно-аналитических структур, Центрального банка.
Создание картины структуры потенциального спроса на деньги выступает реализацией принципа обратной связи – влияние финансовой системы на экономику.
Контроль над финансовыми потоками имеет в качестве одной из целей максимальное сокращение утечки капитала. Другой важной целью выступает сокращение (в идеале – нуллификация) наличного оборота. Необходимо разработать варианты решений этой задачи, вплоть до денежной реформы. Последняя, разумеется, должна включать условия стартового социального ранжирования по накоплениям отдельных слоев общества.
Защита валютных активов страны должна опираться на предварительно разработанные сценарии развития глобального финансового кризиса. По оценкам ряда ведущих экспертов посткризисное развитие видится в форме разделения мировой валютной системы на 3-4 зоны с соответствующей трансформацией функций мировых и региональных финансовых центров.
В этом контексте необходимо разработать сценарии попадания Армении в одну из возможных зон.
Указанные задачи по своей востребованности выходят за пределы Центрального банка. Последний может начать их разработку, в предположении их возможной востребованности в будущем со стороны высшего руководства страны.
В любом случае необходимо осознать, что финансовая безопасность – это режим управления финансовой системой.
Термин режим применительно к финансовой системе означает, что субъект управления непрерывно, циклически ставит и решает вышеприведенные задачи финансовой безопасности.
Очень часто подменяя причину следствием, экономическую или финансовую безопасность отождествляют с устойчивостью в той или иной трактовке.
Для понимания можно провести аналогию со здоровым образом жизни (причиной) и одним из его следствий, например – устойчивым кровяным давлением. Ориентация на устойчивое кровяное давление необязательно приведет к здоровому образу жизни, более того, вырванное из его контекста не может быть обеспечено на длительном отрезке времени. В этом смысле нахождение системы управления в режиме безопасности означает для нее здоровый образ жизни.
Это значит, что создание режима безопасности не может быть достигнуто простым встраиванием в существующую систему отдела или управления по обеспечению устойчивости. Такой подход противоречит не только синергетике, но и общеизвестному философскому закону о конкретности истины – каждая истина имеет свои временные и пространственные ограничения, т.е. что было хорошо вчера может оказаться вредным сегодня (временные рамки), или что хорошо для одних, будет негодным для других (пространственные рамки).
В этом контексте необходимо периодически актуализировать законы о Центральном банке и банковской системе, учитывая ускоряющийся процесс мировой и региональной нестабильности. В этом будет выражаться одна из реализаций принципа планирования развития.
Здесь на данном этапе необходимо пока только лишь принять во внимание следующие два обстоятельства. Одно из них связано с различиями между развитыми и развивающимися странами.
Концепция таргетирования инфляции была призвана нейтрализовать авторитетом государства в лице Центрального банка субъективные ожидания населения и бизнеса относительно будущих значений цен и курса валюты. Эти ожидания, как правило, являются экстраполяцией – переносом прошлых представлений в будущее и выступают фундаментальной особенностью человеческого мышления.
Но при этом почему-то плохо воспринимается тот факт, что за спиной Центральных банков развитых стран стоит отлаженный механизм солидарной ответственности за динамику цен основных игроков на экономической сцене – Правительство, Центральный банк, крупный бизнес.
В развивающихся странах этого механизма нет, и его (например, в форме ценового комитета, включающего Правительство, Центральный банк, олигархов) необходимо создавать сверху вниз. Вне подобных механизмов попытки влиять на инфляцию денежными агрегатами или банковской процентной ставкой одинаково неэффективны.
Другое обстоятельство связано с переживаемым сегодня глобальным кризисом.
Этот кризис четко обозначил факт, что проблема управляемости финансовых показателей уже давно вышла за национальные рамки даже самых мощных государств. Это обстоятельство выступает мощнейшим фактором пересмотра архитектуры всей мировой финансовой системы и усиления наднациональных мировых структур. Кстати, сегодня усилиями мировых СМИ уже созданы глобальные дефляционные ожидания.
Сказанное имеет задачей обосновать вывод об опасности сделать Центральный банк заложником каких-либо теоретических конструкций, быстро устаревающих на данном этапе.
4. Структура исполнительной государственной власти
В соответствии с общепринятой концепцией национальной безопасности структура исполнительной власти предполагается двухуровневая.
Первый, высший, стратегический уровень объединяет структуры (назовем их комитетами), реализующими функцию планирования развития по основным сферам:
комитет по планированию развития, отвечающий за разработку идеологии экономического и общественного развития, структуры экономической системы на ближайшую перспективу и схемы ее реализации оптимизации структуры государственной власти в целом,
комитет национальной (государственной) безопасности, отвечающий за функции защиты, информационной и организационной поддержки всех видов национальной безопасности – духовно-психологической, экономической, функционально-организационной, правовой, военно-стратегической. Структура этого комитета должна определяться управлениями с соответствующей специализацией по указанным видам безопасности.
Комитет начальников штабов, отвечающий за планирование развития вооруженных сил, разработку региональных сценариев военно-стратегического развития событий.
Министерство иностранных дел, отвечающее за планирование развития внешнеполитического потенциала и статуса страны, в контексте концепции общенационального развития, сопряжение внешних и внутренних задач развития.
Центральный банк, отвечающий за планирование развития финансовой системы, решение задач финансовой безопасности, денежно-кредитной политики в соответствии с концепцией экономического развития.
Министерство юстиции, отвечающее за планирование развития в правовой сфере.
Функционирование этих структур должно опираться на входящие в стратегический уровень вышеперечисленные четыре научных центра-института.
Общая координация этих структур между собой осуществляется президентом и премьер-министром. Последний отвечает также за координацию обоих уровней управления.
Эффективность государственной власти решающим образом будет зависеть от адекватности руководителей этих структур задачам стратегического развития. Поэтому необходимо жестко обозначить недопустимость их назначения по партийному принципу.
Адекватное руководство на верхнем стратегическом уровне обеспечит процесс постепенной настройки всего государственного аппарата на актуальные национальные задачи.
На нижнем тактическом уровне находятся современные министерства. Перечень этих министерств и их внутренняя структура должны исходить из критерия их предельной управляемости по отношению к четко очерченным задачам из верхнего уровня.
Назначение руководителей этих структур по партийному принципу должно сопровождаться заключением договора между государством и партиями по обеспечению жесткой реализации в данной сфере стратегических установок верхнего уровня.
Все вышеприведенное автор рассматривает как попытку разделить стратегический (планирование развития) и тактический уровни с одновременным их объединением в единую систему управления.
Игорь Багирян
Noravank.am |