Analitika.at.ua. Выступая на официальном приеме по случаю дня республики, Ильхам Алиев заявил: «…на столе переговоров нет и не может быть механизма отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана. Ни сегодня, ни через 10, ни через 100 лет Нагорный Карабах не будет независимым государством».
Можно только диву даваться, как может человек, урвавший себе возможность пожизненно возглавлять государство, говорить неправду своим подданным (гражданство, как демократический институт, в Азербайджане давно уже ликвидировано). Однако никакими лживыми уверениями невозможно закрыть людям глаза. Тем более, закрыть их глаза на существующие реалии. И если президент Азербайджана считает, что звучащие во время его речей аплодисменты являются признанием его правоты, то, как говорится, медаль ему на шею. Тем не менее, сообщим для особо одаренных выпускников МГИМО некоторые постулаты международного права, на которое так любит ссылаться Ильхам Гейдар оглу.
Начнем с того, что международное право не любит оперировать понятием «независимость», предпочитая обозначать его синонимом – «суверенитет». Интересно, что в Азербайджане приучают к этим понятиям чуть ли не с младенческого возраста. Так, согласно азербайджанскому школьному учебнику русского языка для учеников второго класса независимость – это самостоятельность, а суверенитет – полная самостоятельность!? Но это так – кульбиты азербайджанского школьного образования.
Тем не менее, поскольку в Азербайджане даже второклассники твердо знают, что суверенитет – это полная самостоятельность, попробуем уяснить, что такое суверенитет? Не в восприятии азербайджанских школьников и редких выпускников МГИМО, конечно, а согласно международному праву.
Итак, многочисленные политические словари утверждают, что суверенитет – (от фр. Souverainete – верховная власть) – верховенство и независимость государственной власти.
Известно, что в Нагорно-Карабахской Республике существуют абсолютное верховенство и независимость государственной власти. Влияние Азербайджана на эти основные признаки суверенитета НКР сведены к нулю еще в 1991 году. В связи с этим мы вправе утверждать, что все нынешние и прошлые разглагольствования президентов Азербайджана (ни один из которых, кстати, не пришел к власти в этой республике конституционным путем) о «территориальной целостности» советского Азербайджана являются сознательной попыткой выдать желаемое за действительное. То есть тривиальной ложью. О каком отделении Нагорно-Карабахской Республики от Азербайджана ведет речь И. Алиев? И вообще, при чем тут Азербайджан? Повторим для наиболее отягощенных интеллектом руководителей соседнего государства: в 1991 году Нагорный Карабах самоопределился и вышел из состава СССР, а не входящей в его состав отдельной республики. Однако, вернемся к понятию государственный суверенитет.
Суверенитет государства – это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т. е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения.
Нагорно-Карабахская Республика обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти государства на своей территории. Допускаем, что И. Алиев считает, что «выборы» в бакинском поселке Сураханы «руководителей» администраций районов или «мэров» населенных пунктов НКР дают им право говорить о «невозможности отделения» Нагорно-Карабахской Республики от Азербайджана. В этом случае за мальчиком, одержавшим победу в компьютерной игре «Total Wars», с не меньшим основаниям следует признать право на руководство тем государством, которое он «присоединил» к своим «владениям».
Нагорно-Карабахская Республика не намерена подчиняться какой-либо иностранной власти, что подтверждает уже на протяжении семнадцати лет. А тот факт, что НКР готова и способна отстоять свой государственный суверенитет от любого поползновения извне, получил убедительное подтверждение в ходе отражения прямой военной агрессии Азербайджана.
Напомним еще оппонентам НКР, что Устав ООН (Ст.ст. 1 пункт 2, 2 пункт 6, 4 пункт 1, 32 и другие) признает правомочность наличия в мире государств, не являющихся членами этой организации. Напомним также, что факт неучастия в рядах ООН не влечет за собой ограничения прав и усечения суверенитета государства. Сегодня Нагорно-Карабахская Республика суверенна, как была суверенна десять лет назад, как будет суверенна через десять и через сто лет.
Думается, однако, что президент Азербайджана все это прекрасно понимает: трудно допустить, что годы учебы в престижном московском вузе не оставили никаких последствий. Возможно, потому и прозвучала в его речи весьма примечательная фраза: «На столе переговоров нет, и не может быть рассмотрен механизм отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана». В самом деле, какой смысл рассматривать то, что невозможно по определению. Как с юридической точки зрения, так и с фактической. Нагорно-Карабахская Республика не собирается ни от кого отделяться, ибо она является суверенным государственным образованием. Равно как и не нуждается в согласии на это. Кого бы то ни было.
Так кому и зачем лжет Ильхам Алиев?
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
Voskanapat.info |