Пятница, 19.04.2024, 09:51
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Май » 30 » Выборы и геополитика: как могут региональные коллизии повлиять на голосование в Ереване
Выборы и геополитика: как могут региональные коллизии повлиять на голосование в Ереване
11:44
Analitika.at.ua. Некоторые аналитики в Армении склонны полагать, что намеченные на конец недели муниципальные выборы способны расшатать и без того хрупкую стабильность в республике. Однако это не совсем так.

 

Безусловно, определенные осложнения ситуации возможны всегда, особенно после выборов, однако нельзя не учитывать и тот факт, что наиболее судьбоносные перемены в таких странах, как Армения, пока еще определяются внешним интересом и внешним воздействием.

 

А главный внешний интерес – это перспектива построения отношений Армении с Турцией и скорейшее разрешение Карабахской проблемы. Реальная угроза дестабилизации внутренней ситуации в Армении исходит как раз оттуда.

 

За последние два месяца сопредседатели МГ ОБСЕ сделали намного больше заявлений об урегулировании карабахской проблемы, чем за весь год. При этом посредники не исключали перспективу разрешения вопроса в течение ближайших месяцев.

 

Нынешнее руководство Республики Армения столкнулось с необходимостью скорейшего урегулирования Карабахской проблемы. И это для армянских властей в какой-то степени тупик.

 

Американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза многократно заявлял о том, что из-под армянского контроля должны «выйти» пять «азербайджанских районов» (Гетабек, Физули, Агдам, Зангелан, Кубатлы). Он отмечал, что для Нагорного Карабаха (в рамках бывшей советской автономии – НКАО) нужно будет придумать какой-то другой интересный статус. Весь вопрос, однако в том, что как только руководство Республики Армения пойдет на подобные односторонние уступки, оно подпишется под своей отставкой.

 

Никто в стране не согласится на передачу Азербайджану отвоеванных ценой крови исторических районов Нагорного Карабаха. То есть первый шаг на пути мнимого разрешения проблемы уже приведет к дестабилизации ситуации в республике. Возможно, в большую политику вернется и создаст коалицию с Дашнакцутюн бывший президент Роберт Кочарян.

 

Потенциальная готовность армянских властей к односторонним уступкам станет и предметом внутриполитических спекуляций - уже со стороны Армянского национального конгресса.

 

Нынешнее руководство страны загнано в тупик и «на западной границе». С Турцией.

 

С одной стороны, оно вынуждено поддерживать контакты с турецкой стороной и заявлять о своей готовности установить с ней дипломатические отношения без всяких предусловий. Одновременно армянская сторона не возражает против разблокирования границы.

 

Что касается Анкары, то она, конечно же, не затронет на первом этапе карабахскую тематику, так как для нее особенно важно ратификация ныне существующей армяно-турецкой границы.

 

Как только армянское руководство пойдет на этот шаг (а другого Турцией и не предлагается), в республике сменится власть. В современной Армении не существует той политической силы, которая может себе позволить подписаться под пунктом о неизменяемости границы с Турцией и сохранит при этом рычаги правления.

 

Рассеянное по миру армянство осознает, что армяно-турецкая граница (правильнее – советско-турецкая граница) носит временный характер, вне зависимости даже от нынешних реалий и определенной слабости армянского государства и представляющей это государство политической элиты.

 

Любой представитель страны, который согласится подписаться под соглашением о неизменяемости границы, окажется обречен: его просто отправят в отставку на волне протестного движения. Таким образом, нынешние власти загнаны в тупик и вынуждены повторять то, что ясно и так: карабахский вопрос не является предусловием в переговорах с Турцией.

 

Перспектива скорого открытия границы не меньше беспокоит и соседей Армении.

 

24 мая в Турции прошли консультации между министрами транспорта Азербайджана, Турции и Грузии по проекту железной дороги Баку – Тбилиси – Карс (Б-Т-К).

 

Межправительственное соглашение по созданию железнодорожного коридора Баку – Тбилиси – Ахалкалаки-Карс было оформлено Грузией, Азербайджаном и Турцией в феврале 2007 г. Проект включает строительство железной дороги Карс-Ахалкалаки протяженностью 98 км, из которых 68 км пройдет по территории Турции, 30 км - Грузии.

 

Предусматривается также реконструкция участка Ахалкалаки-Тбилиси, на что Азербайджан выделил Грузии долгосрочный льготный кредит в размере $200 млн. Предварительная стоимость строительных работ в рамках этого проекта - $ 422 млн. ($202 млн. - на грузинском участке, $220 – на турецком). Стоимость проекта с учетом обустройства прилегающей инфраструктуры превышает $600 млн. Сдача дороги в эксплуатацию запланирована на середину 2011 года.

 

Почему, однако, министры транспорта трех региональных государств вдруг срочно собрались в Турции?

 

Дело в том, что в свете возможного разблокирования армяно-турецкой границы и вполне реального задействования железнодорожной магистрали Гюмри – Карс значение «Б-Т-К» приблизится к нулю.

 

А ведь в этот проект вложены не только средства - помимо прочего, он призван изолировать Армению. Против этого выступает Вашингтон, который не финансирует строительные работы и рассматривает Южнокавказский регион, как единое неделимое целое.

 

Армянское руководство прекрасно осознает, что на этом фоне возможные осложнения внутренней ситуации, связанные с муниципальными выборами, вполне могут быть использованы против них самих, как механизм внешнего давления. Только и только в этой плоскости муниципальные выборы и интересуют «международное сообщество».

 

Сегодня армянские власти понимают, что заигрывание с армяно-турецкой границей стало для них настоящей западней. То же самое касается и излишнего усердия на предмет обещаний относительно готовности разрешения карабахской проблемы. Единственное, что остается делать президенту Сержу Саркисяну – заморозить стартовавший процесс активизации отношений на двух параллельных фронтах и управлять страной «на манер Роберта Кочаряна».

 

Однако вся проблема в том, что Роберт Кочарян был более самостоятельным президентом и с самого начала отклонял все предложения относительно построения отношений с Турцией и Азербайджаном. Сержу Саркисяну такое едва ли под силу. Или все же…?

 

Впрочем, ответ на этот вопрос дадут уже ближайшие месяцы...

 

Арис Казинян

ArmeniaNow.com

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 718
Календарь новостей
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru