Analitika.at.ua. Таково мнение экспертов известного аналитического центра Jane’s, рассмотревшего ситуацию в карабахском противостоянии
Эксперты Jane’s пришли к такому выводу, проанализировав 15-летний период перемирия на линии карабахско-азербайджанского противостояния. По их мнению, Армения и Азербайджан продолжат информационную войну и дипломатические переговоры в рамках международных организаций, но режим прекращения огня не нарушат. Симптоматично, что международные эксперты открыто признали: мир во многом сохраняется благодаря поддержанию силового баланса. “Стороны развивают свои возможности по обузданию друг друга. Обе стороны обладают тактическими баллистическими ракетами и ракетными системами дальнего действия, которые могут донести взрывоопасные вещества до столиц и иных крупных населенных пунктов противоборствующих государств”. Весьма любопытно выглядит при этом основной вывод военных аналитиков. Он заключается в признании того факта, что “Азербайджан не рискует нарушить режим прекращения огня во многом благодаря страху понести новые территориальные потери в случае возобновления военных действий против Армении. Даже доходы в сфере энергетики не дадут Азербайджану преимущество перед армянской защитой”.
В принципе, особых откровений в докладе Jane’s нет. С первого же дня заключения перемирия в Карабахе и в Степанакерте, и в Ереване прекрасно осознавали и осознают, что азербайджанская сторона способна нарушить договоренности в тот момент, когда почувствует себя способной одержать военную победу. Но такой уверенности у Баку ни разу не возникло. Причина в том, что армянская сторона в лице обоих армянских государств последовательно придерживается древнего принципа “хочешь мира — готовься к войне”. Конечно, такой подход легко не реализовывается. Поддержание постоянной и высокой боевой готовности армии требует от всего общества немалых материальных жертв и духовной стойкости. Мы вынуждены сохранять призыв в армию и при этом держать наших мальчиков под знаменами два года, хотя по современным понятиям это нонсенс. Наша армия в количественном плане в несколько раз превосходит армии многих иных постсоветских стран (например, прибалтийских, да и не только их), хотя это тяжким грузом ложиться на национальную экономику и госбюджет. Но выражений недовольства этим очевидным обстоятельством слышать не приходилось. Более того. Случается, что и солдаты-призывники, и их родители жалуются на те или иные недостатки армейской жизни. Однако массового характера эти жалобы не носят — потому что широких проявлений так называемых “неуставных отношений”, дедовщины, местничества у нас нет. Поэтому нет и общественного запроса на отмену призыва и создание компактной профессиональной армии — опять же в отличие от многих сопоставимых с Арменией государств. Народ в своем подавляющем большинстве осознает, что та армия, которую имеем, со своей основной задачей (сохранение статус-кво) справляется. Кроме того — и это зафиксировали аналитики из Jane’s, — как в Армении, так и в Азербайджане имеется, как они убедились, “немалое количество противников территориальных уступок”. Это означает, что общественное мнение в той или иной мере не исключает силового варианта развития событий. Отсюда — невозможность сколько-нибудь распространенных пацифистских настроений.
В принципе, это небезопасно. В мире привыкли, что народы — они всегда за мир, но вот правящие круги — дело другое, могут “поджечь пожар войны” исходя из собственных политических и экономических интересов. В нашем случае картина противоположная: народы настроены довольно воинственно, а вот “власти Армении и Азербайджана, оставаясь преданными режиму прекращения огня, пытаются уменьшить риски без оглашения взаимных уступок”, полагают эксперты. Именно поэтому процесс карабахского урегулирования протекает столь сложно, сопровождаясь многочисленными маневрами, отступлениями, возвращением к уже, казалось бы, согласованным вопросам. Но лидеры обеих сторон понимают, что государственные и общественные организмы слишком долго нести милитаристское бремя не могут, это отбрасывает народы и страны в их развитии. Поэтому и обговаривают “взаимные уступки”. Никому не дано знать, когда будет достигнут взаимоприемлемый компромисс. В перспективе он, конечно, неизбежен. Но исследование экспертов Jane’s, помимо прочего, свидетельствует, что ожидать слишком быстрых достижений на этом поле вряд ли возможно — общественные настроения тому пока не способствуют. Но хорошо уже то, что вероятность возобновления военных действий специалисты полагают крайне низкой.
Армен ХАНБАБЯН
NV.am |