Analitika.at.ua. Начиная с 31 мая 1989г. в Степанакерте не прекращались несанкционированные митинги. Промышленные предприятия области вот уже два месяца как не работали. Помощь Арцаху, оказавшемуся в тяжелом положении, поступала из Армении и других мест. В конце июля в Степанакерт прибыла специальная автоколонна: семь грузовых автомобилей, доставивших из грузинского района Богдановка в Арцах 36 тонн продовольствия – 20 тонн муки, 2 тонны сахара, 2 тонны подсолнечного масла, сыр, рис и др.
Ситуация в Арцахе усугублялась еще и тем, что день ото дня росло число беженцев. По данным на 1 июля 1989г. на территории области было 18 525 беженцев. Организации «Крунк» еще не было, а Совет директоров фактически перестал функционировать. Вот почему летом 1989г. возникла необходимость создания какой-либо организации, способной возглавить народное движение и вывести область из критического положения. Ранее, выступая на состоявшемся 27 июня на Площади Победы санкционированном митинге члены Комитета особого управления Семен Бабаян и Владимир Товмасян, первый секретарь Степанакертского горкома Валерий Атаджанян, первые секретари Мартунинского и Мардакертского партрайкомов Вачаган Григорян и Ваган Габриелян потребовали от властей страны выполнить последнее обещание М.Горбачева и восстановить обком партии и облсовет. А Роберт Кочарян в своем выступлении предложил создать в области Народный фронт, посредством которого станет возможным сконцентрировать руководство всенародной борьбой. Это предложение удостоилось одобрения митингующих. И вот 8 июля в зале Каршелкомбината состоялась Степанакертская городская учредительная конференция народного движения «Миацум». После вступительного слова Сержа Саргсяна с докладом о работе и предложениях инициативной группы выступил Роберт Кочарян. Конференция избрала городской совет народного движения «Миацум» в составе 11 человек. Открытым голосованием председателем совета был избран Роберт Кочарян, заместителем – Серж Саргсян. Первоочередной задачей народного движения «Миацум» было воссоединение НКАО с Армянской ССР, которое «вернет общественно-политическую жизнь области в нормальное русло и позволит поэтапно решить общенациональные и общегосударственные задачи»…
Степанакертская учредительная конференция народного движения «Миацум» выступила с обращением к армянскому народу, в котором говорилось, что «Цели и устремления двух искусственно разделенных частей армянского народа не могут быть оторваны друг от друга», поэтому конференция и обращается с просьбой признать армянское арцахское народное движение «Миацум» составной частью Армянского общенационального движения», в связи с чем выражалась надежда, что это «станет предвестником воссоединения Арцаха с матерью-Арменией». В нем говорилось также, что «Сегодня каждый армянин, независимо от политических убеждений» живет идеей воссоединения Арцаха с Арменией». Конференция осудила решение Кавбюро от 5 июля 1921 года, а также Московский договор, заключенный между Россией и Турцией 16 марта 1921г.
К тому времени антиармянская истерия приобрела в Азербайджане массовый характер. 13 июля 1989г. толпа озверевших азеров осквернила в Шуши бюсты дважды Героя Советского Союза Нельсона Степаняна и видного советского государственного деятеля Ивана Тевосяна, а также Багдасара Авакяна и Арама Костандяна из 26 бакинских комиссаров. В Кировабаде варвары таким же образом обошлись с бюстом дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Ованеса Баграмяна, в Баку – с памятниками Степану Шаумяну и другим видным деятелям-армянам. На бакинских митингах звучали призывы уничтожить армян или выдворить из города. Эту антиармянскую, антикарабахскую истерию распаляли известный фальсификатор истории Зия Буниатов и его единомышленники.
Учитывая все это, 10 июля в адрес Сессии Верховного Совета СССР была направлена тревожная телеграмма за подписями секретаря Степанакертского горкома партии Валерия Атаджаняна и председателя исполкома горсовета Максима Мирзояна, в которой говорилось: «В последние дни стали более частыми и жестокими заговоры против армян со стороны азербайджанского населения НКР. Они поощряются руководством республики. Цель их – спровоцировать армян на ответные действия. Все дороги вокруг области перекрыты, находятся под контролем азербайджанцев. Они ломают машины армян. Однако военные не предотвращают эти зверства, не препятствуют им. Любые же ответные действия, предпринимаемые армянским населением, удостаиваются жесточайшего наказания… Положение сложное, чреватое самыми тяжелыми последствиями. Просим Вашего неотложного вмешательства»...
Новый комендант особого района полковник Мусатов, обращаясь 14 июля к населению Степанакерта и области, призвал не мешать работе ожидающейся из Москвы комиссии, не конфликтовать с военнослужащими и работниками милиции, - и это в том случае, когда именно они организовывали провокации, беспочвенно арестовывали людей, избивали или подвергали иному наказанию. Достаточно отметить, что только за 7 месяцев 1989 года по различным причинам в области было арестовано 15 тысяч 200 человек, из которых 14 тыс. 836 – армяне. По данным Прокуратуры СССР за период с 1988года по май 1991г. в НКАО и приграничных селах Армении было убито 388 и депортировано 302 тыс. армян.
В общей картине июльских событий 1989г. выделяется смелый шаг шаумянцев. Сессия Шаумянского районного совета приняла 26 июля решение о присоединении района к НКАО. Между прочим, подобное решение жители этого района приняли и в 1919 году. Однако при создании Автономной области в 1923 г. власти Азербайджана так перекроили границы, что весь Северный Арцах остался отрезанным от Нагорного Карабаха…
Известно, что в годы Советской власти вопрос о включении Шаумянского района в состав НКАО поднимался неоднократно, но постоянно следовал отказ от властей Азербайджана. С самого начала карабахской борьбы армянское население Шаумянского района и Геташенского подрайона Ханларского района активно требовали соединения с Арменией вместе с Нагорным Карабахом…
Находящийся в тисках блокады бастующий Арцах задыхался. Идущие из Армении автоколонны не могли добраться до места, а отправляемые из Баку товары не принимались арцахцами. Третий месяц люди не получали зарплату. Даже министр внутренних дел СССР Шаталин, будучи в Степанакерте и Лачинском районе, не смог (или не захотел) сделать безопасной дорогу Горис-Степанакерт. Состоявшийся 4 августа в Степанакерте митинг, исходя из сложившейся ситуации, призвал население прекратить забастовку, особенно на строительных объектах, с тем, чтобы были построены квартиры для беженцев, обеспечены жизненные условия, восстановить повсеместно трудовой ритм и порядок и т.д.
Действительно, самым верным путем вывода области из тяжелого положения было прекращение забастовки. Но кто мог взять на себя ответственность убедить забастовщиков? Комитет особого управления был не в состоянии, поскольку арцахцы не верили и уже не доверяли ему. Вот тут-то и пришел на помощь опыт героического карабахского прошлого. Было сочтено целесообразным, по примеру 1918 года, создать Национальный Совет, который возглавил бы освободительную борьбу, повел за собой население края. С этой целью 7 августа в селе Шош состоялся слет, в котором приняли участие члены бюро партрайкомов Аскерана, Гадруга, Мартуни, Мардакерта, президиума областного Совета профсоюзов, члены комсомольского бюро области, народные депутаты Областного совета НКАО, городских и районных Советов, члены правления организации «Миацум». Слет обсудил вопрос обеспечения согласованности действий партийных и государственных органов, общественных и политических организаций в сложившихся тяжелейших условиях. Слет проходил в полулегальных условиях. Для выработки программы дальнейших действий было принято решение в срочном порядке созвать съезд полномочных представителей населения НКАО. Для его подготовки был создан оргкомитет во главе с заместителем председателя облисполкома Шмавоном Петросяном.
В качестве практического шага по подготовке съезда 11 августа на Площади Свободы в Степанакерте был созван митинг. Открывая его, член совета движения «Миацум» Серж Саргсян отметил, что Азербайджан пытается расчленить движение армянства Арцаха. Однако арцахцы, созывая съезд, должны доказать, на что они способны. А Борис Дадамян призвал население отобрать власть и взять на себя ответственность за будущее области. Для этого необходимо прежде всего прекратить забастовку, обратить основное внимание на строительство жилья, особенную потребность в котором ощущают беженцы.
Митинг потребовал от Комитета особого управления в трехдневный срок устранить блокаду области и направил протест верховным властям СССР с требованием освободить из под ареста Аркадия Манучаряна.
16 августа 1989г. в здании Степанакертского государственного драматического театра состоялся съезд полномочных представителей населения Нагорного Карабаха. С докладом о сложившейся в области ситуации выступил В.Товмасян. В прениях приняли участие около 20 человек. От имени съезда в соответствующие органы были направлены заявления с требованием изменить меру пресечения в отношении Аркадия Манучаряна и группы жителей села Чапар, необоснованно задержанных в эти дни. Съезд принял решение «О ситуации, сложившейся в области», «Декларацию о провозглашении независимости Нагорного Карабаха», обращение «К коменданту особого района, офицерам Советской Армии и подразделений МВД СССР». Было также заявлено, что «Национальный Совет Нагорного Карабаха – демократический орган народного самоуправления, порожденный перестройкой и творчеством народных масс, призванный наполнить на практике реальным содержанием основополагающий политический принцип «Вся власть в СССР принадлежит народу». Съезд категорически отверг «любые попытки вмешательства правительства Азербайджана во внутренние дела области» и счел «неприемлемой для автономной области политику диктата». Было провозглашено, что Национальный совет независим и в своей деятельности подотчетен только съезду. Его решения обязательны к исполнению на всей территории Нагорного Карабаха. В Декларации было отмечено, что «Вмешательство Азербайджанской ССР в дела НКАО будет оцениваться как акт агрессии и получит адекватный ответ». Обращаясь к правительствам демократических государств и Генеральному секретарю ООН, съезд просил о содействии армянскому населению Нагорного Карабаха в его стремлении к самоопределению и безопасности.
Съезд избрал Национальный совет в составе 80 человек и президиум, состоящий из 21 человека. Председателем Национального Совета был избран секретарь Мартунинского партрайкома В.Григорян, заместителями – В.Атаджанян и В.Товмасян. По призыву съезда с 21 августа забастовка была прекращена, а уже с 28 августа все предприятия работали.
Тем не менее, в Азербайджане оперативно подсчитали «урон экономике вследствие 10 забастовок в НКАО в 1988-89 гг.», который якобы составил около 67 миллионов рублей. Что, вполне вероятно, соответствовало реальной цифре.
Грант Абрамян,
доктор исторических наук, профессор
Фрагменты из книги «Сражающийся Арцах»
DeFacto.am |