Analitika.at.ua. Сегодня, в 1558-ю годовщину Аварайрского сражения "ГА" предлагает организовать армяно-иранскую экспедицию для научных изысканий на территории Восточной Атропатены
Битва на Аварайрском поле занимает особое место в хронике жизни армянского народа. Это сражение - одно из наиболее судьбоносных событий национальной истории, значимость которого сопоставима разве что с деятельностью Тиграна Великого, изобретением современных армянских письмен и закладкой на этой основе первых школ. Конечно, в нашем противоречивом средневековье и настоящем есть много других достойнейших эпизодов, однако следует признать, что абсолютное большинство из них едва ли вообще состоялось бы, не будь Аварайра. Неудивительно, что и в период Сардарапатской битвы (кстати, отдаленной от "Вардана и войны армянской" сорока пятью человеческими поколениями) генерал Силиков обратится к примеру великой баталии.
ИЗ ОБРАЩЕНИЯ МОВСЕСА СИЛИКОВА К НАЦИИ (24 МАЯ 1918г.):
"Армяне! Спешите освободить Отечество!
Пробил час, когда каждый армянин, забыв свое личное во имя великого дела – спасения Родины и защиты чести своей жены и дочерей, – должен приложить последнее усилие – ударить по врагу… Армяне! Не время медлить. Все мужчины до 50 лет обязаны взять оружие. Я требую от всех явиться со своим оружием и патронами для защиты Родины.
Армянки! Вспомните благородных женщин V века, которые воодушевили своих мужей на великое дело во время сражений бессмертного Вардана, следуйте примеру героев Аварайра, если не хотите, чтобы была растоптана ваша честь, вдохновляйте их на подвиг и презирайте трусов, которые под различными предлогами уклоняются… "
Частые обращения к Аварайру и Сардарапату, равно как и обнаружение новых параллелей между ними, безусловно нужны всегда, и уж тем более они естественны в дни майских побед армянского народа. Однако в данном материале мы попробуем рассмотреть другой вопрос, связанный с локализацией знаменитого Аварайрского поля. Проблема в том, что если в историческом аспекте это место определяется вполне точно, то иначе обстоит дело в аспекте географическом: Аварайр четче просматривается во времени, нежели в пространстве. В этом материале мы попробуем представить некоторые детали данного вопроса.
Обращение архиепископа Геворка
В июне 1911г. местоблюститель Католикоса Всех Армян архиепископ Геворг Суренянц (будущий Католикос Геворг V Тпхисеци) обратится к главе армянской епархии Атрпатакана епископу Карапету Тер-Мкртчяну с просьбой прояснить вопросы, связанные с местонахождением легендарного поля, располагающегося как раз на территории его епархии. Факт подобного обращения – свидетельство того, что вплоть до начала прошлого столетия проблема с локализацией одного из потенциально главных центров армянского паломничества оставалась неразрешенной. Впрочем, не только армянского: с учетом того, что Аварайрская битва (26 мая 451 г.) стала одним из первых в мировой истории образцов героического и беспримерного отстаивания нового учения, само поле воспринималось в качестве общехристианской ценности.
Таким образом, к моменту обращения архиепископа месторасположение Аварайрского поля с точностью установлено не было. Разумеется, никто не сомневался в том, что оно располагается совсем недалеко от города Маку, на правобережье Аракса, в районе одного из его южных притоков, известных армянским летописцам V века Егише, Парпеци и др. под названием Тхмут (Илистая). Но какого именно?
Согласимся, что локализация, возможно, самой судьбоносной местности национальной истории уже по определению не терпит приблизительности. Именно это и заботило будущего Католикоса Всех Армян.
Книгу "История Армении" Лазарь (Газарос) Парпеци написал в 490- 495 гг. Главными источниками служили труды Мовсеса Хоренаци, Егише, а также Агафангела, Бузанда, Корюна. Первая часть "Истории" освещает хронику Армении начиная с раздела государства между Византией и Сасанидским Ираном вплоть до падения династии армянских Аршакидов и смерти Католикоса Саака и Месропа Маштоца. Вторая и третья части "Истории" (почти целиком) – война Варданидов (Аварайрская битва) и классический образец дифирамба роду Мамиконянов, в особенности Вардану.
Впрочем, к 1911г. уже было известно исследование Костанянца, согласно которому легендарное поле Аварайра находилось на северо-восточной окраине провинции Гер, чуть западнее Марикенда, на месте Чорской равнины. Этот труд был напечатан еще в 1887г. в "мхитаристской Вене", однако особого доверия не внушал. Уязвимость сочинения была в том, что Марикенд (прежний "Маракан аван") находился в гаваре Чауш, как об этом убедительно повествует Товмас Арцруни. Тогда как Аварайрское сражение разыгралось на территории Артаза.
Было еще одно обстоятельство, обусловившее обращение архиепископа к главе епархии Атрпатакан: это личность самого епископа Карапета Тер-Мкртчяна. Местоблюститель прекрасно знал, что адресатом его письма является один из наиболее образованных представителей армянского духовенства, признанный ученый, арменовед, теолог и философ. Епископу шел тогда 46-й год…
Епископ Карапет
Карапет Тер-Мкртчян был родом из Нахиджеванского уезда.
Начальное образование получил у цхнахского псаломщика, после - в приходской школе в Закаталы, где жил у дяди - протоиерея Ованнеса Атовмяна. Позже учился в Эчмиадзинской духовной семинарии (Геворгян), которую окончил в 22-летнем возрасте с похвальным отзывом: представил сразу два труда – "Об отделении Грузинской церкви от Армянской" и "Об ортодоксии Армянской церкви", удостоившиеся особого внимания Католикоса Макара I.
После принятия монашества Карапет был назначен надзирателем, исполнял также функции заведующего библиотекой и преподавателя истории армянского народа, географии, христианского вероучения. В 23-летнем возрасте (1889г.) был рукоположен в протодьяконы, в октябре того же года - командирован в Германию для получения высшего образования.
В Германии он в течение пяти лет учился в университетах Лейпцига, Галле, Берлина и Тюбингена у всемирно известных профессоров Гарнака, Гута, Вунда, Лутарда и др., изучал богословие, философию, языки - греческий, латинский, иудейский, ассирийский, английский, сотрудничал в религиозных журналах Германии. В марте 1893г. в Лейпциге получил степень доктора философии и переехал в Париж для завершения образования в Сорбонне и Коллеж де Франсе. Весной 1894г. отправился в Лондон работать в местных музеях, а оттуда в Берлин, где, представив сочинение "Павликиане в Византии и однородные еретические явления в Армении", удостоился степени лиценциата (магистра) богословия (кстати, в порядке исключения, по специальному разрешению министра исповеданий). В 1894г. Карапет Тер-Мкртчян через Венецию и Константинополь вернулся в Армению и 11 сентября в Св. Эчмиадзине был рукоположен в иеромонахи, назначен помощником инспектора и преподавателем богословских наук в семинарии Геворгян, а с декабря - членом редколлегии журнала "Арарат".
В 1895г. Карапет Тер-Мкртчян получил сан архимандрита, в 1897г. кондаком Католикоса Мкртича Хримяна - нагрудный крест, а в 1899г. - Его Святейшества черную фелонь с набивными цветами. С 1899 по 1903г. служил инспектором Эчмиадзинской семинарии и приобрел большую известность и широкую популярность как педагог, проповедник, администратор, ученый и блестящий публицист. В 1903г. 37-летний Карапет Тер-Мкртчян был назначен викарием главы Ереванской епархии, а спустя четыре года - единогласно избран главой армянской епархии Атрпатакана и выполнял эту миссию до августа 1912г.
Именно в период службы в Атрпатакане Католикос Маттеос II и возвел его в 1909г. в сан епископа. Таким образом, местоблюститель Геворг Суренянц прекрасно знал, к кому обращается…
Докладная из Тавриза
Получив поручение Геворга Суренянца, епископ незамедлительно приступил к работе, тем более что она полностью соответствовала его интересам именно как ученого. Карапет Тер-Мкртчян отнюдь не случайно был избран главой епархии Атрпатакана, ибо земли эти уже были преимущественно тюрконаселенными и только такой авторитетный, грамотный и мужественный (свою смелость он проявил еще в период армяно-татарской резни 1905г.) служитель мог отстоять армянский приход и христианские святыни (в их числе могилу апостола Фаддея) в крайне агрессивных условиях.
Уже 23 июня 1911г. он пишет из Тавриза "Докладную записку начальника Атрпатакана епископа Карапета местоблюстителю Католикоса архиепископу Геворгу о своих суждениях по поводу нахождения Аварайрской равнины". Ниже приводим текст письма:
"В ответ на предложение Вашего Высокопреосвященства от 20 с. м. 1668. имею честь сообщить следующее. Место гибели святых Варданидов, Аварайрское поле, до сих пор не определено, и все предположения об этом, по моему мнению, ошибочны. Многие искали Аварайр возле Хоя, и здесь недалеко от деревни Гордух, которое прежде было армянонаселенным и где до сих пор сохранились руины церкви и кладбище, на холме находится обычная часовня имени Св. Вардана, построенная в последние годы. А с каких времен эта часовня была местом паломничества, не могу сказать. Во всяком случае, Аварайр в этих местах находиться не может, так как Хой находится на месте древнего армянского гавара Гер, а война Св. Варданидов имела место в гаваре Артаз.
Недоразумение возникло от того, что Аварайр искали на берегу воображаемой реки Тхмут и Тхмутом считали или реку Котур, которая протекает рядом с Хоем, или Ак-чай, которая дальше сливается с ней, в то время как древнейший свидетель войны Св. Варданидов историк Лазарь Парпеци открыто говорит, что война имела место в гаваре Артаз, около села Аварайр, на поле Тхмут.
Насколько мне удалось во время моего прошлогоднего путешествия поверхностно осмотреть эти места, поле Тхмут должно было находиться на левом берегу нижней долины реки Маку – к западу. Это поле и теперь в самые жаркие дни покрыто илом, там несомненно проходила историческая большая дорога Артазатана Гер и Зареванд, там же сохранились также следы деревень, упомянутых в истории Парпеци с дней Ваана, а какого-либо упоминания об Аварайре или паломничестве я не слышал, что неудивительно, так как уже с очень давних времен христиане в этих краях не живут.
С глубоким почтением, епископ Карапет".
Акоп Манандян и другие…
Епископ, увы, не завершил исследование (начатое, как это явствует из содержания "Докладной…", еще в 1910г., т.е. до обращения архиепископа Геворга). Несколько позже он был назначен главой армянской епархии Шемахи и оставался в этой должности до конца жизни. Епископ скончался неожиданно 19 ноября 1915г. в Баку от заражения крови в возрасте всего 49 лет.
Своими многочисленными научными трудами (12 монографий и 150 статей на армянском и немецком языках по истории армянской церкви и истории христианства) Карапет Тер-Мкртчян приобрел известность и стал непререкаемым авторитетом не только на родине, но и в ученых кругах европейских стран. Монах обладал огромной эрудицией и феноменальной работоспособностью: на службе в Шемахе он все равно продолжал изучать этот важнейший "аварайрский вопрос" национальной истории. Процитированное же письмо епископа, конечно, не осталось незамеченным. Оно определило общую направленность дальнейшего изучения проблемы, в первую очередь повлияло на знаменитые историко-географические исследования Акопа Манандяна.
Отметим, что еще до Манандяна – основателя и первого ректора Армянского государственного университета, этим вопросом интересовались и другие армянские ученые. В частности, в 1919г. в Константинополе Басмаджян опубликовал "Подлинную (достоверную) историю Армении", где указывалось, что поле Аварайра располагалось юго-восточнее тогдашнего Килисикнта. Обозначенная ученым местность соответствовала району селения Маранд – горной территории, находящейся относительно далеко от древних коммуникаций. В первой четверти прошлого века выходили в свет и другие исследования. Академик Манандян опроверг обоснованность большинства известных рассуждений и выдвинул версию, поразительно похожую на "наблюдения епископа Карапета".
"Исходной точкой нашего нового объяснения служит маршрут войска, прослеживающийся вдоль дороги Artaxata – Godbi. Очевидно, что наиболее вероятным маршрутом передвижения персидского войска должен был быть путь через Гер и Зареванд в сторону Артаза, обозначенный еще на карте Певтингера. То, что именно этот путь - с северной стороны - должен был стать также и маршрутом продвигающегося из Арташата армянского войска, явствует из свидетельства самого Парпеци, который ясно сообщает, что армянское войско под предводительством Вардана Мамиконяна спешило быстрым броском дойти до Гера и Зареванда, чтобы сражение состоялось на границе и чтобы приграничные области Армении не подверглись разорению.
Отсюда следует, что месторасположение битвы Варданидов должно было находиться на западе гавара Артаз, в том самом месте, где, согласно карте Певтингера, и проходила дорога. Именно здесь располагается окаймленная и ограниченная равнина, в районе нынешнего Тай-гавара, которая описана в путешествии Джеймса Мориери и которая у Пеголлоти обозначена как Plana di Falconieri".
В перспективном русле
Представленная Манандяном местность очень похожа на ту, которую описывал епископ Карапет. Она расположена в гаваре Артаз, в районе монастыря апостола Фаддея. Любопытно, что именно в данной местности (подножие кряжа Шивареш, древнее – Шаваршан и Шаваршакан) располагалось (еще в первой четверти прошлого столетия) селение Технут (Тегныт - в русской редакции, на десятиверстной карте), о котором, впрочем, епископ не упоминает. Манандян почти не сомневается в том, что именно "по названию этого селения нынешняя река Кара-булаг вполне могла называться Тхнутом или Тхмутом". Впрочем, определенные сомнения остаются…
Изданный в 1986г. I том "Словаря топонимов Армении и прилегающих областей" (значение этого замечательного труда под редакцией Т. Акопяна, Ст. Мелик-Бахшяна, О. Барсегяна трудно переоценить) сообщает всего лишь, что "Аварайр – равнина на Армянском нагорье, в области Артаз провинции Васпуракан Великой Армении, в долине реки Тхмут Зангимарского (Желтого) водосбора, бассейна реки Аракс". Ничего более детального.
Очевидно, что дальнейшие исследования не выявили ничего более предметного, чем уже было сказано ранее в теории. Это объясняется отсутствием полевых работ на территории предполагаемой местности на правобережье Аракса, в административной черте иранской провинции Восточная Атропатена. Полевые работы подразумевают проведение палеогеографических изысканий (с целью воссоздания географических характеристик местности по состоянию на V столетие, реконструкция ландшафта, в частности почвенного покрова и гидрографической сети данной территории), а также (по возможности) – археологических работ. Принимая во внимание дружественный и доверительный уровень армяно-иранских официальных и неофициальных отношений, вопрос подготовки и проведения научных работ в полевых условиях не представляется неразрешимым.
В течение одного календарного года между Ереваном и Тегераном подписывается сразу несколько соглашений, каждое из которых действительно представляет собой политическую и экономическую важность. На этом фоне напрашивается и подписание специального документа о формировании совместной армяно-иранской экспедиции по проведению работ на территории Восточной Атропатены. Собственно, это и есть настоящее культурное сотрудничество, тем более между двумя родственными народами с единым этногенезом.
Сегодня, в 1558-ю годовщину Аварайрского сражения, "ГА" выступает инициатором создания совместной экспедиции. Возможно, некоторые страны подозрительно и крайне ревностно отнесутся к ее деятельности, но только не древнейшие оплоты современной культуры и цивилизации - Иран и Армения. Помимо прочего, рассеянному по миру армянству действительно необходимы свои очаги паломничества, абсолютное большинство которых все еще располагается на территории современной Турции; далеко не каждый армянин внутренне и внешне готов пересечь эту пресловутую и, однозначно, временную "границу". С дружественным же Ираном проблем на сей счет быть не может, а Аварайрское поле давно занимает особое место не только в армянской истории, но и в географии.
Ну и дело епископа надо как-то завершить…
Арис КАЗИНЯН
Golos.am |