Analitika.at.ua. «Отныне вопрос Джавахка должен иметь международное звучание», - об этом заявил во время пресс-конференции эксперт аналитического центра “Митк” Ваге Саргсян. Причиной такого резкого заявления послужила антиармянская политика правительства Грузии по отношению к армянскому населению.
Грузинская власть умышленно тормозит как социально-культурное, так и экономическое развитие армянонаселенного региона. Эксперты аналитического центра указали на проблему языка в школах Джавахка, подчеркивая, что грузинская власть пытается всеми возможными способами внедрить грузинский язык в регион, где основным языком общения является армянский. В связи с этим примечательно, что в школах Джавахка обязательным языком заполнения классных журналов является грузинский, а между тем уроки в школах в основном ведутся на армянском.
«В этом году исполняется 10 лет со дня вступления Грузии в СЕ. Вступая в него, Грузия подписала ряд конвенций, в числе которых конвенция о защите прав национальных меньшинств и о защите памятников культуры. Сегодня Грузия нарушает ею же подписанные конвенции”, - заявил Ваге Саргсян.
В свою очередь председатель аналитического центра “Митк” Эдуард Абрамян во время конференции указал на то, что сегодня вопрос Самцхе-Джавахка – вопрос политический, а для Армении это вопрос национальной безопасности. В отличие от Еревана, это хорошо понимают в Баку, где подготавливают так называемых “лидеров” для развития азербайджанского сегмента в Грузии.
Отметим, что преимущественно в азербайджанонаселенном районе Квемо Картли тоже имеются аналогичные с Самцхе-Джавахком проблемы. Но в этом случае к вопросам азербайджанского населения существует конструктивный подход со стороны официального Баку, откуда при поддержке Анкары проводятся всяческие азербайджанские проекты на территории Грузии.
Со стороны Еревана же такой поддержки нет, что, по мнению экспертов, и является основной причиной ужесточившейся политики официального Тбилиси по отношению к армянам Самцхе-Джавахка.
Так, например, в октябре 2008 года в азербайджанонаселенном районе Грузии открылся грузино-азербайджанский университет, между тем как все попытки открытия армяно- грузинского университета провалились.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что население Самцхе-Джавахка изолировало себя от внутриполитических и социальных процессов Грузии, что в свою очередь отнюдь не способствует их интеграции. Эксперты аналитического центра «Митк» видят решение проблемы в приобретении Самцхе-Джавахком статуса автономии.
По словам Ваге Саргсяна, только автономия способна решить проблему армянского населения Грузии, так как автономия даст толчок развитию в регионе как социальных, политических, так и культурных процессов.
Эксперты подчеркнули, что, несмотря на то, что в Грузии, в связи с последними событиями в Осетии и Абхазии, есть страх перед всякими автономиями, грузинская власть должна понять, что армянское население не преследует цели отделиться от Грузии. Между тем непрекращающаяся антиармянская политика Грузии может в один день привести к сепаратизму со стороны армянского населения Самцхе-Джавахка.
Агрессивная политика грузинской церкви
В 2003 году патриарх Грузинской церкви Илья II заявил, что в Грузии начинается религиозное возрождение. В последствии, Грузинская церковь начала вести такую политику, которую на сегодняшний день не ведет ни одна церковь в мире.
« Грузинская церковь по своей природе очень агрессивная», – об этом на пресс- конференции заявил председатель аналитического центра «Митк» Эдуард Абрамян. Эксперт подчеркнул, что на сегодняшний день политические заявления Ильи II позволяют делать вывод, что грузинская церковь кроме религиозной функции выполняет и некоторые политические функции и является по своей сущности активным участником в политических процессах страны.
Какую же политику проводит сегодня грузинская православная церковь?
«Грузинская церковь преследует цель грузинизации армянских церквей»,- заявил Эдуард Абрамян. Эксперт подчеркнул, что в основном под удар деэтнизации попадают армянские церкви, построенные после 1820-х-30-х годов. Этим грузинская сторона преследует цель доказать, что в Грузии до 19 века армянских церквей не было, а значит и не было и компактного армянского населения.
При этом армянам не позволяется восстанавливать старые армянские церкви. Вместо этого Грузинская церковь восстанавливает памятники архитектуры, подвергая их грузинизации.
« Было много случаев, когда священнослужители грузинской церкви пытались стереть армянские надписи с церквей, чему препятствовало местное население. В последствии те люди, которые сопротивлялись грузинам, были арестованы»,-рассказал Эдуард Абрамян.
Эксперт также сообщил, что в Джавахке есть и так называемые «агрессивные деревни», где народ сопротивляется грузинской церкви. В этих местах ведется особая работа. Например, экспертам удалось выяснить, что в селе Пока среди грузинских священнослужителей есть и бывшие арестанты, преступники. Так, несколько месяцев назад, полиция среди священников из Поки узнала человека, который был в розыске. Его поймали, но потом отпустили, и теперь он служит в Грузинской православной церкви.
Есть информация, что во многих местах монахи носят оружие, чем и нагоняют страх на местных жителей. Примечательно также, что в тех селах, где можно встретить грузинских монахов, крайне распространена торговля наркотиками и оружием.
Что же касается ответа со стороны Армянской Апостольской церкви, то по оценке экспертов аналитического центра «Митк», она мизерна.
«Позиция нашей церкви не просто пассивная, а сверхпассивная», -заявил Эдуард Абрамян.
Лианна Хачатрян
Mitq.org |