Пятница, 29.11.2024, 10:09
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Июнь » 3 » Азербаши и его утопия
Азербаши и его утопия
00:17

Analitika.at.ua. 28 мая президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил с речью по случаю отмечаемого в стране дня республики. В своей речи Алиев в очередной раз представил видение Азербайджаном урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Рассмотрим более детально некоторые высказывания азербайджанского падишаха.

 

Уже в начале своей речи он заявил, что «в результате оккупации 1992 году Шуши, Лачина и в первой половине 1993 года - Кельбаджара, можно сказать, была решена судьба первого этапа войны». О первом этапе Алиев упомянул, чтобы следом за этим добавить: «но лишь первого». Далее он в своем стиле стал распространяться о том, что, мол, азербайджанская сторона старается добиться «мирного разрешения армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского вопроса», но, вместе с тем, они не исключают и все другие варианты. Затем Алиев предельно четко сформировал азербайджанскую философию урегулирования нагорно-карабахского конфликта. «Мы не сделаем ни одного шага назад…- отчеканил Алиев и продолжил. - В ряде случаев армянская сторона пытается представить принцип самоопределения народов наравне, на одном уровне с принципом территориальной целостности. Но это может быть принято лишь людьми, не знакомыми с данным вопросом, не занимающимися политикой. Неслучайно, мировая общественность отвергает такой подход. Достаточно посмотреть, внимательно прочитать Хельсинский заключительный акт 1975 года, там все указано. Принципы территориальной целостности являются основными. Вопрос самоопределения народов не должен нарушать территориальной целостности, противоречить принципу территориальной целостности. К тому же Армения – уже независимое государство, и армянский народ однажды самоопределился. Азербайджанское государство и азербайджанский народ никогда не позволят, чтобы на азербайджанской земле было создано второе армянское государство. Сегодня на столе переговоров - вопрос возвращения Азербайджану всех оккупированных земель, вопрос возвращения всех переселенцев к родным очагам. По этому вопросу периодически появляются различные спекуляции, поэтому хочу еще раз заявить, что на столе переговоров нет и не может быть механизма отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана. Ни сегодня, ни через 10, ни через 100 лет Нагорный Карабах не будет независимым государством. Позиция Азербайджана однозначна. Несмотря на все давления, мы будем до конца отстаивать эту позицию».

 

Вряд ли стоило столь длинно цитировать азербайджанского президента на вечные времена, «нетленные» мысли которого хороши разве что для его поданных, однако мне это пришлось сделать, дабы читатель еще раз убедился, насколько конструктивен господин Алиев в переговорном процессе. Точнее сказать, и вовсе не конструктивен, что не мешает ему и его везирям из дипломатического ведомства обвинять в данном грехе Армению.

 

Впрочем, подобный перевертыш - в стиле азербайджанской агитационной машины, методы которого уже до смерти известны. Вот и на сей раз, Алиев в своем очередном заявлении допустил множество неточностей, пробелов и нестыковок, вновь выдавая упорно желаемое за действительное.

 

Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего отметим, что принцип территориальной целостности не имеет примата над другим основополагающим международным принципом – правом наций на самоопределение. Это зафиксировано во всех нормах международного права, основополагающих международных документах, конвенциях и т.д. К примеру, в Уставе ООН, в том самом Хельсинском заключительном акте 1975 года, на который любят ссылаться в Баку непременно в угоду себе, и целом ряде других международных документов. Имеются даже документы, где, словно предвидя возможные разночтения, специально были указаны - когда и при каких условиях один из вышеуказанных принципов имеет больший приоритет. Среди них особое место занимает Хартия Европейской Безопасности ОБСЕ, принятая в Стамбуле в ноябре 1999 года, подписантом которого, кстати, является и сам Азербайджан. В Хартии прямо указано, что конфликты, относящиеся к национальным меньшинствам, могут быть положительно разрешены только в демократических образованиях, и что в том случае, если государства не демократические, принцип самоопределения имеет больший приоритет, нежели принцип территориальной целостности. Конечно же, данный контекст к карабахскому вопросу имеет разве что опосредованное отношение, тем не менее, об этом следовало сказать без дальнейших комментариев. Особенно применительно к такому государству, как Азербайджан, недемократичность которого проявляется не только в восточно-деспотической ханской форме правления, но и в отрицании права другого народа распоряжаться своей судьбой.

Следующей нестыковкой является заявление относительно того, что азербайджанское государство и азербайджанский народ никогда не позволят, чтобы на азербайджанской земле было создано второе армянское государство. Между тем, создание любого государства, как одно из проявлений права наций на самоопределение, в современном мире является правом этого народа, а не производным от желания бывшей метрополии во что бы то ни стало сохранить ставшие достоянием истории границы. Кроме того, данная формулировка Алиева, по своей сути, явно расистская, особенно учитывая недавно сделанные высшим руководством Турции и Азербайджана заявления относительно того, что взаимоотношения этих двух стран базируются на формуле «один народ-два государства». Значит, один народ уже имеет два государства в лице Турции и Азербайджана. Забывает Алиев и то, что в самом Азербайджане имеется Нахичеванская автономная республика, населенная ныне исключительно азербайджанцами, т.е. азербайджанский народ сам самоопределился дважды, причем в рамках одного и того же государственного образования. Получается, что в создании государств Алиев руководствуется селективным и дискриминационным подходом, что противоречит не только международному праву, но и несостоятельно не только морально, но и само по себе.

 

Однако, все данные доводы в контексте урегулирования азербайджано-карабахского конфликта являются второстепенными. Основным здесь предстает позиция Азербайджана, его видение будущего Нагорного Карабаха и возможные действия для достижения своей цели. И это будущее Ильхам-хан высказал, как уже отмечалось, предельно четко. Позиция Азербайджана вполне предсказуема, о чем не раз говорилось. В этой стране не завершен процесс формирования азербайджанского народа. Более того, он рискует быть нарушенным. Поэтому добровольное признание независимости НКР со стороны Азербайджана исключается, ввиду того, что после этого в Азербайджане, где на сегодняшний день территория компактного проживания только лезгин, талышей и аварцев составляет около 16 тыс. кв км или более 1/5 территории этого государства (это почти в полтора раза больше территории Абхазии и Южной Осетии вместе взятых), а их численность превышает 1,5 млн. человек, могут начаться процессы самоопределения вышеуказанных народов.

 

Признанию независимости НКР аналогичен и так называемый статус автономии, ведь после этого нацменьшинства Азербайджана могут потребовать автономии и для себя, после чего может быть поднят вопрос и об отделении. А всякая иная этническая автономия в Азербайджане является прямой угрозой существования и азербайджанского (читай: второго тюркского) государства с пока еще окончательно несформировавшимся народом. Более того, сценарий автономии для Азербайджана более неприемлем, чем даже признание независимости НКР. Поэтому, для Азербайджана существование Карабаха приемлемо только лишь в одном случае – без армян. Ввиду этого, любая брешь в существующей системе безопасности НКР, любые односторонние уступки, чреваты изменением сложившегося баланса сил между НКР и Азербайджаном в пользу последнего, что, без преувеличения, поставит под сомнение будущее армянской государственности и армянского народа в целом.

 

Это надо помнить всегда. Что же касается заявлений президента Азербайджана, то их можно квалифицировать как успешное прохождение детектора... правды. Алиев и как человек, и как государственный деятель высказал то, что он и весь азербайджанский политический истэблишмент на самом деле думают. За это мы должны быть ему благодарны. Ведь было бы намного хуже в случае его успешного прохождения детектора лжи.

 

Давид Бабаян

DeFacto.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 865
Календарь новостей
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru