Analitika.at.ua. 28 мая 2009 года на центральной площади порта Валенсия состоялась торжественная церемония, посвященная старту парусной яхты “Армения”, которая отправляется в кругосветное плавание по дорогам Спюрка. На торжествах прияли участие правительственная делегация из Армении, возглавляемая министром Диаспоры Грануш Акопян, руководители области и города Валенсии, консул Армении в Испании Мгер Бадалян, член Палаты лордов Великобритании леди Керолайн Кокс, представители широкой общественности и многочисленных армянских общин.
Ну нет в Армении моря: только красавец Севан. А в нас все еще живет древний “зов предков” - тяга и стремление к потерянным просторам Армении “от моря до моря”. Вот и приходится в очередной раз доказывать всему миру, что бороздить и покорять просторы морей и океанов, строить корабли под силу и самой сухопутной державе. Тем более, что есть у нас люди, фанатично преданные любимому делу, готовые сквозь бури и штормы бороздить просторы океанов и морей и раз за разом доказывать, что не случайно Армения “подарила” миру восемь адмиралов флота. И вот опять легендарный экипаж не менее легендарной “Киликии” отправился в дальнее плавание, но уже на парусном судне “Армения”, взяв курс по дорогам армянской Диаспоры. В течение почти годового путешествия “Армения” бросит якорь в портах пяти континентов, проплывет по водам трех океанов - Атлантического, Тихого и Индийского, - побывает всюду, где имеются армянские общины. Вполне естественно, что перед столь ответственным плаванием морякам попутного ветра, успешного плавания и доброго возвращения пожелал президент Армении Серж Саркисян: человек, с самого начала (еще будучи министром обороны) курировавший проект “Киликия” и сделавший все возможное для его осуществления.
На встрече с экипажем судна глава государства отметил, что сегодня многие могут сомневаться, насколько важно подобное труднейшее путешествие в XXI веке, когда с карты мира давно исчезли белые пятна. “Судьба нашего народа сложилась так, что армяне есть во всех уголках мира, и для нас чрезвычайно важна карта нашей национальной самобытности, карта нашего культурного наследия и карта истории армянских общин”, - сказал Серж Саркисян. По словам президента, символ этого плавания состоит в раскрытии и обогащении этого мира, в том, чтобы передать нашим общинам дух Родины, новый импульс, по-новому осмыслить формулу нашей самобытности и культурные шедевры, рассеянные по всему миру.
Глава государства также передал команде парусника Государственный флаг Республики Армения, который по традиции, по возвращении, будет сдан на хранение.
В свою очередь, член экипажа “Армении”, писатель-публицист Зорий Балаян, выразив благодарность главе государства, отметил, что экипаж будет время от времени информировать президента о ходе плавания.
Как все начиналось
В 1985 году известный в СССР судомоделист, а впоследствии - судостроитель Карен Балаян создал клуб морских исследований “АЙАС” (по названию главного морского порта Киликийского Армянского государства), на базе которого вскоре и начали строить деревянное парусное судно по рисункам и миниатюрам, сохранившимся в Матенадаране.
В июле 2004 года 19 членов экипажа во главе с капитаном Кареном Балаяном и капитаном-наставником Самвелом Карапетяном на судне, получившем название “Киликия”, взяли старт из порта Поти и, пройдя Черное, Мраморное, Средиземное моря, часть Атлантического океана, Бискайский залив, Северное, Балтийское моря, реку Нева, Волго-Балтийский канал, реку Волгу, Волго-Донской канал, Азовское море, вновь вошли в Черное море, впервые в мире обогнув Европу водным путем.
На борту “Киликии” впервые в нашей истории развевались Государственный флаг Армении и флаг НКР. Путешествие на “Киликии” стало предтечей начавшегося кругосветного плавания на яхте “Армения”.
Вперед, “Армения”!
Экспедиция кругосветного плавания на паруснике “АРМЕНИЯ” называется “Месроп Маштоц” и посвящается армянским матерям, сохранившим на чужбине родной язык. Что касается собственно “Армении” - “сестренки” “Киликии”, то это одномачтовая яхта, длиной 23 и шириной 6 метров. Водоизмещение - 44 тонны, осадка - 2,4 метра. Она была построена в 1991 году на судоверфи французского Бордо. С обеих сторон, на бортах у носа корабля на темно-синем фоне латинскими буквами выведено слово “ARMENIA”. В центре нарисованы знак вечности, армянский крест и 36 букв месроповского алфавита. На корме же, как принято, название яхты “ARMENIA” и порт приписки - Yerevan. Экипаж “Армении”: Зорий Балаян - начальник экспедиции, Самвел Карапетян - капитан, Армен Назарян - старший помощник, Гайк Бадалян - начальник вахты, Мушег Барсегян - боцман, Самвел Саркисян - кок и радиоинженер, Ваагн Матевосян - старший рулевой. Разумеется, все члены экипажа, в первую очередь, являются матросами, накопившими огромный опыт в течение трехлетнего плавания вокруг Европы на паруснике “Киликия”.
Около полугода члены экипажа занимались переоборудованием яхты в полноценное экспедиционное судно. Последний месяц весь экипаж находился на судне в испанском порту Валенсия. В настоящее время яхта оснащена всем современным навигационным оборудованием, а также спасательными средствами. Кстати, на приобретение яхты и работы по переоборудованию судна не потрачено ни одной лумы из государственного бюджета.
Маршрут яхты следующий: старт из Валенсии, затем идут Гибралтар, Атлантический океан, остров Барбадос, Панамский канал, Тихий океан, Северная Америка, вновь Панама, Атлантический океан, Южная Америка, мыс Горн, Тихий океан, Новая Зеландия, Австралия, Индийский океан, Индонезийские острова, Сингапур, полуостров Индостан, Персидский залив, Красное море, Суэцкий канал, Средиземное море. Официальный финиш - порт Бейрут (юридический - Валенсия). Остановки планируются только в нескольких материковых портах, где имеются большие армянские колонии. Там уже сейчас работают так называемые сухопутные команды, которые в рамках проекта “Месроп Маштоц” - будущего фильма - производят съемки армянских церквей, школ, хачкаров, исторических памятников.
Посвящение экспедиции создателю армянского алфавита не случайно: в 301 году нашей эры Армения первой в мире официально приняла христианство как государственную религию. Конечно, вовсе не случайно Божий выбор пал на Армению, где на протяжении трех столетий после рождества Христова епископы неустанно проповедовали идеи христианства, которые глубоко проникли в души не только народа, но и правителей. И вполне закономерно, что на смену тяжелейшему периоду отдельных апостольских проповедей пришло время основания именно в Армении уникальной Епископской кафедры на государственном уровне. И процесс этот увенчался официальным приятием христианства при активном участии царя Трдата III и первого Католикоса всех армян Григория Просветителя. Одним только легендарным апостолам-великомученикам нестерпимо тяжело было распространять по белу свету идеи христианства. Нужно было эту священную и чреватую невыносимыми страданиями ношу взвалить на плечи уже не отдельного человека-апостола, а целого народ, которому предстояло стоически нести апостольскую миссию не только у себя на родине. Не случайно также и то, что в том же IV веке, в 387 году, армян постигла зловещая участь. Распалась христианская Армения, и многие аборигены рассеялись по белу свету.
Двадцатисемилетний ученый-монах Месроп Маштоц из Ацекаца первым предвидел смертельную опасность, связанную с тем, что армяне, потеряв родину, уже в следующем поколении на чужбине потеряют и язык, и веру. И опять же первым он действенно определил, что главным оружием для соотечественников на чужбине может стать только своя собственная письменность. До той поры культура армянского народа и, особенно, поэзия, создавалась с использованием греческого, латинского и других алфавитов. Нужна была письменность, отражающая и дух, и суть, и характер, и самобытность древнего народа, осознанно принявшего христианство. Ему нужна была своя Библия только на родном языке.
И вот сегодня парусная яхта “АРМЕНИЯ” совершает кругосветное плавание по дорогам Спюрка, по океанским маршрутам предков, которые на всех материках создавали частицу своей родины со всеми атрибутами святой Армянской Апостольской церкви и национальной культуры. Экипажу “АРМЕНИЯ” предстоит не только пройти дорогами отцов, но и пережить то, что пережили они на опасном и многотрудном пути, ведущем к местам, где они бросали якоря. Предстоит также поведать миру о том, как в нелегких, подчас трагических, условиях они выполняли свою миссию, возводя на планете сотни и сотни христианских памятников, многие из которых являются подлинными шедеврами мировой храмовой архитектуры и национальной культуры.
Ирина АБРОЯН, при подготовке материала использовано досье, присланное экипажем “Армении”
RA.am |