Analitika.at.ua. Музыкальный май был богат яркими впечатлениями и разорвал ткань серой повседневности. О самых интересных событиях мая мы уже писали, а завершился месяц неожиданным сюрпризом - гастролями двух великолепных пианистов - одного из лучших исполнителей Италии Карло ГРАНТЕ и нашей молодой соотечественницы Наре АРГАМАНЯН, живущей ныне в Вене. Они приехали по приглашению художественного руководителя и главного дирижера Филармонического оркестра Армении Эдуарда Топчяна и выступили в Большом зале имени Арама Хачатуряна.
В программе - фортепианный концерт d-dur Гайдна в исполнении Наре Аргаманян и оркестра, Концерт для двух фортепиано Моцарта (солисты - Карло Гранте и Наре Аргаманян) - в первом отделении и Пятый концерт Бетховена в исполнении Карло Гранте - во втором. Вся программа захватила зал неординарной интерпретацией, исключительной душевностью, благородством стиля, масштабностью трактовки, красочностью звуковых планов, а главное - в исполнении обоих солистов полностью отсутствовала внешняя аффектация, все было точно выверено и в то же время согрето душевной теплотой. Необыкновенно впечатляла атмосфера, царившая в зале, сосредоточенная тишина. А после каждого исполнения - восторг публики, нескончаемые аплодисменты.
Если с игрой Наре большинство слушателей были знакомы и раньше, когда она еще училась в Ереване, то искусство Карло Гранте - пианиста и композитора - многие открывали для себя впервые. Гранте получил солидное образование: сначала в римской консерватории Санта-Чечилия, потом в Майамском университете и Джульярдской академии, а затем в Лондоне у знаменитых музыкантов-педагогов. С большим успехом он выступал на самых крупных сценах мира - в Нью-Йорке, Лондоне, Риме, Милане, Сингапуре, Ханое, Загребе, Рио-де-Жанейро, городах Германии, Стамбуле. Участвуя во множестве фестивалей, он уже получил известность как пианист и композитор, записал на СД огромный репертуар - в частности, все фортепианные произведения Скарлатти и Клементи. Карло Гранте выступает с ведущими оркестрами мира, а также в камерных ансамблях с рядом крупнейших музыкантов. Его концерты всегда сулят загадки и открытия, редко свойственные другим музыкантам.
Вот и в Ереване, играя с Наре Концерт Моцарта для двух фортепиано, а во втором отделении Пятый концерт Бетховена с оркестром, он продемонстрировал ни на кого не похожий талант: многоцветие темпераментной и вместе с тем прозрачной игры, где тонкий лиризм сочетался с мощной энергией, где филигранная техника с блеском одолевала самые сложные композиторские приемы. В Пятом концерте Бетховена он словно высвечивал внутри тончайшей полифонической ткани бетховенского произведения богатство и вместе с тем мудрую экономию звуковых красок, необычную пластичность фразировки.
Играя с Наре Концерт Моцарта в абсолютной неразделенности с инструментом, они творили моцартовской вязью свое новое сказание о жизни, делясь с залом самым сокровенным. В этом неземном разговоре не было пустых мест. Каждый звук, фраза несли свой смысл: то спор с самим собой, то просветленную ясность и покой, то решимость сопротивления. Неповторимая техника пианистов придала этой вязи разность оттенков, акцентов, где самое тихое пиано не пропадало втуне. Это было достойное партнерство. Высокий исполнительский уровень в этот вечер продемонстрировал и наш Филармонический оркестр под управлением Эдуарда Топчяна.
Очень радостной для нас была встреча с Наре Аргаманян. Уже пять лет она за рубежом, и до нас время от времени доходили вести о ее победах в серьезных международных конкурсах. И вот она вернулась, став подлинным профессионалом, известной пианисткой, которой рукоплещет публика крупнейших залов Европы и Америки.
А в памяти будто сегодня ее выступление в Доме камерной музыки, где она играла с Камерным оркестром под управлением Арама Карабекяна. Худощавая, темноволосая скромная ученица одного из лучших профессоров -Александра Гургенова в тот вечер играла моцартовский концерт. Слушая Наре, не верилось, что на сцене всего лишь подросток. Свободное владение всеми видами фортепианной техники сочеталось в ее игре с яркой музыкальностью, чистотой интонации, удивительным для ее возраста пониманием музыкальной мысли. А больше всего поражала та естественность, с какой она общалась с музыкальным инструментом. Внешне она держалась на сцене необычайно сдержанно, словно бы и не творила на сцене на виду у всех. Но секрет этой скромной девочки был в ее глазах, в которых таилась глубокая внутренняя наполненность и вместе с тем искрилось чисто детское победное озорство.
Программа, которую она играла еще до своего отъезда, состояла из произведений , входящих обычно в репертуар зрелых профессионалов-пианистов. Но дело, конечно, не в том, что она играла, а в том, как она играла эту сложнейшую программу.
Переломным для Наре стал 2004 год, когда она - уже неоднократный лауреат конкурсов - уехала для продолжения учебы в Вену. Чужой город, иная манера педагогики поставили юную пианистку в еще не испытанные условия полной самостоятельности. Не сразу, но эта непростая пора инициировала в целеустремленном характере девочки новые поиски и достижения в исполнительском искусстве. Оставаясь поклонницей романтической музыки, она вместе с тем искала свое выражение сложных, редко исполняемых произведений мирового репертуара. И росла. Это с триумфом показало ее участие в различных международных конкурсах в Вене, Канаде, в других странах. И вот совсем недавно на конкурсе в Австрии Наре завоевала "Гран-при".
Ее исполнительское искусство открывали для себя слушатели Женевы, Монреаля, Вены, Сан-Франциско, Бостона и других городов. Есть что-то невероятное в той гипнотической силе, которая свойственна игре Наре: она совершенно не задета штампами времени, именно потому свободна и естественна. Всем уже ясно: в мировую концертную жизнь вошла новая неординарная личность...
Наталия ГОМЦЯН
Golos.am |