Analitika.at.ua. Интервью заместителя директора научно-образовательного фонда «Нораванк» Севака Саруханяна газете «Аравот»
- Какая из стран – Армения или Турция – больше выиграет от открытия армяно-турецкой границы, налаживания двусторонних дипломатических отношений?
- Сейчас очень трудно сказать, кто выиграет больше, поскольку, по моему мнению, достижения Армении будут преимущественно экономическими, а Турции – политическими. Вопрос тут ставится несколько иначе: что важнее – экономика или политика? Я считаю, что в любом случае выиграют обе стороны, независимо от того, какая из них воспользуется полученными от открытия границ дивидендами. Однако очевидно, что нормализация отношений необходима как Турции, так и Армении.
- Что может в корне изменить или помешать урегулированию армяно-турецких отношений?
- Я считаю, что основная угроза урегулирования отношений между Арменией и Турцией исходит от степени противодействия Азербайджана этому процессу. Очевидно, что Азербайджан препятствует урегулированию этих отношений. В то же время, очень многое зависит от того, какие инструменты готов применить Баку для воздействия на этот процесс. Если Азербайджан решит изменить направление экспорта газа к России и ограничить эксплуатацию нефтепроводов Баку-Джейхан и Баку-Эрзрум, то политические и экономические потери Турции будут существенными, что сразу может подействовать на диалог между Анкарой и Ереваном. Однако в этом вопросе свобода действий Азербайджана не такая уж очевидная. На то есть ряд важных обстоятельств – насколько Азербайджан готов прибегнуть к резким шагам, как отреагируют на это западные страны, желает ли Азербайджан заменить Турцию (как основного энергетического партнера) Россией, какие последствия все это будет иметь для Азербайджана? Я думаю, что однозначных ответов нет.
- Как может подействовать урегулирование армяно-турецких отношений на уже стартовавшие или задуманные коммуникационные, энергетические или иные региональные проекты?
- Сегодня регион входит в фазу реализации проекта строительства газопровода Nabucco. Я не согласен с мнениями о том, что в случае сдвига в армяно-турецком процессе и урегулирования карабахского конфликта азербайджанский газ будет экспортироваться по территории Армении: Баку еще долго будет проводить политику блокады Армении независимо от любого, даже существенного сдвига. Но самое главное то, что открытие армяно-турецкой границы позволит Армении стать «связующим звеном» между иранским газом и Nabucco и другими подобными проектами. Армяно-иранское сотрудничество имеет стратегический и долгосрочный характер, что может способствовать принятию Тегераном решений по использованию территории Армении с целью экспорта газа. Для этого уже есть газопровод Иран-Армения, который может быть расширен. Есть также уже расширенный газопровод до Эрзрума или, скажем, вариант протянуть его до Тбилиси. Понятно, что с чисто географической точки зрения намного выгоднее экспортировать газ из Ирана прямо в Турцию, однако для энергетической политики Ирана всегда решающими были политические факторы. Иран заинтересован в увеличении своего присутствия в Армении и на Южном Кавказе, и Nabucco предоставит ему такую возможность. Я думаю, что открытие армяно-турецкой границы позволит расширить наше сотрудничество с Ираном и стать важным энергетическим звеном в регионе. Мне также кажется, что Россия будет заинтересована в экспорте иранского газа на Запад именно по территории Армении, поскольку присутствие российских компаний на энергетическом рынке Армении существенно, и благодаря этому Россия станет участником региональных проектов.
- Как может подействовать урегулирование армяно-турецких отношений на азербайджано-турецкие отношения, и на самом ли деле отличаются интересы Турции и Азербайджана, связанные с Арменией?
- Я считаю, что армяно-турецкий диалог уже подействовал на отношения Баку и Анкары. Ну а в какой мере – покажет время. Все зависит от того, к чему, в конце концов, приведет этот диалог и насколько Турция готова принимать очень сложные для нее и ее союзника решения.
Noravank.am |