Analitika.at.ua. Трудно сказать, знаком ли министр обороны Турции Веджи Генуль с творчеством Николая Васильевича Гоголя. Скорее всего — вряд ли. Однако на днях он предстал в образе классического гоголевского персонажа — Манилова. Выступая в Вашингтоне на заседании американо-турецкого совета, г-н Генуль заявил, что “необходимо достичь сближения Армении с Западом, а не с Россией и Ираном”. Кажется, даже вышеупомянутый Манилов в своих фантазиях не заходил столь далеко.
Вообще создается впечатление, что маниловщина стала своего рода символом турецкой внешней политики, особенно в вопросах Южного Кавказа. Тот же Генуль призывает Америку активизировать усилия в направлении карабахского урегулирования. Ему кажется, что это единственное препятствие на пути исполнения вековечной османской мечты о вытеснении России и Ирана из региона. При этом кажется не ему одному — достаточно вспомнить недавнее нашумевшее выступление премьер-министра Эрдогана в Баку, когда глава турецкого правительства неожиданно увязал ход диалога с Ереваном с карабахской проблематикой. Так что эрдогановские министры теперь просто обязаны подпевать начальству. Подобно тому, как это делает государственный министр по вопросам внешней торговли Зафер Чаглаян, заявивший, что “граница не откроется, пока не решится карабахский вопрос”. Для ускорения миротворческого процесса Анкара, как мы уже отмечали, рвется повысить свою роль в Минской группе ОБСЕ едва ли не до уровня “четвертого посредника”. Одновременно новый глава турецкого МИД Ахмед Давутоглу намекает, что еще не все потеряно, и убеждает тех же американцев, что его страна всячески стремится к нормализации отношений и двустороннему сотрудничеству с Ереваном.
Обычно, когда в одной голове роятся несколько диаметрально противоположных идей, это называют шизофренией. Но в данном случае речь идет не о психическом заболевании турецкого политического истеблишмента, а о в корне неправильной оценке ситуации. И еще неизвестно, что хуже. Очень трудно понять, почему Анкара внушила себе (а теперь пытается внушить и американцам), что от урегулирования карабахского конфликта зависит открытие границы с Арменией. Это первая ошибка. Вопрос разблокирования границы, как мы уже не раз писали, зависит от совершенно другого фактора — политической воли России. Повторим еще раз: на деле существующая де-факто граница является границей между Россией (как правопреемницей СССР) и Турцией. Никакого договора о границе у Армении с соседней страной нет, следовательно, нет и совместной границы в юридическом смысле слова. Можно с полной уверенностью утверждать, что именно Москва инициировала армяно-турецкий диалог и хотела бы разблокировать границу, потому что это нужно ей по целому ряду причин. И в первую очередь для того, чтобы минимизировать и свести на нет роль Грузии как основной транзитной страны в регионе. Кремль желал бы видеть в этой роли Армению.
И тут мы подходим ко второй турецкой ошибке. Чем вызвано такое желание российской стороны? Ответ очевиден. Москва прекрасно понимает, что ликвидировать ее роль, влияние и значение в Армении практически невозможно и никакое открытие границы с Турцией в этом смысле ничего не изменит. Потому что в нашей стране дислоцированы российская военная база и пограничные подразделения ФСБ РФ. Потому что России, а не кому-то другому принадлежат вся энергетическая инфраструктура Армении — АЭС, гидро- и теплоэлектростанции и распределительные сети. В российском ведении “наши” газопроводы (в том числе и связывающий Армению с Ираном) и железная дорога (которую, заметим, россияне активно готовят к началу движения по линии Гюмри — Карс). О ведущих предприятиях промкомплекса, особенно относящихся к сфере оборонки, умолчим. В целом же в Армении действуют более 1000 российских и совместных армяно-российских предприятий. Львиная доля (около 80 процентов) частных денежных переводов поступает к нам из России, где живет сегодня как минимум треть армянского народа. Словом, масса фундаментальных рычагов влияния, делающих российское военно-политическое и экономическое присутствие в Армении поистине непоколебимым. На этом фоне турецкие надежды (как и опасения некоторых местных аналитиков) на “отрыв” нашей страны от России, ее дрейф в сторону Запада под эгидой Турции выглядят, честно говоря, просто смешно и не слишком умно. Российские поезда будут ходить из Армении в Турцию по российским рельсам. Российская энергия будет подаваться по российским проводам через границу. Российский газ потечет по российским газопроводам... И так далее, и тому подобное. И от решения, в частности, карабахского вопроса, от взаимоотношений Анкары с Баку, от всякого рода воинственных пропагандистских и ура-патриотических заявлений эта реальность никак не зависит. Конечно, мечтать никому не запретишь, мечты всегда выглядят красивее суровой прозы жизни. Но это еще не основание для того, чтобы выносить свою глупость не всеобщее обозрение.
Армен ХАНБАБЯН
Новое время |