Вторник, 23.04.2024, 20:44
Главная » 2009 » Июнь » 9 » Армянский флаг над Канарскими островами
Армянский флаг над Канарскими островами

Analitika.at.ua. Канарский архипелаг - острова на северо-западном побережье Африки. На карте маршрута экспедиции "Месроп Маштоц" это географическое название не обозначено, хотя острова эти непосредственно лежат на нашем пути. Конечно, на протяжении кругосветки нам встретится много островов, однако редко где нам придется причалить. Ведь мы должны уложиться в один год, поэтому главным нашим противником будет не шторм, а штиль. И все же обойти Канары – значит взять грех на душу: как нам стало известно, шесть лет назад, в октябре 2003 года, на острове Ла-Пальма Канарский архипелага был поднят армянский государственный флаг.

Тогда на Ла-Пальма в торжественной обстановке был открыт уникальный телескоп, с помощью которого ученые нового направления в современной астрофизике, так называемой гамма-астрономии, исследуют в глубинах космоса мощные источники гамма-излучения, взрывы сверхновых и новых небесных объектов. Среди этих ученых - наши соотечественники. Более того, как мне рассказали, впервые регулярные наблюдения за гамма-источниками сверхвысоких энергий осуществил в Крымской обсерватории наш соотечественник Арнольд Степанян еще в 1969 году.

В Армении в конце 80-х годов небольшой телескоп нового поколения построил Размик Мирзоян, который впоследствии стал руководителем самого большого телескопа в мире - Магик гамма-телескопа. В проект были вовлечены ученые из 20 институтов, представляющие 11 стран Европы и Азии. Армения в том почетном списке была единственной из республик бывшего СССР. Постоянным членом колаборации (объединения стран-участниц) является Ереванский институт физики, возглавляемый профессором Ашотом Чилингаряном. Я связался по радиотелефону с Мирзояном - и выяснилось, что он в Мюнхене и готовится на днях вылететь по делам в Японию. А как бы мы хотели встретиться с ним на "его" острове, где был поднят наш флаг. Если нам повезет, то встреча может-таки состояться.

Еще в Валенсии, где экипаж готовился к кругосветке, после долгих поисков мы разыскали известного ученого - разработчика аппаратуры для астроисследований Варужана Даниеляна. Это он был главным проектировщиком электронной части того самого уникального телескопа, который был запущен в ноябре 2003 года. Оказалось, что сегодня мало кто помнит о вкладе армянских ученых в развитие гамма-астрономии...

Судя по всему, забвение становится у нас печальной традицией. Так было (и продолжается) с выдающимся ученым-астрофизиком и философом Григором Гурзадяном. Мало кто сегодня знает, что в начале 70-х годов прошлого столетия в разгар эйфории освоения космоса гремело название древнего Гарни и имя Григора Арамовича Гурзадяна, директора Гарнийского института космических исследований. Множество статей в то время было опубликовано о научном подвиге ученого, который в декабре 1973 года наконец запустил в космос свою внеатмосферную обсерваторию "Орион-2". О Григоре Гурзадяне я вспомнил еще и потому, что на днях у меня случилась буквально сущая беда. Я потерял (банальная кража в дороге) свой видавший виды дипломат. В нем было много чего, в том числе и паспорт, и блокнот, в котором я вел записи о подготовке старта "Армении", мой телефонный справочник с тысячью номеров, столь нужных во время путешествия. Все восполнимо. Все. Но слезы наворачиваются, когда вспоминаю, что потерял записную книжку, в которой на протяжении последних месяцев записывал наши разговоры с Гурзадяном.

Это были бесценные записи: беседы наши проходили в поистине драматической ситуации. Григор Арамович абсолютно слеп и слышит едва-едва - исключительно с помощью слухового аппарата... Ему 88 лет. Дай Бог ему долгих лет, и дай Бог нам успешно завершить кругосветку, чтобы возобновить наши диалоги. А пока надо по мере сил бороться с забвением, ставшим для нас эпидемией.

Накануне вылета к месту старта "Армении" мы с президентом НАН РА Радиком Мартиросяном и председателем Союза писателей  Левоном Ананяном посетили Гурзадяна. Мудрый старец был рад визиту. Но я понял: это нужно не ему, Григору Гурзадяну. Это нужно нам. Вот и сейчас, подойдя к острову Ла-Пальма, мы просто обязаны отдать якорь, выйти на берег и поклониться месту, где благодаря армянским ученым-подвижникам был поднят флаг нашей родины.

Зорий БАЛАЯН