Analitika.at.ua. Весна - мертвый сезон для Цахкадзора. Большинство пансионатов закрыто до лучших времен - летнего сезона. Некоторые работают с небольшой загрузкой - легкую активность здесь можно заметить только в субботу-воскресенье или в праздники.
Между тем цахкадзорцы живут именно за счет отдыхающих. Других источников дохода у них нет. Практически весь город занят в сфере услуг и мелкой торговли: магазинчики, различные увеселительные услуги, рабочие места в многочисленных домах отдыха. По признанию цахкадзорцев, весну они переживают, потуже затянув пояса. На четверговой литургии в Кечарисе, однако, оживленно, чего не скажешь в другие часы. Священник Кечариса отец Шаган большую часть дня прохаживается по саду комплекса. "Сейчас в основном цахкадзорцы. В сезон на службу очень много приходит приезжих как из окрестных общин, так и из Еревана и других мест", - отмечает отец Шаган. Служба в Цахкадзоре вообще усилила философичность размышлений отца Шагана. Почва для этого - контраст между роскошью "сезона" и аскетичностью "демисезона".
Сейчас особенно много стали обсуждать одну из ключевых проблем отечественной туристической отрасли - дороговизну. Дороговизна туризма в Армении в основном обусловлена высокими ценами на гостиничное проживание, и туроператоры совместно с владельцами гостиниц обсуждают возможности снижения цен хотя бы в мертвые туристические сезоны. К этому призывают и в Министерстве экономики. Хотя не все владельцы гостиниц и домов отдыха внемлют этому призыву, не учитывая, что сезонные скидки - давно практикуемое в мире маркетинговое решение, позволяющее склонить потребителей к активности тогда, когда они не намерены приобретать те или иные товары или услуги. К тому же это позволяет сгладить сезонные перекосы в потреблении, распределяя его во времени равномерно. К примеру, при наплыве в Цахкадзор в июле-августе резко падает качество обслуживания, взлетают ввысь цены, весной и осенью наблюдается обратная тенденция. Но не по ценам. Это обусловлено сезонным перекосом, не способствующим накоплению ресурсов в пиковые сезоны у организаторов отдыха, которые предпочитают не тратить большие средства на повышение качества и работают в эти пиковые сезоны кое-как в ожидании межсезонного затишья.
Однако не все дома отдыха Цахкадзора организуют отдых, игнорируя современные каноны ведения бизнеса. К примеру, Дом творчества писателей применяет весной гибкие скидки. В частности, в апреле-мае он снизил стоимость номеров на 30% в сравнении с летними ценами. Так, суточная стоимость номера на двоих - от 9 тысяч драмов до 12,5. Разница обусловлена ремонтом в номерах. "И дело не только в ценах. Порой при наличии свободных номеров за ту же цену мы размещаем отдыхающих в более комфортных номерах", - рассказывает администратор Дома творчества писателей Алла Геворгян. Скидки делают свое дело: хотя Цахкадзор пуст, в Доме творчества писателей довольно оживленно. Сюда едут на семинары и конференции целыми делегациями, приезжают и семьями. Резон в том, что от пустующих номеров пользы нет ни администрации, ни многочисленным сотрудникам Дома отдыха, ни отдыхающим или делегатам.
В противоположность ему действует Multi Rest House, где безотносительно к сезону стоимость номера начинается от 45 тысяч драмов. И это при условии, что, к примеру, нигде в Цахкадзоре невозможно подключиться к интернету - будь то номер за 45 или за 5 тысяч. Особенно это смущает наших иностранных гостей, которые не могут понять: как это, заплатив $150 за номер в сутки, невозможно воспользоваться банальной для всего развитого и не очень мира услугой.
Рядом с Цахкадзором расположено Анкаванское ущелье, которое в свое время славилось домами отдыха. В мае они пустуют. Вообще едешь вдоль по ущелью и возникает чувство, что жизнь здесь остановилась. Тишину нарушает бушующий весной поток мелководной летом речки Мармарик. Наоборот, весьма оживленно в глубине ущелья. Здесь работает разнообразная строительная техника - достраивается довольно большое Мармарикское водохранилище, с вводом в эксплуатацию которого это живописное ущелье вообще превратится в сказку.
В конце ущелья, где смыкаются горные хребты, дремлет село Анкаван, где в сотне домов постоянно живут 10 семей. Паренек рассказывает, что летом приезжают еще семей 10 коренных анкаванцев. В основном это эмигрировавшие на историческую родину греки. Единственная в селе церковь тоже греческая - православная. Древняя, как сама церковь, греческая старушка рассказывала, что в деревню за неимением своего священника в одну или две недели раз приезжает православный русский священник из Еревана. Надгробные камни тут сплошь испещрены греческими надписями. Вымерло основное население Анкавана.
Паренек говорит, что в Анкаване работы нет. Увлеченно рассказывает о посевах картошки и злаковых, но не то. Лес, говорю я, думая, что есть орехи, малина, ежевика, грибы. Но - нет. Лес-то есть, но - это дрова. Не дерево, а дрова для топлива. "Конечно, - возбуждается паренек, - лес осенью. Осенью начнем дело. Расходится много, в основном на дрова". Хотя бы для переработки? Нет, на дрова. Из возбуждения паренька понимаю, что и дешевые дрова - деньги немалые. Правда, есть тут один источник сравнительно легкого дохода - горячий источник. Но местные не договаривают. Дело в том, что бьющая из-под земли богатая минералами горячая вода притягивает многих. Здесь примитивно организованы ванны для купания в этой воде, час стоит от 5 тысяч. Куш немалый, но все это давно застолбили не местные, а районные предприниматели. Прибыль идет не в карманы анкаванских "полуэмигрантов", а более предприимчивым в районном масштабе лицам. Анкаванскими теплыми источниками не брезгуют повидавшие виды наши высокопоставленные чиновники и нувориши-олигархи.
Потенциал, бизнес-потенциал здешних мест еще не раскрыт, Анкавана – так и вовсе закрыт. Дремучий лес здесь не только в прямом смысле, но и в переносном. Бесхозяйственность и отсутствие государственного начала пустили развитие здешних мест на самотек. Произвол стал причиной заполнения вакуума сознанием местных князьков или местным, не поддающимся цивилизации методам ведения хозяйства и бизнеса. А места здесь подпадают под любые современные бизнес-проекты. Проекты, сохраняющие природу, развивающие экономику, социум и
Рубен ГРДЗЕЛЯН
Golos.am |