Analitika.at.ua. В середине мая текущего года в селе Суренаван Араратского марза был введен в строй армяно-российский завод "Абит" - первое в Армении предприятие по производству окисленных дорожных и строительных битумов. О создании предприятия и его дальнейших планах рассказывает директор завода Нелли Восканян.
- Г-жа Восканян, как пришла идея создать битумный завод?
- В 2005 году на уровне армяно-российской межправительственной комиссии по экономическим связям был поставлен вопрос о строительстве битумного завода в связи с тем, что данная продукция крайне необходима для рынка Армении, а ее ввоз из России или других регионов очень накладен. Группа бизнесменов из России и Армении решили осуществить эту программу. С армянской стороны - это компания "Мика Лимитед", с российской - компания "Лаварден". В 2006 году была приобретена Суренаванская нефтебаза с целью строительства на ее территории завода по производству битумов. К сегодняшнему дню объем инвестиций уже составил более 21 млн. долларов. Проект технологической установки выполнила российская компания ЗАО "ЗТО "Оникс" из г.Волгодонск Ростовской области, а проект по расширению реконструкции нефтебазы осуществил Армянский республиканский промышленный проектный институт. Генеральным подрядчиком являлась армянская компания "Интеркапал".
На мой взгляд, такой шаг учредителей можно назвать смелым. Вложить капитал в регион, не владеющий коммуникациями и собственными ресурсами нефтяного сырья - конечно, определенный риск. Но, как видите, риск оправдался: сегодня Армения реально готова к производству столь необходимого дорожного и строительного битума.
- Можно ли озвучить цифры по себестоимости суренаванского битума?
- В сложившихся условиях несколько преждевременно называть какие-либо конкретные цифры, потому что международный рынок нефтесырья в настоящее время сильно колеблется. Хочу заметить, что повышение цен на энергоносители также повлияет на себестоимость продукции. К этому вопросу целесообразно вернуться позже, когда будут видны наши производственные и другие расходы.
- Когда завод сможет приносить прибыль?
- Расчетная проектная мощность предприятия позволяет ежегодно производить до 46 тыс.тонн дорожного и 3000 тонн строительного битума, а также более 40 тыс.тонн продукции для химической промышленности. Не думаю, что в ближайшее время мы будем поставлять дорожный битум в другие регионы, так как наши возможности обеспечивают пока лишь потребности внутреннего рынка. Другой вопрос - когда мы сможем достичь показателей, заложенных в проект, но это уже зависит от многих факторов. Говорить сегодня о сроках окупаемости пока нереально. В нынешней ситуации следует учитывать и изменения курса доллара, и мировые цены на нефть, и глобальный экономический кризис.
- Откуда будет поставляться сырье?
- Сырьем для производства является мазут или гудрон. Нами подписан контракт с компанией "Роснефть" на поставку сырья. На днях уже поступила первая партия гудрона. Для опытной продукции мы одновременно рассматриваем варианты приобретения сырья и из других регионов.
- Обычно производство нефтепродуктов сопровождается экологическим неблагополучием близлежащих районов...
- Для сокращения выбросов в окружающую среду на заводе установлена автоматическая система конденсации паров битума, построены комплексные очистные сооружения. Наши проекты прошли экологическую экспертизу, состоялось слушание в местной общине. Я была поражена активностью жителей села Суренаван, которые с пониманием дела задавали вопросы. Для обеспечения противопожарной безопасности внедрена автоматическая система пожаротушения, оборудовано пожарное депо, установлена система противопожарной защиты. По нашей просьбе завод неоднократно посещали специалисты МЧС Армении, чтобы заблаговременно выявить и устранить возможные упущения по пожарной безопасности. В первую очередь, это нужно было нам самим, чтобы во время эксплуатации завода избежать внештатных ситуаций.
- Какие современные технологии используются в производстве?
- Технология процесса получения битума, в принципе, не изменилась с момента ее рождения. Тем не менее, оборудование, которое спроектировал и изготовил ЗАО "ЗТО "Оникс", является на сегодняшний день самым современным. И, конечно, предлагаемые решения тех или иных операций тоже достаточно актуальны. Например, предусмотрена прогрессивная система противоаварийной защиты (ПАЗ). В случае отклонения от предусмотренных регламентом допустимых параметров ПАЗ своевременно предупреждает возникновение аварийной ситуации и обеспечивает остановку или перевод процесса в безопасное состояние. Но это всего лишь один из примеров использования новейших методов и технологий в нашем производстве.
- Обслуживание такой техники предполагает и соответствующую квалификацию персонала.
- Отличительная черта нашего завода - высокая автоматизация управления. Непосредственно занятые в обслуживании установки работники составят всего лишь одну четвертую часть персонала. Это вполне нормальное явление для автоматизированного предприятия. Однако одну из самых серьезных проблем для нас представляют кадры. Для меня как руководителя важной задачей является формирование не просто рабочего коллектива, а команды единомышленников, на которую можно положиться. В высшем управленческом звене у нас уже работают специалисты из России с большим производственным опытом на подобных предприятиях. В настоящее время высококвалифицированные российские специалисты обучают наши кадры "узким" специализациям. Основной набор работников производится из Араратского региона. Общее количество сотрудников предполагается довести к концу года до 200 человек со средней зарплатой в 120-140 тыс. драмов. Акцент делаем на молодежь.
Наталья Оганова
Express.am |